Заключение

Исламизация чувашей в Урало-Поволжье в XVIII-XX вв. осуществлялась в несколько этапов. В течение первого этапа, с середины XVIII — в первые десятилетия XIX вв., исламизация носила единичный характер и происходила в местах тесного и многовекового соседства с мусульманами (Присвияжье, север Башкирии). На последующем этапе, в XIX — первых десятилетиях XX вв., переход в мусульманскую религию стал массовым явлением, отразившимся в росте численности и расширении ареала данной этноконфессиональной группы. Исламизация чувашей протекала в рамках массового «отступнического» движения в Урало-Поволжье, охватившего почти все народы региона. Формирование группы шло путем тайного приобщения к исламу неофитов с последующей легализацией их конфессиональной принадлежности. Либерализация общественной жизни в первые десятилетия XX в. продемонстрировала достаточно мощный потенциал воздействия ислама на чувашское население Урало-Поволжья. Начиная с 20-х гг. XX в. темпы исламизации замедлились под влиянием социально-политических факторов (прежде всего, атеистической пропаганды), поставивших религиозный вопрос вне общества. Судьба чувашей-мусульман и их потомства определялась отныне эффективностью результатов исламизации на предыдущих этапах.

Основными факторами исламизации чувашей стали близкое соседство с мусульманами, различные формы социокультурного и экономического взаимодействия, обусловленные сходством экономического уклада, общностью социально-политической истории, языковых и этнокультурных традиций, а также кризис традиционных религиозно-мировоззренческих основ сознания, умело использованный мусульманской пропагандой.

Религиозность чувашей-мусульман в XIX — начале XX вв. проявлялась в различных вариантах синкретизма «языческих» и мусульманских элементов и воззрений. В одном случае основу религиозно-обрядовой культуры неофитов составляло «язычество», испытавшее влияние ислама, в другом случае более длительного и интенсивного воздействия ислама традиционные верования сохранялись как один из элементов доминирующего мусульманского комплекса. Различия в степени проникновения ислама в религиозно-обрядовую сферу чувашей-мусульман обусловили и неоднородность самой группы, включавшей как бывших «язычников», слабо ориентировавшихся в догматике и обрядовой стороне ислама, так и устойчиво придерживавшихся мусульманства и почти отатарившихся чувашей. Своеобразная пространственно-культурная ориентация чувашей-мусульман на предпочтительное внутриконфессиональное общение, в том числе и с другими мусульманскими народами (татарами и другими), вела к их обособлению от христианского большинства народа.

Вариативность типов религиозного синкретизма и разнообразие форм этноконфессионального сознания чувашей-мусульман, сложившиеся к началу XX в., сохранялись на протяжении всего столетия и определяют их характеристики в настоящее время. Среди современных локальных групп чу- вашей-мусульман представлены два основных подтипа религиозного синкретизма: «языческо»-мусульманский и мусульманско-«языческий».

Первый подтип включает два варианта, один из которых распространен среди потомков чувашей-мусульман, либо вернувшихся в XX в. к традиционным верованиям и сохранивших этноконфессиональное самосознание «некрещеных чувашей» (тĕне кĕмен чăвашсем), либо частично обратившихся к концу века в христианство (тĕне кĕнĕ чăвашсем). Второй вариант представлен среди чувашей по этническому признаку (язык, культура, этническое самосознание), а среди мусульман — по религиозному самосознанию.

Второй подтип синкретизма — мусульманско-«языческий» — представлен среди потомков чувашей-мусульман, воспринявших вместе с исламом и татарское этническое самосознание, но сохранявших чувашский язык, а в быту, в обрядности — элементы чувашской культуры. В современной обрядности в последние десятилетия XX в. оба комплекса подверглись сильной трансформации, а точнее, редукции в деталях и времени проведения. В течение XX в. заметно сузилась география «чувашского ислама», а его доктрина и культовая практика испытали существенную трансформацию. Несмотря на это, мусульманский сегмент в культуре современного чувашского этноса сохраняется и этноконфессиональная группа чувашей-мусульман является неотъемлемой частью его структуры.