Географические названия, отражающие этноним суварского народа
Сувары и их потомки везде, где бы они не жили, создавали свои города, поселения с названием «Сувар», хотя и с разными вариантами идеограмм.
Ротацированная форма «сувар» восходит к более ранней форме «сабир», о чем свидетельствуют все исторические источники (за исключением Ибн Фадлана), ср.: Птолемей (II век) — савар; Прииск Паннийский (V век) — сабир; Захария Ритор (V век) — сабир; Прокопий Кесарийский (VI век) — сабир; Мовсес Хоренаци (VI век) — савир; Менандр Протектор (VI век) — сабир; Иордан (VI век) — савир, сабир; Феофилакт Симокатта (VI-VII века) — сабир; Константин Багрянородный (X век) — сабар, асфал — «белые сабиры»; Ибн Хордадбех (IX век) — сувар; Аль-Масуди (IX-X века) — савардия; Эль Балхи (X век) — сувар; Ахмед ибн Фадлан (X век) — суваз; Аль-Истакри (X век) — сувар; Аль-Мукадесси (X век) — сувар; Иосиф, хазарский каган (X век) — сувар; Худуд аль-Алам (X век) — сувар; Ибн Хаукаль (X век) — сувар; Махмуд Кашгари (XI век) — сувар; Аль-Гарнати (XII век) — сувар; Аль-Идриси (XII век) — сувар; Якут (XIII век) — сувар; булгарская эпитафия (XIV век) — сувар; карта Фра Мауро (1459 год) — веда-суар.
Анализ приведенных примеров показывает, что в древнебулгарскую эпоху интересующий нас этноним бытовал в архаичной форме «сабир» или «савир»; в среднебулгарскую эпоху он трансформировался в «сувар». Эта форма реально сохранилась в татарском суар (чит.: савар) и чувашском названии деревень Кивӗ Сӑвар и Ҫӗнӗ Сӑвар (рядом с Суварским городищем). Что касается единственной формы «суваз» у Ибн Фадлана, то она объясняется простой опиской переписчиков (перестановка точек над буквами)1.
При вынужденных переселениях сувары переносили на новые места древние названия своих городов, местностей и др.
В Северной Месопотамии древней столицей государства сувар был город Субарту (III тыс. лет до н. э.). А ближайшие горы также называются именем народа сувар. Город Савур, расположенный на одноименной реке Савур — притоке Тигра, специалистами отождествляется с древним городом Пулу — столицей государства сувар. Сохранилось до наших дней на территории современной Турции древний город Суварлы на местности, где в III-I тыс. лет до н. э. обитали сувары2.
Суварские названия имеются и на территории СевероЗападного Китая. Название горы Саур доказывает, что наши предки много веков назад обитали в этих местах.
Следы обитания суварского народа выявлены также и на территории современной Индии.
Сохранился до сих пор древний город с названием Сопар. В Малой Азии известны города Сабарте, Сивасе. В Ираке имеется город Байхак, называемый иначе Сабзавар, также города Самарра, Сиппар. Найсабур (Нишабур) — главный город Хорасана, крупный культурный и религиозный центр в эпоху средневековья. Также и на территории современного Азербайджана сохранились селения с названиями Сабир.
В Татарстане, на реке Утка, недалеко от Великого Булгара расположен большой город Сувар. Арабский географ X века Эль Балхи сообщает, что число жителей в каждом из обоих городов достигало 10000 человек. Академик Н. Я. Марр доказал на основе анализа лингвистического материала, что город Булгар принадлежал племени булгар. Город Сувар (или Савир), сыгравший большую роль во внутренней жизни страны в X веке, по мнению Н. Я. Марра, есть название города и одновременно племенное, под которым надо понимать чувашей3.
В известном историкам письме хазарского царя Иосифа в середине Х века Сувар указан как центр суварского народа. Перечисляя подвластные ему народы, Иосиф дважды упоминает сувар, причем в первый раз они указаны на левобережье Волги, а во второй раз — и на правобережье. Письмо Иосифа отразило, по-видимому, факт расселения сувар не только на левобережной, но и на правобережной территории Средней Волги, что вполне подтверждается археологическими данными.
Географ XI века Махмуд Кашгарский на карте, приложенной к словарю тюркского языка, город Сувар помещает на западном берегу реки Итиль (Волги). На правом берегу Волги, на земле буртасов, помещает сувар арабский географ XII века Аль-Идриси4.
