О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации (9 августа 1944 г.)

66. 61 (2) 2
    К77

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС

Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК
(1898—1986)
Издание девятое, дополненное и исправленное
Том седьмой
1938—1945

Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». 9 августа 1944 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е, доп. и испр. Т. 7. — М.: Политиздат, 1985. —  С.513—520.

 

0902010000—180
К Подписное
079(02)—85

© Политиздат, 1985 г.

Источник: http://nglib-free.ru/search.js...

Скачать PDF, 0,3 MB

 

См. также

 

Ссылки

 


 

Постановление ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации»

Коммунистическая партия уделяла неослабное внимание вопросам идеологической и массово-политической работы как важнейшему средству коммунистического воспитания советского народа, его мобилизации на разгром фашистских захватчиков, на всемерное укрепление экономической мощи Советского государства. Центральный Комитет ВКП (б) регулярно проверял состояние этой работы в местных партийных организациях и принимал решительные меры к устранению недостатков в ее постановке.

На основании проверки ЦК партии установил запущенность массово-политической и идеологической работы в Татарской АССР, неудовлетворительное руководство этим важнейшим участком со стороны Татарского обкома ВКП (б), отсутствие должного внимания к изучению марксистско-ленинской теории партийными, советскими и комсомольскими кадрами республики, крупные недостатки в постановке политической информации среди населения, в идейно-политическом воспитании ученых и творческой интеллигенции, что привело к серьезным ошибкам идеологического характера в освещении истории татарского народа, а также в татарской литературе и искусстве.

В принятом по данному вопросу постановлении ЦК партии обязал Татарский обком ВКП (б) и партийную организацию республики устранить вскрытые недостатки и определил конкретные меры по повышению уровня всей идеологической и массово-политической работы, по улучшению интернационального воспитания трудящихся Татарии.

О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации

Заслушав отчетный доклад секретаря Татарского обкома ВКП (б) т. Никитина и сообщение зам. Начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) т. Иовчука об агитационно-пропагандистской работе в Татарской партийной организации ЦК ВКП (б) отмечает, что партийные организации Татарии не уделяют должного внимания делу изучения марксистско-ленинской теории партийными, советскими и комсомольскими кадрами, крайне мало читалось лекций

513

и проводилось консультаций в помощь изучающим историю и теорию большевистской партии. Была допущена практика насаждения большого числа политических кружков при отсутствии достаточного количества подготовленных пропагандистов. Обком не организовал работы по марксистско-ленинской подготовке и переподготовке районных партийных работников, пропагандистов и редакторов газет, в результате чего многие из них серьезно отстали в теоретическом отношении и не в состоянии с успехом вести политическую работу среди населения. Обком, горком и райкомы ВКП (б) допустили вредную практику отрыва пропагандистских и газетных работников от их прямой работы и закрепления на длительное время в качестве уполномоченных в сельсоветах и колхозах, что приводило к фактической ликвидации пропагандистского аппарата в партийных организациях и ослаблению политической работы в массах.

Партийные организации недостаточно используют силы советской интеллигенции для проведения политической и культурно-просветительной работы среди населения.

Обком неудовлетворительно руководил республиканскими и районными газетами. Газеты республики еще не являются подлинными организаторами политической работы в массах, плохо популяризируют опыт передовиков промышленного и колхозного производства, нередко допускают огульное охаивание колхозных кадров, угрожают им репрессиями, слабо освещают партийную и комсомольскую жизнь. Республиканская газета «Красная Татария» допустила серьёзные ошибки в оценке военно-политического и международного положения нашей страны, принижая роль Красной Армии в борьбе за разгром немецко-фашистских захватчиков и преклоняясь перед военной мощью, техникой и культурой буржуазных стран.

