Взаимоотношение первобытной медицины и религиозных верований в Чувашском Поволжье
Предлагаем Вам ознакомиться с фрагментом главы «Взаимоотношение первобытной медицины и религиозных верований в Чувашском Поволжье». Страницы 109-110.
<...>
По этнографическим источникам известно, что все древние народы Среднего Поволжья, в том числе предки чувашей сувары и болгары, обожествляли солнце. Каким образом такое единоверие разных народов на огромной территории региона и даже их соседей (русов, казахов) могло возникнуть и существовать? Ответ однозначный: трепетное отношение древних народов Индии, Ирана и Месопотамии к небесным светилам, трансформация этой веры многочисленными кочевыми племенами на территории Среднего Поволжья. Примером является то, что еще в V—III тысячелетиях до н.э. в указанных государствах существовали верховные боги солнца со своими именами, например, в Индии — бог солнца Сурья, в Месопотамии — Шамаш, в Иране — Митра, в Египте — Осирис. Эти боги покровительствовали богатству страны, оберегали здоровье и жизнь людей и обитателей. Пришедшие с юга в Среднее Поволжье племена продолжили эту веру, так как постоянно чувствовали свою зависимость от солнца, от воли бога солнца — Тенгри.
У древних жителей Среднего Поволжья, в том числе Чувашского края, сильно было развито поклонение солнцу, луне, звездам, о чём свидетельствуют археологические находки эпохи бронзы и железа: подвески в виде круга с небольшим диском в центре и расходящимися от него лучами, изображающими солнце, лунницы с глазками, предметы поклонения небесным светилам и т.д.25 Об этом можно судить по некоторым фольклорным элементам: «Материнская забота — солнечное тепло», «Приветливость — солнечный свет», «Если я тебя обманываю, пусть на меня солнце не светит»26. По верованиям сувар и болгар (древних чувашей), солнце являлось могучим богом, подателем добра, благополучия, тепла, света, здоровья и недугов. Так, путешественник Д. Месарош в своих путевых заметках писал, что, по поверьям чувашей, постоянные или частые недуги возникают от непочитания солнца или от влияния солнца, т.е. вредоносного влияния солнца27. Следовательно, по мнению верующих чувашей, солнце обладало способностью показать всякое зло и ложь. По этому поводу существовали народные пословицы и поговорки, клятвы человека солнцем, что он не виноват: «Пусть меркнет для меня солнце, если я лгу», «Клянусь солнцем, я не брал (или не трогал, не говорил)»28.
Пережитки олицетворения солнца сохранились до наших дней. Это видно по таким примерам, как ориентация погребенного покойника лицом на восток, расположение поселения с ориентацией на восток, строительство дома с ориентацией окон на юго-восток, моление людей стоя лицом к солнцу, обращаясь на восток. Эти обычаи показывают, что древние чуваши хотели бы, чтобы в их поселениях всегда ярко светило солнце, в их домах долго светило солнце, было сухо и тепло, в итоге способствовало бы сохранению здоровья и предупреждению возникновения болезней домочадцев. Это отразилось и в устном народном творчестве: «Солнце здоровье дарит», «На солнце и ногти растут», «Солнце лицо румянит и ноги укрепит», «Солнце потомство умножает» и т.д. Многие люди носили амулеты как символы солнца в виде круглого бронзового диска, защитника от болезней и несчастных случаев29.
<...>
- Версия для печати
- 3470 просмотров