Живёт «зов предков»
В детстве 10-летним мальчишкой я играл со сверстниками у речки. По мосткам проходила старушка. Вдруг она оступилась и упала в воду. Мы бросились к ней на выручку, помогли подняться на берег. Бабушка всех нас поблагодарила, а посмотрев на меня, сказала: «Эсӗ сувар пабай ачи» (Ты из рода сувар-бабая). Ребята над этими словами посмеялись, а мне стало обидно, я побежал домой, чтобы пожаловаться отцу.
Он присел рядом и стал рассказывать... Оказывается, в старину пабаем называли почитаемых, уважаемых на селе старцев. Таким был и мой прадед Ристар. А сувары, как сказал отец, — это наши далекие предки (в переводе с тюркского — люди, живущие возле воды, у оврагов). После такого объяснения на душе у меня стало легко и радостно.
Но разговор с отцом на этом не закончился. Поведал он мне и о том, как разбивали намогильные памятники наших суварских предков для того, чтобы построить дорогу. Потому что для строительства потребовались камни. А надписи на этих памятниках были сделаны арабской вязью. Отец протестовал против их разрушения. Он даже пообещал, что сам добудет со дна речки такой необходимый для строительства камень, лишь бы памятники не трогали. Отец добыл камней гораздо больше необходимого, о чем даже писала районная газета. Но это не помогло, дело дошло до ссоры с председателем сельского Совета. Памятники отцу отстоять не удалось.
После этого случая у него начались проблемы. Умерла мама отца. Перед смертью она взяла с сына обещание, что похоронят ее по христианским канонам, с батюшкой. То, что сейчас считается обычным явлением, при советской власти было недопустимым. И за это мой папа сильно пострадал — его уволили из школы, отобрали партийный билет. А он всего лишь исполнил волю умирающей матери.
От отца же я узнал историю нашей деревни Кючнаге, основанной в 1622 году тремя некрещёными суварами — Алмантаем, Ахиле и Сехи, выходцами из деревни Козыльяры, что находилась на территории нынешнего Урмарского района. Красивое место выбрали они — на берегу реки Малая Була, с двух сторон к деревне подступали дубовые леса. Через несколько лет, когда они уже обжились, на их маленькое селение напали вооруженные люди. Все жители встали на защиту своих домов. В этой схватке погиб Сехи. Захватчики понесли большие потери и вынуждены были уйти. На могиле Сехи Алмантай и Ахиле установили надгробный камень, на котором была сделана надпись арабской вязью на суварском языке. Такие же надгробные плиты были установлены и на могилах Алмантая и Ахиле после их смерти. Это, наверное, говорит о том, что сувары имели свою письменность. Четвертая подобная плита появилась на могиле Абука, сына Алмантая.
По словам моего отца, Алмантай был нашим предком, от которого потом пошел наш род. А отцу, в свою очередь, об этом рассказал его дед Ристар. Название деревни со временем изменилось, ее стали называть Полевые Козыльяры. Прадед Ристар был суваром, суваром был мой отец Иванов Николай Иванович, а значит, я и мои дети тоже сувары.
...Прошло много лет, я уже сам отец троих сыновей, а некоторые мысли до сих пор не дают мне покоя. Возникают вопросы. Почему на фронте, где мой отец, рискуя жизнью, защищал Родину, он был достоин носить звание коммуниста, а похоронив близкого человека по христианскому обычаю, стал вдруг недостоин этой чести? В военные годы он вместе с другими смог отстоять страну от страшного врага, а в мирное время не сумел защитить памятники предков от вандализма сельского руководства. Почему так?..
Сейчас настали новые времена, когда я с гордостью, как и мои предки, могу считать себя суваром.
В. Иванов (Владимир Алмантай),
исследователь-краевед
Советская Чувашия. – 2007 г. – 9 февраля (№ 26)
- 5565 просмотров