Политической информацией далеко не охвачены все слои городского и сельского населения Татарии. Многие районные партийно-советские работники не выступают перед населением с политическими докладами. Доклады и беседы для рабочих и колхозников татар на их родном языке проводятся крайне редко. Не обеспечена повседневная политическая информация населения в г. Казани, в результате чего среди населения города имело место распространение лживых слухов. Райкомы ВКП (б) не ведут систематической работы с агитаторами, не оказывают им необходимой помощи, слабо ведут пропаганду основ колхозного строительства и агитацию против нарушений трудовой дисциплины и забвения общественных интересов со стороны отдельных колхозников.

В Татарской республике неудовлетворительно работают культурно-просветительные учреждения. Многие избы-читальни и библиотеки закрыты, библиотечные фонды растаскиваются, значи-

514

тельная часть киноустановок бездействует, во многих колхозах кино не было за всё время войны. Неудовлетворительно выполняется решение ЦК ВКП (б) об организации местного радиовещания: в 29 районах радиовещание не организовано, во многих сельсоветах телефонные провода для радиопередач не используются.

Татарский обком передоверил идеологическую работу в области истории Татарскому институту языка, литературы и истории, неудовлетворительно руководил работой писателей и деятелей искусств, недостаточно контролировал репертуар учреждений искусства, не организовал работы по идейно-политическому воспитанию интеллигенции, в результате чего в республике имели место серьезные ошибки идеологического характера в освещении истории татарского народа, а также в татарской литературе и искусстве.

ЦК ВКП (б) постановляет:

1. Обязать Татарский обком ВКП (б) сосредоточить усилия руководящих партийных органов на устранении недостатков в массово-политической и идеологической работе, отмеченных в настоящем постановлении. Предложить обкому ВКП (б) и партийным организациям Татарии покончить с запущенностью агитационно-пропагандистской работы, широко развернуть массово-политическую работу среди населения, поднять уровень идеологической и политико-воспитательной работы в партийных организациях и среди интеллигенции республики, памятуя, что коренное улучшение массово-политической и идеологической работы должно стать важнейшим средством мобилизации трудящихся на выполнение хозяйственно-политических задач, стоящих перед Татарской АССР.

2. В целях повышения идейно-политического уровня партийно-советских кадров и интеллигенции Татарской республики:

а) обязать Татарский обком ВКП (б) широко развернуть в партийных организациях работу по изучению членами и кандидатами партии истории и теории большевистской партии, восстановить в парторганизациях метод самостоятельного изучения марксистско-ленинской теории партийными, советскими и комсомольскими кадрами, организовать в помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию лекционную работу и консультации по вопросам марксизма-ленинизма;

б) предложить Татарскому обкому ВКП (б) развернуть работу по марксистско-ленинскому воспитанию сельской и городской интеллигенции. Организовать в составе вечернего университета марксизма-ленинизма в г. Казани отделения для научных работников и работников искусств. Организовать в городах и районных центрах лекции и консультации для интеллигенции по вопросам марксистско-ленинской теории силами лекторов обкома и преподавателей вузов;

515

в) рекомендовать обкому ВКП (б) организовать районные вечерние партийные школы для партийных и советских работников районных центров, секретарей первичных партийных и комсомольских организаций. Ввести в программу районных партийных школ изучение «Краткого курса истории ВКП (б) « (по главам), политической карты мира, вопросов партийного и советского строительства. Установить в районных вечерних партийных школах 6—8-месячный срок обучения по 1—2 занятиям в неделю. Возложить руководство школами на наиболее подготовленных членов партии;

г) расширить на зимний период (с 1 декабря 1944 г.) сеть политшкол при первичных партийных организациях в деревне для обучения сельских коммунистов и комсомольцев. Установить в политшколах 3—4-месячный срок обучения по 1—2 занятия в неделю. Ввести в программу политшкол изучение «Краткого курса истории ВКП (б) « (по основным этапам). Возложить руководство политшколами при первичных партийных организациях в деревне на штатных пропагандистов райкомов партии;

д) разрешить Татарскому обкому ВКП (б) периодически издавать на татарском языке сборники пропагандистских статей и материалов из центральных газет и журналов.

