Какое происхождение казанско-татарского булгаризма?

Одной из причин возникновения такого движения была дискриминация «новых мусульман» («отпавших») со стороны реакционного духовенства и «исконных» мусульман. Так, для «отпавших» отводили отдельные унизительные места у входа в мечети, выделяли отдельные участки для похорон усопших, часто за пределами основного кладбища, давали обидные прозвища (напр., мөртәт — нечистый и т. п.). Идеологией движения стало религиозное воззрение дервишей — нищенствующих мусульманских монахов, заимствованное татарским крестьянином из «отпавших» Багаутдином Хамзиным во время поездок по Средней Азии и переложенное им в свое «собственное» ваисовское учение.

Глухов М. С. Время собирать камни (Размышления в слух) // Глухов М. С. Новые срубы: краеведческие очерки. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. — 271 с.

3 Отпавшие — термин из арсенала миссионеров, через литературу (без перевода) проникший в разговорный татарский язык (иногда он заменяется словом арабского происхождения «мөртәт» — нечистый, сменивший веру). Так называли кряшен, под влиянием агитации мулл принимавших ислам. И не только кряшен. Мусульманский образ жизни принимали и «отатарившиеся» по языку чуваши, марийцы, мордва, удмурты и даже русские, жившие в тесном окружении татар. Этим, в сущности, и объясняется многообразие во внешнем облике татар (наличие в их среде большого количества людей светловолосых и голубоглазых, высокорослых, коренастых, остроносых, широколицых и т. д. и т. п., что впрочем, весьма показательно и для «чисто русских»). Этнически разные по происхождению, они в массе своей были язычниками и лишь некоторые из них формально были насильственно крещены. Поэтому нельзя их считать «отпавшими», а вернее называть новыми мусульманами. Большой толчок к опадению дало т. н. «ваисовское движение». Именно тогда, в ходе реформ 1860-х гг. число О. стало все более возрастать (см.:М. Г. — КРЛ, с. 375).

Глухов М. С. Нагайбаки — гвардейцы Сеюмбеки

Именно военно-политические и этнорелигиозные потрясения XIV—XVIII веков принудили болгар («худых болгар»), чуваш перейти в лоно ислама и стать казанскими татарами (мусульманами), крещеными татарами. Большинство этнических (казанских) татар и крещеных татар, да и мишер знают о насильственной ассимиляции и татаризации. Поэтому их историко-генетическая память требует восстановления понятия болгар (булгар). Да, они приняли татаро-кыпчакский язык (Z-язык) отказались от болгаро-чувашского R-языка, но сохранили в себе болгаро-чувашские танцы, музыку, орнамент, одежду (крещеные татары носят одежду низовых чуваш, танцы и музыка у них чувашские, только говорят и поют по-татарски).

Тафаев Г. И. Болгарскую концепцию этногенеза татар навязывают ассимилированные татарами этнические болгаро-чуваши