Зияющую брешь, образовавшуюся после запрета на историю Улуса Джучи было решено заполнить «местными булгарскими корнями». Закреплением этого положения стала так называемая «научная сессия о происхождении казанских татар» (25—26 апреля 1946г.), проведенная совместно Отделением истории и философии АН СССР и Казанского филиала АН СССР. На ней были заслушены доклады и выступления специалистов в истории, археологии, тюркологии и антропологии, которые единогласно предложили впредь считать современных татар потомками волжских булгар, а Улус Джучи рассматривать в качестве чисто внешнего явления для этнической истории татарского народа. Таким образом, судьба изучения этнической истории татар была определена надолго. Тенденциозная, однобокая трактовка этногенеза стало нормой; ключевые этапы формирования, периоды подъема государственности и культуры в недрах Улуса Джучи и татарских ханств XV—XVI вв. отныне освещались только под углом зрения булгарской теории. Представления народа о древних корнях единства татарского народа в период существования Улуса Джучи, выраженного в эпосе «Идегей», заменены сугубо областной историей.