Равный брак

Впервые опубликовано:

Равный брак. Интервью с В. П. Ивановым // Советская Чувашия. — 1986 г. — 30 декабря.


Одной из распространенных форм сближения советских народов стали сегодня национально смешанные семьи. Как много таких семей в нашей республике, каковы их этнические последствия? На эти и другие вопросы отвечает заведующий отделом археологии и этнографии Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР, кандидат исторических наук В.Н. Иванов.

Межнациональные браки распространены в Чувашии главным образом в городах, в основном они русско-чувашские. По данным исследования, проведенного в 1982 году чувашскими и московскими этнографами, в сельской местности в межнациональных браках состоят лишь 2,4 процента чувашей и 18,3, процента русских, а в городах соответственно 22,8 и 26,9 процента. В Чебоксарах доля таких семей достигает трети всех браков.

— Много это ли мало?

— Если говорить только о городских межнациональных браках, то их доля в Чувашии более чем на треть выше соответствующего показателя по Российской Федерации, выше она и общесоюзного уровня. Но будем конкретны и сравним доли межнациональных браков по всем 16 автономным республикам РСФСР. Так вот, в этом ряду Чувашская АССР занимает четвертое место (вслед за Коми, Карельской и Башкирской АССР). В то же время она на самом последнем месте по степени распространения межнациональных браков в сельской местности. Выбор молодежью брачного партнера той или иной национальности определяется атмосферой межнациональных отношений в данной местности. Особенно часто у молодых людей разных национальностей дружба и любовь зачинаются и крепнут в годы совместной учебы в вузах, техникумах и т. д.

Сегодня только 2—3,7 процента чувашей в 4—5,3 процента русских, проживающие в нашей республике, высказываются против межнациональных браков. Это, безусловно, свидетельствует о радикальном изменении психологической, да и социальной ориентации на межнациональные браки — своеобразного канала сближения народов.

В городах у 85 процентов чувашей и 70 процентов русских, состоящих в межэтнических браках, семьи чувашско-русские, где муж, как правило, чуваш, а жена — русская. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что в межнациональные браки вступают в основном те чуваши, которые родились и выросли уже в городе (во всяком случае, в четыре раза чаще, чем мигранты — бывшие сельские жители).

— Отличаются ли межнациональные браки от однонациональных по прочности?

— К сожалению, исследование этого, безусловно интересного вопроса практически нигде в нашей стране не проводилось. Различие в национальной принадлежности супругов, конечно же, не может не стать в некоторых случаях дополнительной проблемой в их взаимоотношениях. Дело здесь в другом. Ведь во всех семьях могут возникнуть конфликтные ситуации. И в этих случаях далеко не все супруги способны «переключить» себя, а не «срывать», как говорят, зло на других. И в смешанных семьях супруги порой склонны искать причину конфликта, своей неудачи и т. п. в национальности брачного партнера. Иногда (в общем-то довольно редко) в эмоционально-напряженных ситуациях (очереди в магазинах, переполненные автобусы и т. д.) возникают конфликты, которые сопровождаются комментариями, оскорбляющими национальное достоинство. Главная причина этого, думается, низкий культурный уровень, недостаточный общий кругозор конфликтующих.

Поговоришь после с такими людьми и оказывается, что их «психологические срывы» происходят неосознанно. «Да, конечно, у всех национальностей есть и хорошие, и плохие люди», — начинают рассуждать они. Речь, следовательно, здесь должна идти о необходимости преодоления в сознании отдельных людей всякого рода национальных предубеждений и предрассудков, воспитания в них уважительного отношения к особенностям культуры и быта других народов.

— Приходилось слышать, как некоторые люди выступают против смешанных браков, мотивируя тем, что они «угрожают существованию малых наций» и поэтому, мол, нельзя их поощрять...

Действительно, межнациональные браки и семьи влияют на изменение национального состава населения, влияют они существенно и на этническую ориентацию детей. Нередко во втором, а тем более в третьем поколениях таких семей наблюдаются случаи полней ассимиляции, то есть смены национального самосознания. Короче, из двух этносов, представители которых вступают в смешанный брак, обычно увеличивается тот, для которого характерно культурно-языковое доминирование. В Чувашии преобладающее большинство подростков из чувашско-русских семей по достижению совершеннолетия выбирают русскую национальность. Это особенно характерно для Чебоксар, где доля таких подростков достигает 97,8 процента.

В целом же вопрос об этнических последствиях смешанных браков весьма и весьма деликатный. Таким бракам можно противиться, но это было бы похоже на битву Дон Кихота с ветряными мельницами, поскольку в условиях большой мобильности и урбанизации населения тенденция к росту смешанных браков имеет и будет иметь впредь необратимый закономерный характер. Нельзя забывать и аргументы гуманистического характера: вступая в брак по любви, люди разных национальностей не должны чувствовать каких-либо препятствий. Согласитесь, было бы действительно не гуманно не считаться с волей, желанием молодых людей создать, несмотря на различия в национальной принадлежности, счастливый супружеский союз.

И еще. Преобладание какой-то культуры и языка в смешанных семьях складывается естественно. Выступать против этого было бы абсурдно. Всякий, кто осуждает естественную ассимиляцию, по выражению В.И. Ленина, «представляет из себя просто националистического мещанина».

Сегодня крайне важно серьезно взяться за подлинно интернационалистическое воспитание подрастающего молодого поколения — будущих вероятных создателей межнациональных семей. Наблюдения показывают, что у детей, выросших в смешанных семьях с подлинно интернационалистической атмосферой, и этническое самосознание формируется, так сказать, без перегибов и перекосов.

Уверен, что сегодня в интернациональном воспитании молодежи используются еще далеко не все резервы. Главное здесь — воспитание в людях культуры межэтнического общения.