3. Учитывая, что серьёзным препятствием в надлежащей постановке агитационно-пропагандистской работы в Татарской АССР является недостаточная теоретическая подготовка партийных и пропагандистских работников, предложить Татарскому обкому ВКП (б) :

а) организовать в Казани республиканскую партийную школу с годичным сроком обучения для переподготовки руководящих районных и городских партийных работников. Создать в составе школы пропагандистское отделение для переподготовки районных пропагандистских и газетных работников и комсомольское отделение для переподготовки секретарей горкомов и райкомов ВЛКСМ. Установить контингент слушателей школы в 350 человек, в том числе на пропагандистском отделении 100 человек и на комсомольском отделении 50 человек, начало занятий на курсах — 15 октября 1944 г.;

б) провести в Казани с 1 октября 1944 г. 2-месячные республиканские курсы пропагандистов, на которые вызвать всех штатных пропагандистов горкомов и райкомов и группу внештатных пропагандистов для подготовки их к работе по руководству районными партийными школами и политшколами в деревне. Установить контингент слушателей курсов пропагандистов в 150 человек;

в) организовать при горкомах ВКП (б) работу семинаров пропагандистов, привлекая к участию в них руководителей партийных и комсомольских школ и кружков.

Проводить не реже двух раз в год двухнедельные республи—

516

канские семинары пропагандистских работников в целях повышения их теоретического уровня и обобщения опыта пропагандистской работы.

4. Учитывая, что газеты должны быть на деле превращены в важнейшие центры политической работы в массах, обязать Татарский обком ВКП (б) :

а) усилить контроль за работой республиканских, городских и районных газет и руководство редакциями газет. Обсуждать на бюро обкома ВКП (б) планы работы республиканских газет. Организовать в отделе пропаганды обкома контроль за работой всех районных газет, направляя в райкомы не реже раза в 3 месяца обзоры на каждую газету. Систематически публиковать в республиканских газетах обзоры на районные газеты. Восстановить отделы партийной жизни и отделы пропаганды в республиканских газетах Татарии.

Рекомендовать Татарскому обкому ВКП (б), в целях обмена опытом и повышения квалификации районных газетных работников, организовать при редакциях республиканских газет практику редакторов районных газет и секретарей редакций;

б) публиковать 3—4 раза в месяц в республиканских газетах статьи и консультации по теоретическим, политическим, хозяйственным вопросам и другие материалы в помощь пропагандистам и агитаторам;

в) провести с 1 сентября 1944 г. перераспределение лимита газет по республике с тем, чтобы не менее 3/4 тиража республиканских газет направлялось непосредственно в районы, в первичные партийные организации, избы-читальни, сельсоветы и колхозы. Не позднее 1 сентября создать газетные витрины во всех сельсоветах, а до конца 1944 г. — во всех колхозах.

5. Считая, что важнейшей задачей партийных организаций в деле политической работы в массах является правильная и своевременная информация населения о военных, политических и международных событиях, обязать Татарский обком ВКП (б):

а) организовать систематическую работу с агитаторами, обеспечив инструктирование их не реже раза в неделю по вопросам текущей политики. Созывать не реже раза в 2 месяца районные или кустовые, а на крупных предприятиях не реже раза в месяц общезаводские совещания агитаторов с постановкой на них инструктивных политических докладов, а также докладов секретарей райкомов или парткомов предприятий об очередных хозяйственно-политических задачах;

б) проводить на предприятиях и в учреждениях не реже раза в месяц собрания рабочих и служащих с постановкой на них докладов руководящих городских и районных партийно-советских работников, руководителей предприятий и учреждений о текущих военно-политических и международных событиях;

517

в) организовать контроль за идейно-политическим содержанием докладов и лекций на предприятиях и в колхозах, а также обсуждение содержания докладов на совещаниях докладчиков. Отделу пропаганды обкома обеспечить оказание помощи районным докладчикам и руководителям агитколлективов путем посылки нм материалов, стенограмм лучших лекций, проведения в районах инструктивных докладов силами лекторов и докладчиков обкома не реже раза в полтора месяца.

