Кряшены больше, чем татары, сближаются также с соседними финскими народностями и с чувашами, ибо эти влияния у них не затемнены позднейшими мусульманско-восточными влияниями и скорее характеризуют прежние отношения народностей в крае, когда ислам еще не проникал так полно в быт народности, а влияние соседей, связанных с татарами общностью хозяйственных форм, возможных в крае, было с самого начала появления турок в В.-Камском крае и является, по-видимому, наследством более древних культур края. Не унаследовали кряшены и торговых навыков, которые проникли в татарские массы уже в русскую эпоху, вместе с горожанами из разрушенных городских центров, в которых они культивировались благодаря выгодным торговым путям. Эти пути связывали татарскую буржуазию особенно прочными узами с мусульманским Востоком, культура которого уже в русскую эпоху была объявлена верхами татарского общества национальной культурой. Ею то и пропитала татарская буржуазия широкие татарские массы, создавая центры образования в гуще татарских деревень, но она не коснулась кряшен, в то время уже оторванных. Формальное же отношение миссионеров к новой пастве и её быту дало то, что кряшены сохранили свой быт целиком и могут до известной степени служить живым остатком того быта, который имели широкие татарские массы до русского завоевания.