Суварские племена при вынужденных переселениях переносили на новые места древние названия своих городов. На Венецианской карте Франциско и Доминико Пицигано 1367 года на месте нынешних Чебоксар изображен город без указания названия. На карте Фра Мауро 1459 года (Португалия), составленной на основании карты 1436 года и более ранних карт (Tartarica. Атлас. Казань-Москва-СПб., 2005), на месте современных Чебоксар указан город «Веда Суар»5. Археологический материал, найденный на территории г. Чебоксар во время раскопок под руководством В. Ф. Каховского в 1969-1973 годах, подтверждает, что город Веда Суар был основан в XIII веке (см. ил. 1).
Сувары, переселяясь на новые места по речкам, озерам, урочищам, давали им свои, уже привычные для них, названия. Например, в Пестречинском районе современного Татарстана село Янсувары расположено в пойме Меши, вдоль речушки Нырсинка. И уже давно доказано, что все гидронимы, топонимы и вообще почти все географические названия с корнями «вар», «нер», «ныр», «су», «упа», «ян» и т. п. на территории Татарстана совпадают с множеством зарегистрированных названий рек, озер, селений и урочищ в Чувашской Республике (например, д. Иккасси (Икково), д. Супар (Албахтино), д. Сурӑмварри (Сормвары), д. Ҫӗнӗ Сӑръел (Синь-Сурьял), Нӗрӗш (Нюрши), Янсакасси (Янзакасы), Ҫӗнкас Синькасы (Сенькасы) и т. д.).
В своде «Археологические памятники Татарской АССР» (Казань, 1982, № 414, с. 187) относительно Янцеварского (Янсувар) кладбища сказано: «К северо-западу от села находится место старого кладбища, предположительно датированное XV-XVI веками. Как предполагается — это суварское кладбище, где стояли надгробные камни с надписями в виде арабской вязи вплоть до XIX века». Недалеко от Янсувар в пойме Меши находятся Нырсувар, Темяш-Нырсувар и Иксувар. Все эти села были основаны примерно в одно время. Остались ли потомки народа сувар в этих селах или переселились в другие места — нам неизвестно. Ясно одно, что названия сел сохранились по сей день. В традиционной одежде местных жителей прослеживается схожесть ряда элементов с деталями суварского (чувашского) костюма, девичьи головные уборы украшены, как правило, бисером и монетами. В религиозных верованиях выявляются параллели с суварскими (чувашскими) культами, как, например, в молении о дожде (ҫумӑр чӳк). В середине 60-х годов XX века в Янсуварах было зарегистрировано массовое моление о дожде6.
На основании списка населенных мест Сибирской губернии за 1897 год можно проследить, что названия своим селам, деревням сувары обычно давали именем народа (кстати, отразилось это и в фамилиях). Например: Сабур-Мачкасы, село (н. р. 1 церковь, 1 кк., ремесленное училище, число дворов 227, число жителей м. п. 549, ж. п. 494. Медаевская волость); Саврасово, сельцо при р. Свирелке (н. р. ч. д. 59, ч. ж. м. п. 164, ж. п. 155. Силинская волость); Саванеевка Мокрая, дер., при р. Карле (н. ч. ч. д. 71, ч. ж. м. п. 202, ж. п. 249. Тимбаевская волость); г. Суворнина усадьба (ч. д. 7, ч. ж. м. п. 61, ж. п. 16. Неклюдовская волость); Сабуровой М. П. хутора (ч. д. 1, ч. ж. м. п. 12, ж. п. 3. Загудаевская волость); кр. Суворова хуторъ (ч. д. 1, ч. ж. м. п. 7, ж. п. 7. Рунгинская волость)7.
Селения, связанные с названием народа сувар, находятся и на территории Чувашской Республики: Санарпуҫ (Санарбоси), Сепперйел (Саперкина), Сеперьял (Сепир), Мӑн Супар (Албахтино), Пӗчӗк Супар (Малые Собары), Супар (Албахтино), Сабанчино (Тӑрӑм), Сабаскары (Хутор Сабаскар), Савадеркино (Саватер), Саваткино (Саваткино), Савдиркасы (Малые Коснары) и т. д., и т. п.
Литература
1 Егоров Н. И. и др. Хрестоматия по культуре Чувашского края. Дореволюционный период. — Чебоксары, 2001. С. 59, 60.
2 Николаев. В. В. История чувашей. Атлас. Древняя эпоха. — Чебоксары, 2007. С. 3.
3 Смирнов А. П. Древняя история чувашского народа. — Чебоксары, 1948. С. 20, 22.
4 Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. — Чебоксары, 2003. С. 269.
5 Николаев В. В. Указ. соч. С. 30, 59, 76, 77.
6 Глухов М. С. Судьба гвардейцев Сеюмбеки. — Казань, 1993. С. 181, 173, 182, 211.
7 Список населенных мест Симбирской губернии. — Симбирск, 1897.
- Версия для печати
- 7345 просмотров