Исламизация

Позывные вечности в истории

Самое же интересное, пожалуй, в том, что в такое время ислам принимали целыми поселениями чуваши, марийцы, удмурты, мордва и даже русские (Материалы по истории Татарии, с. 235). Надо полагать, это были такие русские населенные пункты, жители которых владели татарским языком, а сами поселения находились в окружении татарских деревень. Ну, а отдельным русским семьям, особенно ремесленникам (кузнецам, пимокатчикам и др.), жившим непосредственно в татарских общинах, как говорится в таких случаях, сам Бог велел.

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления

Таким образом, быстрый прирост населения татарско-магометанского несомненно имеет другой источник, который, помимо естественного прироста, способствует быстрому численному росту татар на счёт других народностей — чуваш, черемис, мордвы и др[угих], «уходящих в татары», — что и подтверждается при более близком знакомстве с этнографическим составом населения губернии. Не имея возможности, за недостатком времени, более подробно исследовать этот источник быстрого прироста магометан Казанской губернии в ущерб другим инородческим племенам, я укажу лишь некоторые селения этих инородцев, в которых они считаются теперь уже «татарами».

Татарская нация: история и современное развитие

В книге собраны наиболее интересные публикации учёных и государственных деятелей Республики Татарстан последних лет, посвященные анализу проблем этнического развития татарского народа. Сборник подготовлен в связи с предстоящей Всероссийской переписью населения 2002 г. и позволяет глубже понять многие дискуссионные вопросы об истории, культуре татар, их этническом становлении. В работе содержатся и публикации, посвященные сценариям будущего татарской нации.

Причины отпадения старокрещеных татар Среднего Поволжья в мусульманство в ХIХ веке

Дифференцированный подход властей в решении административных и судебных дел, в проведении налоговой, социальной, религиозной политики, систематическое противопоставление крещеных к некрещеным и стремление к их изоляции от мусульман положили начало обособлению крещеных. Часть из них, прежде всего служилые, ассимилировались в русской среде, ясачное население начало терять прежнюю связь с мусульманским миром. Видимо, религиозный фактор сыграл свою роль и в формировании неоднозначного отношения татар-мусульман к крещеным. Обособленность крещеных татар закреплялась всеми институтами государственной власти. Пассивность старокрещеных татар в отпадении в мусульманство во многом объясняется внутриполитическим курсом царского правительства в ХVIII—ХIХ вв., когда произошло основательное «консервирование» религиозных верований крещеных татар и уменьшение влияния ислама.

Subscribe to RSS - Исламизация