Волжская Булгария в XI — начале XIII в.: поселения и материальная культура
Об авторе
Руденко Константин Александрович — доктор исторических наук, заведующий отделом археологии и этноэкологии Национального музея Республики Татарстан. Окончил исторический факультет Казанского государственного университета, аспирантуру Московского государственного университета (кафедра археологии). С 1988 г. руководитель археологических экспедиций по Республике Татарстан.
Произведения автора
- Руденко К. А. Булгарское золото: филигранные височные подвески. Древности Биляра. Том I. — Казань: Заман, 2011. — 256 с.
- Руденко К. А. Средневековое оружие Волго-Камья: железные наконечники стрел VIII—XVII вв. н. э. (справочник-определитель археологического материала) Руководство для практической работы. — Уфа: ВЭГУ, 2010. — 254 с.
- Руденко К. А. Волжская Булгария в XI — начале XIII в.: поселения и материальная культура. — Казань: РИЦ «Школа», 2007. — 244 с.
- Руденко К. А. Железные наконечники стрел из Волжской Булгарии VIII—XV вв. — Казань: Заман, 2002.
- Руденко К. А. Остров Мурзиха и его окрестности. Хронологический атлас археологических коллекций НМ РТ. — Казань: Школа, 2002.
- Руденко К. А. Материальная культура булгарских селищ низовий Камы XI—XIV вв. — Казань: Школа, 2001.
- Руденко К. А. Тюркский мир и Волго-Камье в XI—XIV вв. Изделия аскизского круга в Среднем Поволжье. Исследование и каталог. Национальный музей Республики Татарстан. — Казань: Заман, 2001. — 256 с.
- Руденко К. А. Металлическая посуда Поволжья и Прикамья VIII—XIV вв. — Казань: Репер, 2000 г.
- Руденко К. А. VI Алексеевское селище. — Казань: Репер, 2000.
Ссылки
- Руденко Константин Александрович // Национальный музей Республики Татарстан
- Издания Национального музея РТ // Национальный музей Республики Татарстан
Содержание
Значительное внимание в жизни средневекового человека уделялось символике украшений. Конечно же, прежде всего это относилось к детскому и женскому костюму. Ансамбль украшений складывался из головных, нагрудных и поясных комплексов.
Таким образом, монотеистические религии хоть и стали ведущими культами в регионе с X-XI вв., но не отменили, а лишь видоизменили (во многом восприняв и адаптировав к своим потребностям) местные языческие воззрения. Языческая религия также оказалась весьма восприимчивой к новым религиозным течениям, особенно в условиях иноэтничной среды. В целом религиозный синкретизм в разных формах сохранялся на протяжении всей средневековой истории региона. Ведущую роль в языческом субстрате играла мифология крупнейших этнических составляющих региона — финно-пермская (удмуртская), поволжско-финская (марийская), тюрко-угорская и славяно-финская.
Ислам, а позже и христианство оказали влияние на обрядовую сторону языческих культов, но не смогли искоренить их. Это произошло, очевидно, в силу полиэтничности населения региона, веротерпимости и многоверия в золотоордынской империи (до правления Узбека), сложного процесса исламизации в среде кочевых угров и тюрок во второй половине XIV в. в Улусе Джучи.
С. 89.
- Версия для печати
- 8414 просмотров