Дамир Исхаков

Мифотворчество в исследовании летописи «Джагфар Тарихы» о Волжской Болгарии

Как известно, летопись «Джагфар Тарихы» оформил татарский учитель истории в 90 г. XX века. Восхищаясь, данной античувашской летописью чувашский краевед отмечает, что «Джагфар Тарихы» (история Джагфара) — единственный известный свод древнебулгарских летописей, дошедший до нас.

Рождение у татар национального самосознания

Многие наши современники думают, что общенациональный этноним, до недавнего времени фиксировавшийся в паспортах и некоторых документах официального характера, существовал всегда. Должен их разочаровать — национальное самосознание возникает лишь в ходе формирования национальной общности, причем во многом благодаря усилиям интеллигенции. К тому же весьма часто самосознание членов такой общности бывает иерархичным — наряду с общенациональным самоназванием они сохраняют локальные этнонимы, иногда — конфессионимы.

Тернистый путь в науку. Юбилейные заметки о Д. М. Исхакове

Весьма быстро обнаружились научные разногласия между директором ИЯЛИ и его молодым заведующим. Дело было даже не в конкретных сюжетах, а в желании директора определять в меру своих весьма ограниченных способностей ключевые положения истории татарского народа. Поводом для сшибки стала концептуальная статья «Об этнической ситуации в Среднем Поволжье в XVI—XVII вв. (Критический обзор гипотез о «ясачных чувашах» Казанского края)», которую Исхаков опубликовал в 1988 г. в журнале «Советская этнография». В ней утверждалась мысль о существовании у татар двух страт — верхней, феодальной, собственно «татарской», т.е. золотоордынской, и крестьянской, восходящей к булгарам.
Фактически, как в более ранней статье (1980) о бесермянах, в этой публикации он предлагал новую теорию становления татарского этноса, противоречащую позициям ортодоксальных булгаристов. В ответ Закиев отправил в редакцию этого академического журнала разгромную статью, написанную в стиле колхозного партхозактива. Так как Д. Исхаков был московским выпускником, ему сообщили о поступлении такого материала, а во время очередной поездки в Москву дали и её прочесть. Хотя он был бы рад открытой полемике и возможности утвердить свои взгляды, поэтому редакционным работникам дал свой ответ: «Надо публиковать», но редакция решила отвергнуть сей опус, очевидно, из-за низкого научного уровня и замены полемики прямыми оскорблениями.
В конце концов директор ИЯЛИ издал этот материал в одном из языковедческих сборников, но краше ни в стилистическом, ни в научном отношении он не стал. К 1990 г. отношения между Д. Исхаковым и М.З. Закиевым были уже окончательно испорчены. Может быть, директор и снял бы своего оппонента с должности заведующего, но реализовать это желание тогда было уже не так просто из-за общественных процессов. Было время, когда коллектив и общественное мнение приобрели невиданную силу, окоротив самодурство директоров, правда, длилось это не так долго.
Апогея конфликт достиг весной 1993 г.

Неизбежность реформ

Что касается т. 2 «Истории татар», то я был не только одним из его авторов, но и участником концептуальной битвы вокруг его проспекта — первоначально его руководство хотело ограничить содержание тома Волжской Булгарией, но из-за сильного сопротивления нескольких участников редколлегии там появились подзаголовок «Великая степь», разделы по кипчакам, а также другим тюркским группам домонгольского этапа истории наших предков. Однако если вы сегодня внимательно изучите содержание этого тома, то обнаружите, что там все равно доминируют булгарские сюжеты — иначе и не могло быть, так как основные части книги писались специалистами по Волжской Булгарии. Но так ли все должно было быть в национальной истории татар? Не надо ли было уделить гораздо большее внимание истории кипчаков, имея в виду, что, во-первых, именно среди кимаков (части кипчакской общности), создавших Кимакский каганат и затем переселившихся в Среднюю Азию, в качестве элиты находились древние татары, во-вторых, именно они, еще в домонгольский период проживая к северу от государства Хорезмшахов, усвоили ислам и впоследствии способствовали исламизации Золотой Орды? Ну, а в-третьих, татарский язык, относящийся к булгаро-кипчакской подгруппе, на самом деле достаточно четко ориентирует нас — ученых в ходе изучения этногенеза татар: кипчакский этнический массив по меньшей мере был таким же значимым, что и булгарский. Хотя такая концептуальная мысль в рассматриваемом томе заложена, она из всего содержания книги на самом деле никак не вытекает.