Разрешить Татарскому обкому ВКП (б) издавать 2 раза в месяц «Блокнот агитатора» на татарском и русском языках.

6. В целях улучшения политико-просветительной работы в Татарской республике обязать обком ВКП (б):

а) восстановить до 1 октября 1944 г. работу всех бездействующих изб-читален, домов культуры, районных библиотек и запретить использование помещений изб-читален и библиотек для посторонних целей.

Обеспечить топливом все политпросветучреждения республики;

б) развернуть научно-просветительную пропаганду, широко привлекать подготовленные кадры интеллигенции к чтению популярных лекций для населения;

в) организовать с 1 октября 1944 г. 6-месячные курсы политпросветработников на 150 человек; восстановить библиотечный техникум в г. Елабуге на 120 человек;

г) провести до 1 октября 1944 г. ремонт всей бездействующей киноаппаратуры и обеспечить демонстрирование кинофильмов в каждом сельсовете не реже одного раза в месяц;

д) организовать до конца 1944 г. местное радиовещание во всех районах, обеспечить бесперебойную работу радиоузлов и приспособить для целей радиовещания все телефонные установки в сельсоветах.

7. Предложить Татарскому обкому ВКП (б) организовать научную разработку истории Татарии, устранить допущенные отдельными историками и литераторами серьёзные недостатки и ошибки националистического характера в освещении истории Татарии (приукрашивание Золотой Орды, популяризация ханско-феодального эпоса об Идегее). Обратить особое внимание на исследование и освещение истории совместной борьбы русского, татарского и других народов СССР против чужеземных захватчиков, против царизма и помещичье-капиталистического гнёта, а также на историю социалистического преобразования Татарии в период Советской власти и популяризацию выдающихся деятелей, учёных и революционеров татарского народа и его сынов — героев Отечественной войны.

8. Обязать Татарский обком ВКП (б) тщательно проверить работу Татарского института языка, литературы и истории и в со

518

ответствии с результатами проверки принять необходимые меры. Отчёт о результатах проверки Института и о принятых мерах представить в ЦК ВКП (6) не позднее 15 октября с. г.

9. Обязать Татарский обком ВКП (б) серьезно улучшить руководство воспитательной работой с молодёжью, обеспечить организационно-политическое укрепление комсомольских организаций, добиться создания комсомольских организаций во всех колхозах республики. Обкому, горкомам и райкомам ВКП (б) оказывать повседневную помощь комсомольским организациям в агитационно-пропагандистской работе среди молодежи — выделять пропагандистов для руководства кружками и для выступлений с докладами, лекциями, беседами. Обеспечить регулярное освещение жизни комсомольских организаций в республиканских газетах.

10. Запретить Татарскому обкому ВКП (б) использование штатных областных, городских и районных пропагандистских и газетных работников не на пропагандистской работе и закрепление их в качестве уполномоченных по хозяйственным кампаниям в районах, сельсоветах и колхозах.

11. Предложить Татарскому обкому BKП (б) укомплектовать до 1 ноября 1944 г. аппарат отделов пропаганды райкомов и редакций районных газет и рассмотреть вопрос об утверждении неутверждённых ещё районных пропагандистских работников и редакторов газет на бюро обкома.

12. Обязать Татарский обком ВКП (б) ввести в практику постановку на бюро обкома отчётов первых секретарей райкомов о состоянии агитационно-пропагандистской работы.

