Михаил Петров-Тинехпи

Об историзме в изучении истории чувашского народа

М. П. Петров (Тинехпи) в 1937 г. был арестован и осужден специальной тройкой НКВД на 10 лет. Не выдержав мучительных допросов, он скончался 30 июля 1938 г. в Цивильской тюрьме. Реабилитирован политически в 1956 г., но труды его подлинной реабилитации не получили до сегодняшнего времени. Помимо прямых репрессий, в целях «перековки» и «перевоспитания» инакомыслящих, использовался и такой прием, как лишение всех средств существования. Г. И. Комиссаров, Д. П. Петров, Н. В. Никольский, К. В. Элле, А. Д. Краснов (впоследствии умер в тюрьме) вынуждены были искать работу за пределами Чувашии. Н. В. Никольскому, одному из основателей научной дисциплины «История чувашского народа», после марксистского разгрома в печати его трудов стало невозможно устроиться на работу ни в Казани, ни в Чебоксарах; высокопрофессионального ученого фактически в самом расцвете творческих сил — в 53 года — вынудили уйти на пенсию. Талантливый чувашский историк Кузьма Васильевич Элле трижды покидал Чувашию — не по своей воле: ему пришлось работать в Киргизии, Одессе, Артемовске, а умер он в белорусском городе Гомеле. Свои же, чувашские, клеветники, а также оторванность от родной республики помешали Элле защитить докторскую диссертацию. Историки, поскольку они работали не только «теоретически», за письменным столом, утрачивали профессиональную квалификацию в том случае, если теряли работу и тем самым доступ к архивам, а иногда даже к библиотекам.

Тезисы доклада «К вопросу об истории чуваш»

Прежде всего к родной истории влечёт и приводит нас простое и естественное стремление, свойственное нам, как всем людям, внести свет в дела минувших дней, органическая связь которых с сегодняшним днём чувствуется на каждом шагу и в каждое мгновение строительства новой жизни.

О происхождении чуваш

Петров М. П. О происхождении чуваш. — Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1925. — 62 с.Вопрос о происхождении народности имеет громадное значение в деле понимания её культурной и исторической жизни. В отношении чуваш он имеет центральное значение, так как от того или иного его решения зависит существенный характер в изложении их истории. В самом деле, если историческая жизнь справедливо называется непрерывном потоком событий, то ясно, отдельные волны его будут понятны только по связи их с целым, а это последнее становится конкретным и теряет свою туманность только в том случае, когда будет установлено его начало. Без этого историк-наблюдатель оказался бы в положении путника, перед которым много дорог, простирающихся в туманную даль,—но которая из них верная, ему не известно. Отсюда понятен тот живой интерес, который невольно вызывается у всякого человека при обсуждении этногенических вопросов вообще и который нередко прикрашивается даже некоторой долей горячности, в особенности, если вопрос касается своей народности.

Subscribe to RSS - Михаил Петров-Тинехпи