Модель ТАССР

Модель ТАССР // Звезда Поволжья. — 2010. — 03.06—09.06 (№ 20)
К публикации подготовила Римма Бикмухамметова.

Некоторое время тому назад среди группы ученых-историков в Центре этнологического мониторинга состоялась дискуссия о новом проекте возрождения Булгара и Свияжска. В дискуссии принимали участие доктор исторических наук Д. Исхаков, кандидаты исторических наук И. Измайлов и Н. Гариф. Редакция решила ниже дать сокращенную версию этой дискуссии.

Минтимер Шаймиев ранее объявил, что после того как передаст президентское кресло Рустаму Миннеханову, он будет заниматься восстановлением архитектурных памятников Булгара и Свияжска. Президент заявил, что в Булгаре и Свияжске необходимо создать все условия для туристов, восстановить исторические памятники так, чтобы посмотреть на них ехали из разных уголков земного шара, в это дело должен внести свою лепту каждый человек, представители политической и бизнес-элиты, духовенство, общественные организации. Для этой цели был создан специальный фонд «Возрождение/Янарыш».

Известно, что национальная элита не одобряет восстановление острова Свияжск, на интернет-форумах это оценивается как насмешка над татарами. В то же время ученые считают, что возросшее внимание к Булгару может привести к неожиданным последствиям.

- Сторонники булгаристского направления всегда активизируются перед переписью населения. Чаще проводятся заседания объединения «Булгар аль-джадид». В этом году и Госкомстат России был благосклонен к ним, Москва внесла булгар в перечень национальностей. Тех, кто считает себя не татарами, а булгарами, около 700 человек, — говорит ученый Дамир Исхаков. — Уйдя с поста президента, Шаймиев заявлял с высоких трибун о том, что необходимо уделять Булгару больше внимания. На съезде мусульман РТ он повторял это не раз. Известно, что этот лозунг был одобрен и председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом-хазратом Таджутдином. Он и раньше вел активную пропаганду в этом направлении. Внимание Таджутдина к Булгару связано с его идей укрепления ислама. Председатель ЦДУМ и его сторонники говорят о том, что именно из Булгара ислам стал распространяться по России. Теперь к этому направлению присоединился и Шаймиев. В своих выступлениях он тоже говорит, что предки приняли ислам именно там. В результате мы можем столкнуться с неожиданной ситуацией. Связывать происхождение и существование татар только с городом Булгар, выдвигать тамошний исламский фактор на первый план было бы ошибкой. Работа в булгарском направлении, усиление его в политическом плане может возродить старую татарскую автономию, так сказать, вызвать к жизни модель ТАССР.

Ученые отрицают то, что ислам распространился из Булгара.

- То, что ислам был официально принят в Булгаре в 922 году — неточные данные, — говорит историк Нурулла Гариф. — Согласно летописям Ибн Фадлана, это скорее всего произошло около деревни Яуширма Чистопольского района.

Татары принимали ислам несколько раз. Существуют легенды, что первыми приняли ислам причерноморские (азовские) булгары. Высказываются мнения, что это было в эпоху пророка Мухаммеда. Есть и другие версии. Хорезмские кипчаки (йемеки) приняли ислам еще во времена хорезмшахов в XI веке. В третьем случае речь идет о том, что ислам приняли золотоордынские татары. Это значит, что мы никак не можем с уверенностью сказать, что ислам был предками татар принят однократно и на одной небольшой территории.

В исламском факторе большую роль играют надгробные памятники. На них приводятся суры из Корана. Истории не известны надгробия, относящиеся к последнему периоду Булгарского государства. Ислам усиливается во времена ханов Берке и Узбека. В это время в Булгаре религия была сильна. Но в то же время нельзя сказать, что в Хорезме мусульманство было слабым.

Ученые считают, что продвижение идеи булгаризма сокращает территорию распространения татар. Высказываются слухи о том, что создаются специальные директивы не упоминать больше эпоху Золотой Орды.

- Говоря об исламе в Булгаре и Золотой Орде, нужно понимать, что его корни ведут во многих направлениях, он не зародился в одном лишь Булгаре, — считает кандидат исторических наук Искандер Измайлов. — Версия о том, что ислам распространился по России из одной точки, ошибочна. Мы не должны пускать корни только в Татарстане. Границы территории татар широки.

Объединение «Булгар аль-джадид» очень слабое, на политической арене оно не играет почти никакой роли. Но с 1944 года изучение Золотой Орды было ограничено, а вот внимание к Волжской Булгарии, к ее развитию, наоборот, одобрялось. Книги, издававшиеся во времена суверенного Татарстана, назывались «История татарского народа и Татарстана». Но теперь Москва велит нам писать не об истории татар, а об истории Татарстана. Значит, в Пензе или в Самаре ученые сами будут писать историю своего края, и нельзя дать никакой гарантии, что они упомянут татар хотя бы несколькими словами.

- Булгар является частью Золотой Орды, огромного государства, там правили не булгары, а новая татарская элита. Он был провинцией, частью большой империи, — говорит Дамир Исхаков. — Возможно, Шаймиев не подумал об идеологической основе восстановления Булгара. Когда Шаймиев и Талгат Таджутдин говорят о восстановлении Булгара, на первый план выходит другая сторона проблемы. Я опасаюсь, что это может вызвать ситуацию, однажды сложившуюся с Казанью. Когда Казань объявили древним городом, Старая Казань выпала из поля зрения, исчезла, но они были тесно связаны друг с другом. Поэтому, представляя Булгар однобоко, мы упускаем из виду Булгар, существовавший в эпоху Золотой Орды. А он имеет большое значение.

Формирование татар никак не вписывается в определенную территорию. Историки считают эту концепцию безосновательной. Она не отвечает научным требованиям. В советское время татары ТАССР жили отдельно от других татар, тогда представители татарской интеллигенции не могли общаться друг с другом. Везде татары по-своему искали свои корни. Не вернутся ли времена, когда астраханские татары искали свои ногайские корни, нижегородские и пензенские — мишарские?

- Если Татарстан перестанет разрабатывать идею единства татар, если он не выработает единую татарскую идеологию, то невозможно будет объединить нацию с точки зрения политики, науки и культуры, всплывут на поверхность разные противодействующие силы, — говорит Дамир Исхаков. — Если мы объявим себя булгарами и будем искать свои корни в одном месте, таким образом мы отсечем других татар. Крымские, сибирские и даже саратовские татары не являются булгарами. Эта идеология разрушит сложившуюся нацию, и ее единству будет положен конец. Булгары хотят создать свое собственное объединение, сибирские татары — свое. Сколько мы боролись против этого, сейчас эта проблема снова всплыла. Мы можем лишиться своего национального единства.

- Описывая историю, мы не можем упустить из виду булгарскую эпоху. Она была в национальной истории, — говорит Нурулла Гариф. — Сегодняшняя ситуация не должна привести к раздроблению нации. Надо объяснить народу, в какой период мы были булгарами, а в какой — татарами.

Если политическая элита направит свое внимание только на Булгар, если положит все силы на воплощение этой идеи, то это пойдет во благо организации «Булгар аль-джадид». Я считаю, что внимание нужно уделять всем древним городам. Когда говорят об усилении внимания к Булгару, имеют в виду получение доходов за счет туристической инфраструктуры. Это поднимет народный дух. В этом отразятся булгарский и золотоордынский периоды. Я считаю это положительным явлением. Я давно мечтаю о том, чтобы Татарстан зарабатывал не только на нефти, но и за счет туристов.