«Битва историков» в Республике Татарстан в 1990-х годах и создание Института истории АН РТ

Заметим, что в ходе семинаров 1997 г. обнаружилось, что «татаристы» подразделяются на «умеренных» и «радикалов», когда водораздел проходил по линии оценки роли булгарского наследия: если первые признают участие булгарского компонента в формировании татар, то вторые фактически его отрицают или считают несущественным. А у сторонников булгаризма возникло крыло, занимающееся фальсификациями источников, то есть это тоже были своего рода радикалы. Затем началось составление плана-проспекта семитомной «Истории татар с древнейших времен». Параллельно шел процесс написания и публикации монографических трудов по истории татар разных периодов.

Институт археологии нужен!

Мы не можем также согласиться с утверждением И. Измайлова о том, что «булгарский ислам не имеет никакого отношения к исламу в Золотой Орде», что он якобы «вовсе не был толерантным», а отличался «воинствующим прозелитизмом». С восхищением пишем о толерантности в Тюркском, Хазарском каганатах, Золотой Орде. А почему в Волжской Булгарии, хронологически занимающей промежуточное положение между ними, она должна отсутствовать? Это не поддается никакой логике. Всего лишь два года тому назад И. Измайлов писал: «Во многом благодаря влиянию булгарских миссионеров ислам сумел завоевать прочные позиции в Золотой Орде» (Измайлов И., Хамидуллин Б. Ислам в Золотой Орде. — Казань, 2008. — С. 30). Появились что ли другие факты, отрицающие данное утверждение? Мы не имеем достаточного количества источников для характеристики булгарского ислама как воинствующего.

Булгаризм возрождается

Искандер Измайлов: По нашим исследованиям получается, что булгарский ислам не имеет никакого отношения к исламу в Золотой Орде. Когда пишут, что Волжская Булгария была удивительно прекрасной, толерантной страной, а ее жители дружили со всеми подряд — все это сказки XVIII—XIX века. Когда Екатерина II начала свои реформы, татарам нужно было доказать, что они не имеют никакого отношения к диким кочевникам, они, мол, мирные, тихие люди. С другой стороны, российская историография считала, что булгары — «мирное, кроткое население, как современные чуваши».

Модель ТАССР

В исламском факторе большую роль играют надгробные памятники. На них приводятся суры из Корана. Истории не известны надгробия, относящиеся к последнему периоду Булгарского государства. Ислам усиливается во времена ханов Берке и Узбека. В это время в Булгаре религия была сильна. Но в то же время нельзя сказать, что в Хорезме мусульманство было слабым.

Чингиз-хан и татары: мифы и реальность

Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Р. Еникеева не является академической историей татар. Но она не может быть отнесена к числу так называемых «folk history» (популяризаторские в худшем смысле труды, написанные без должного использования фактов и обращения к концептуальным подходам).

Научная интеллигенция и национальное самосознание татар (1940—1990-е годы)

Ситуация изменилась лишь во второй половине 1980-х —первой половине 1990-х гг., когда среди историков Татарстана вначале возникла дискуссия об этнониме нации — «булгары» или «татары» (1987—1990 гг.), затем сформировались два идейных течения — «булгаристов» и «татаристов». Последние постепенно стали играть заметную роль в подготовке учебников по истории татарского народа и Татарстана, восстановив ту линию выстраивания национальной идентичности, которая была заложена еще Шигабутдином Марджани. Они же подвергли в середине 1990-х гг. жесточайшей критике тех историков, которые пытались писать учебники по истории в прежнем духе. Несмотря на то, что проблемы подготовки учебников, создающих целостную систему национальной истории, не полностью исчезли, рецидивы прежнего понимания истории Золотой Орды еще появляются. Более того, существуют и сторонники замены татарской идентичности на булгарскую, иногда пытающиеся даже проникнуть в школы, основным становится все же написание национальной истории в «татаристском» ключе, когда золотоордынский этап определяется как основной период формирования средневекового татарского этноса.

Страницы

Subscribe to RSS - Дамир Исхаков