13. Для оказания практической помощи Татарскому обкому ВКП (б) в организации и проведении агитационно-пропагандистской работы:

а) поручить Управлению пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) подобрать и направить на руководящую пропагандистскую работу в Татарскую АССР 5 человек из числа оканчивающих Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б);

б) направить не позднее 1 сентября в Татарскую АССР сроком на 2 месяца пропгруппу Управления пропаганды и агитации в составе трёх пропагандистских работников, одного работника печати, двух научных работников по истории народов СССР и одного литературоведа;

в) увеличить штат отдела пропаганды и агитации Татарского обкома ВКП (б) на 4 лектора и штат отдела пропаганды Казанского горкома ВКП (б) на 2 лектора;

г) разрешить Татарскому обкому ВКП (б) издавать газеты в городах Чистополе и Зеленодольске два раза в неделю;

д) разрешить Татарскому обкому ВКП (б) издавать районные газеты в семи вновь организованных районах: Мортовском, Матвеевском, Подберезинском, Салтанском, Чурилинском, Юхмачин-

519

ском и Ямашинском в пределах фондов отпускаемой республике бумаги;

е) разрешить Татарскому обкому ВКП (б) издавать в Шугуровском, Ютазинском, Агрызском, Буинском, Дрожжановском, Кукморсиом, Таканышском районах районные газеты на русском языке, в Лаишевском, Пестречинском, Аксубаевском и Шереметьевском районах районные газеты на татарском языке в пределах фондов отпускаемой бумаги.

14. В целях оказания помощи Татарской АССР в усилении культурно-просветительной работы в республике обязать Наркомсвязь СССР (т. Сергейчука), Комитет по делам кинематографии при СНК СССР (т. Большакова), Комитет по делам искусств при СНК СССР (т. Храпченко), КОГИЗ (т. Гарина), Союзпечать (т. Рамсина), Главное управление трудовых резервов (т. Москатова), Наркомместпром РСФСР (т. Смиряева), Наркомторг РСФСР (т. Лукашева), Управление промкооперации при СНК РСФСР (т. Кравчука), Главное военно-санитарное управление НКО (т. Смирнова), Комитет по делам высшей школы при СНК СССР (т. Кафтанова), Наркомпрос РСФСР (т. Потёмкина), Наркомбумпром СССР (т. Орлова) провести мероприятия согласно приложению1.

Печатается по тексту документа, хранящегося в ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 59, д. 400, л. 12—22. (Впервые опубликовано в изложении в журнале «Партийное строительство», 1944, № 15—16, с. 29—32)

1 Приложение не публикуется. Ред.

520

 


 

«Постановления ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» (1944) и «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации» (1945) должны были сориентировать ученых и творческую интеллигенцию на «идейно-политическое» освещение истории, литературы и искусства татарского и башкирского народов.

Для практической реализация постановлений в частности были созданы отделения для творческой интеллигенции при университетах марксизма-ленинизма в крупных научных центрах (Киев, Харьков, [69] Новосибирск, Рига, Алма-Ата и др.): постановления адресовались не только историкам Башкирии и Татарии, но и ученым и «работникам искусства других союзных и автономных республик» («Пропагандист». 1945. № 10. С. 53, 54).

... Историки Башкирии и Татарии активно пытались отмежеваться от тюркских предков и подчеркнуть приоритет сармато-аланского происхождения своих предков (СЭ. 1952. № 3. С. 42—48), отрицая при этом роль золотоордынского этноса (Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. — М.; Л., 1949).

К практическим мероприятиям относилось и переиздание монографий, посвященных тюркской проблематике. В 1953 г. переиздается книга профессора Н. И. Воробьева «Казанские татары» (1930). Н. И. Воробьев был вынужден пересмотреть свою прежнюю точку зрения о влиянии культуры востока на культуру казанских татар. «Ныне автор совершенно правильно ставит вопрос о благотворном влиянии культуры великого русского народа на культуру татар, говорит о сближении русского и татарского народов на базе совместной жизни, труда, совместной борьбы против помещичьего и буржуазного гнета» (СЭ.  1954. № 3). Те монографии, которые не отвечали идеологическим требованиям системы, не издавались вообще.»

Доде З. В. Об одном аспекте изучения тюркской проблематики в советской исторической науке.

