Ахмед ибн-Фадлан

О путях неизведанных

Чётко представляю себе все трудности, которые предстоит преодолеть на пути к истине. Когда введенные в заблуждение длительной пропагандой «булгарской теории» очень многие, если не большинство, из моих соплеменников склонны видеть в себе потомков летописных булгар, прямо скажем, очень сложно связать их историю с судьбой «каких-то» ногайцев, у которых сегодня нет ни государственности, ни сколь-нибудь определенной территории компактного проживания, ни высокоразвитой современной культуры. Сегодняшний татарин — «булгарист», конечно же, не будет в восторге, когда узнает, что собственно ногайцы (т. е. та часть населения бывшей Золотой Орды, которая добровольно вошла в состав ногаев и взяла в качестве этнического самоназвания былой социальный термин) утвердилась в исламе только в конце ХVIII — начале ХIХ вв. И навряд ли он безоговорочно согласиться принять их в качестве прямых и самых близких родственников. Мифические булгары покажутся ближе. Пусть последние не являлись огузо-кипчаками, — скажут наиболее из ортодоксальных «булгаристов», пусть будут кем угодно, зато они еще в начале Х века, а может быть и раньше, приняли мусульманство!

Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама

Перед читателями популярное изложение сочинения Ахмеда ибн-Фадлана по тексту древней рукописи, впервые изданной на русском языке в 1939 году. В книге описывается путешествие секретаря и фактического руководителя посольства Багдадского халифа аль-Муктадира к царю волжских булгар Алмушу сыну Шилки-элтабару. Рассказывается о крупном событии в истории Восточной Европы — официальном принятии в 922 году ислама в Волжской Булгарии. Отчет Ибн-Фадлана отличается широтой охвата всего виденного, яркостью описания, соединенного с большой наблюдательностью, живым интересом к вопросам социальных отношений, быта, культуры и верований тюрок-огузов, хазар, русов, башкир, булгар. В сущности его сочинение является энциклопедией жизни средневековых этносов.

Восточная география и Волжская Булгария

В середине мая 921 г. в Багдад, «город мира», приехал посланник далёкого Севера — булгарской земли. Посланника звали Абдаллах (Абдулла) ибн-Башту, по прозванию Хазарин. Он привез письмо от эльтебера1 булгар Алмаса. В своем письме Алмас просил багдадского халифа Джафара ал-Муктадира прислать ему проповедника мусульманства и помощника в строительстве крепости.

Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг.

«Записка» дошла до нас не полностью: долгое время она была известна по большим цитатам в сло­варе Йакута, впервые собранным и исследованным М.Х.Френом. Наибо­лее полный текст «Рисали» был обнаружен A-З.Валиди-Тоганом в сборной рукописи, хранившейся в библиотеке Мешхеда (Иран). Работу над подго­товкой к изданию текста и перевода «Рисали» параллельно вели в СССР А. П. Ковалевский и в Германии A.-З. Валиди-Тоган. Оба исследования уви­дели свет в 1939 г.: A.-З. Валиди-Тоган опубликовал текст «Записки» в на­боре, с немецким переводом, исследованием и комментариями, а в СССР впервые «Рисала» Ибн Фадлана (факсимиле с русским переводом) была опубликована под редакцией И. Ю. Крачковского (издание не могло быть осуществлено под именем А. П. Ковалевского, подготовившего исследова­ние, поскольку в это время он был репрессирован и находился в лагере в Мордовии).

Чуваши и булгары по данным Ахмеда Ибн-Фадлана

Ковалевский А. П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда Ибн-Фадлана. — Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1954. — 64 с.Если, таким образом, существует тесная связь между историей развития языка и историей народа, то, естественно, при отсутствии у народа древних исторических памятников данные языка могут пролить некоторый свет на его происхождение и развитие. О древнейших судьбах чувашского народа не имеется никаких устных письменных источников или, по крайней мере, они до нас не дошли. Но вот в этих затруднительных обстоятельствах пришли нам на помощь данные языка, в 60-х годах прошлого столетия лектор восточного факультета Петербургского университета Хусейн Фейзханов открыл чувашские элементы в надгробиях булгар. Разбирая намогильные надписи, оставшиеся от древних волжско-камских булгар, он немало был изумлён сходством булгарских слов с нынешними чувашскими словами.

О степени достоверности Ибн-Фадлана

Уже с самого своего открытия, в первых десятилетиях XIX в., замечательные рассказы Ахмеда Ибн-Фадлана о царстве булгар на Волге играли выдающуюся роль в решении основных проблем этногенеза и истории культуры русов, булгар, хазар и других народов Восточной Европы. Этими рассказами пользовались авторы специальных исследований, общих обзоров и популярной литературы. Интерес этот не ослабевает и в наше время.

Глава II

922 год является рубежом, когда Волжская Булгария выходит на международную арену. Основная ведущая роль падает на город Булгар, князь которого Альмас стал на путь создания мощного государства. В записках араба Ибн-Фадлана имеются отдельные заметки, позволяющие заключить о подчинении других князей булгарскому. Однако, до 965 года, до разгрома хазар русским князем Святославом, Булгария, как и все Поволжье, оставалась в зависимости от Хазарского царства. Булгарский царь, как это отметил Ибн-Фадлан, посетивший Среднее Поволжье в 922 году и оставивший интересное описание быта и нравов народов Поволжья, продолжал платить дань хазарскому кагану еще в 20-х годах X века. Это тяжелое положение и непрочность внутренних отношений с подчинёнными племенами заставили царя булгарского Альмаса прибегнуть к иноземной помощи, обратиться к одному из могущественных государей того времени — арабскому халифу Муктадиру.

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу

«Записка» Ахмеда Ибн-Фадлана – чрезвычайно важный источник по истории Восточной Европы X века. Ее автор посетил Волжскую Булгарию в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932 гг.). Поездка была предпринята по инициативе правителя Волжской Булгарии, который, желая избавиться от власти хазар, просил покровительства халифа и обещал принять ислам. Посольство вышло из Багдада в 921 г. и прибыло в Волжскую Булгарию в мае 922 г. О его результатах ничего не известно, но Ибн-Фадлан (возможно, второе лицо в посольстве) оставил подробный отчет о путешествии, и в этом отчете приводится множество уникальных сведений этнографического характера о гузах, башкирах, булгарах и хазарах.

Subscribe to RSS - Ахмед ибн-Фадлан