Эрбина Никитина

Эрбина Никитина: Леонид Таймасов: «Важно стать профессионалом, но еще важнее — быть Человеком»

Таймасов Леонид АлександровичВзять хотя бы историю Чебоксар. Официально за точку ее отсчета берется первое упоминание города в русской летописи — 1469 год. Но я сторонник тех, кто утверждает, что Чебоксары — более ранний город. В их числе — крупный археолог Ф. В. Каховский и патриарх чувашской истории В. Д. Димитриев. Я сам, будучи студентом, участвовал в археологических раскопках на территории старой части Чебоксар (где сейчас Залив), и мы обнаружили много любопытных вещей, которые датировались XIII-XV веками.
Упоминание города, в котором переночевали русские воины во время похода на Казань, означает, что город уже был — не воины же его основали! Археологические находки свидетельствуют, что город появился еще в XIII веке. На карте Фра-Мауро, напечатанной в 1459 году, указывается город Веде-Сувар. Для знающих чувашский язык понятно, что речь идет о Вӑта Сувар (Средний Сувар) или в значении "вӗтӗ" — Малый Сувар. Город был, и основали его либо переселенцы из Сувара, подвергшегося разорению монголо-татарами, либо торговцы-сувары — как торговую факторию на Волге. Во всяком случае известно, что значительная часть болгаро-сувар переходила на правый берег Волги и основывала здесь свои поселения.

Специфика менталитета чувашского народа: Философский аспект исследования сущности этнического менталитета

Притчей во языцех стало подчеркивание трудолюбия, скромности, коллективизма, толерантности, непритязательности, гостеприимности чувашей, и в то же время на первый план выступают уничижительные упреки в скупости, упрямстве, обидчивости и зависти. Фольклорные, религиозные, исторические материалы, а также современные наблюдения достаточно убедительно свидетельствуют о воинственности и патриотизме, упорстве и дерзости, выносливости и терпеливости, свободолюбии и настойчивости, праведности и жертвенности, цепкости и целеустремленности в чувашском национальном характере, которые на рубеже XX—XXI веков стали почти незаметными или из положительных перешли к непочитаемым качествам. Игнорировать дух свободолюбия наших предков — дружинников атамана Ермака, Болотникова, Разина или Пугачева, бок о бок воевавших, висевших на таганах и горевших в огне вместе с Салаватом, непростительно. Целого раздела требует изучение воинственности и патриотизма чувашского народа. Оставив миру дюжину слов для воинских команд и званий (ура, атаман, есаул и др.), воспитав великих полководцев от Модэ до Чапаева, от военачальников Генерального штаба П. П. Лебедева, А. Н. Боголюбова до космонавта А. Г. Николаева, сегодня чувашский народ не желает растить воина-защитника. Это новый перелом в характере и менталитете нации.

Subscribe to RSS - Эрбина Никитина