 

«Публикация Н. Исанбетом в 1940 г. эпоса «Идегей» с обширными историческими комментариями, в том числе и крайне «неудобной» для официальной историографии истории Золотой Орды, отчетливо продемонстрировала, что татарская интеллигенция не оставила разработку исторической тематики, могущей стать основой не только исторического, но и национального самосознания. Отсюда ясно, что появление одиозного постановления ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» было совершенно не случайным. Об этом же говорит целый комплекс документов (уже ставший в последнее время доступным общественности), направленный на полное уничтожение самостоятельной мысли в исторической науке Татарстана в 1940 – начале 1950-х гг. Это постановления бюро Татарского обкома ВКП (б) «Об ошибках и недостатках в работе Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории» (10 октября 1944 г.), «О состоянии работы по составлению «Очерков по истории Татарской АССР» (21 марта 1946 г.), «О работе Института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР» (16 апреля 1947 г.), «Об учебнике татарской литературы для 8 класса средней школы» (2 сентября 1948 г.) и «Об ошибках в учебнике литературы для 8 класса татарских средних школ» (18 января 1952 г.). ... Затем в Москве в апреле 1946 г. последовала специальная сессия Отделения истории и философии АН СССР, организованная совместно с Татарским НИИЯЛИ, канонизировавшая совершенно однобокое, тенденциозное изучение этнической истории татар в рамках лишь булгарской теории их происхождения. ...Тем не менее, процесс воссоздания национальной исторической науки тоталитарному режиму полностью остановить не удалось. Первым симптомом новых веяний стала в 1951 г. дискуссия на страницах журнала «Вопросы истории» между X. Гимади и М. Сафаргалиевым. Во время дискуссии явственно обозначились противоречия между официальной для историографии Татарстана с 1946 г. булгарской теорией происхождения татар (X. Гимади) и теорией, отстаиваемой М. Сафаргалиевым, которая исходила из важности в истории татар золотоордынского периода. Последняя позиция явно была направлена против канонизированной версии истории татарского народа».

О концептуальных проблемах татарской исторической науки и задачах журнала «Татаriса» // Tatarica, № 1 1997/98 (зима).

 

«Постановление ЦК ВКП(б) т 9 августа 1944 г. было направлено на изъятие из национальной истории ее ключевого звена – периода Золотой Орды. Хотя главной задачей коммуно-большевистских идеологов было стремление снять имплицидно присутствующее в золотоордынском периоде истории татарско-русское противоречие вплоть до фактического превращения татар в соратников русских по борьбе с объявленным «общим врагом» Золотой Ордой — реально этот шаг был направлен против выстраиваемой длительное время татарскими идеологами идентичности. Действительно, каждое звено конструируемой интеллектуалами через написание национальной истории идентичности приобретало свое уникальное значение, следовательно, в дальнейшем ни одно из этих звеньев уже из легитимизированной исторической цепочки не могло быть произвольно «вынуто» без нанесения ущерба целостности национального самосознания. Между тем одновременно с запретом на включение в национальную историю золотоордынского этапа в СССР быта придана особая роль булгаро-татарской концепции, ставшей с 1940-х годов, несмотря на ее крайнюю однобокость, официальной для исторической науки Татарстана».

Конгресс или Сабантуй? (этнополитическое эссе) // Крис, 17 февраля 1997 г.

 

«Дело в том, что в связи с репрессиями против крымских татар в годы Великой Отечественной войны и особенно после появления одиозного Постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» вся тематика, связанная с Золотой Ордой, была напрочь предана забвению и всякие исторические исследования, которые показывали  бы былую государственность и самостоятельность татарского народа через интеграцию в национальную историографию и историческую науку собственные истории Золотой Орды и позднейших постзолотордынских  исламских татарских государств-ханств были категорически запрещены. На специальной сессии Отделения истории и философии АН СССР (Москва, апрель 1946 г.) было канонизировано явно тенденциозное изучение этнической истории татар, ограниченное лишь рамками булгарской теории их происхождения, в результате чего богатейшая история этногенеза татарского народа стала сводится только к наследию Волжской Булгарии».

Мухамедьяров Ш., Хамидуллин Б. Казанское ханство в панораме веков (отражение событий 1552 года в источниках и литературе) // Идель. — 2002. — № 10—11.