Особенности этноконфессиональной ситуации в Чувашской Республике

Впервые опубликовано:

Иванов В. П. Особенности этноконфессиональной ситуации в Чувашской Республике // Социокультурные портреты регионов России. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: Изд. ЧГИГН, 2008. — С. 114—116.


На этническую и общественно-политическую ситуацию в отдельных регионах России значительное влияние оказывает конфессиональный фактор, поскольку религия — важная составная часть национальной культуры. При общем повышении внимания к культуре, в том числе к таким пластам, доступ к которым был ранее закрыт или затруднен, усиление интереса к религии следует считать ответной реакцией на односторонность культурной жизни в предшествующие годы.

В конфессиональной сфере республики национальный аспект выражен слабо. Большинство чувашей, русских, мордвы, мари и украинцев — православные, татар — мусульмане (сунниты), крайне немногочисленная часть верующих (в основном горожане) — христиане-протестанты баптистского и адвентистского толков. Интересно отметить, что если два десятилетия тому назад в Чувашии насчитывалось не более 35 православных приходов, то в 2006 г. их число достигло 213. Такое же бурное возрождение мечетей произошло и у мусульман республики; если в советское время насчитывалось всего 2 мечети, то сегодня функционируют уже 27, в том числе и в городах — Чебоксарах, Канаше, Шумерле и Новочебоксарске. Только в одном Батыревском районе действуют 12 мечетей. Всего же к 2006 г. в Чувашии функционировали 269 зарегистрированных религиозных организаций, в том числе протестантских — 25, старообрядческих — 1 (г. Алатырь) и иудаистских — 1 (Чебоксары) и других — 4. Юридически оформлены и действуют в республике также этнически окрашенные религиозные объединения языческого толка (Чувашская религиозная республиканская организация «Академия чувашской духовности», Чувашское природно-религиозное духовное объединение «Турӑҫ» и др.).

Проникновение ислама имело место в болгарский период (X—XII вв.), продолжалось в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства (XIV—XVI вв.). Часть болгаро-чувашского населения в тот период приняла ислам. В настоящее время он распространен в основном в местах компактного расселения татар, на юго-востоке Чувашии. За годы Советской власти было закрыто 36 из 38 мечетей. Духовное управление мусульман Чувашской Республики образовано в 1994 г. в с. Шыгырданы Батыревского района.

Православное христианство начало проникать на территорию современной Чувашии после присоединения народов Среднего Поволжья к России в середине XVI в. Но распространение его среди чувашей шло очень медленно, они оставались приверженцами своей традиционной религии. С середины XVIII в. началась насильственная христианизация народностей Поволжья, но и после этого, вплоть до 70-х годов XIX в., чуваши в массе своей оставались язычниками. Лишь во второй половине XIX в. в связи с подготовкой священников, владеющих чувашским языком, ведением проповедей на чувашском языке, изданием на нем религиозной литературы, к христианству склонилось большинство местного населения.

505

Таблица 1. Динамика количества религиозных объединений, зарегистрированных в Чувашской Республике (по состоянию на 31 декабря соответствующего года)

п/п

Конфессии

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

1.

Христианство:

 

 

 

 

 

 

1. 1.

православие

192

196

199

201

206

213

1. 2.

старообрядчество

-

-

1

1

1

1

1. 3.

протестантизм:

21

22

24

24

25

25

 

в т. ч.:

 

 

 

 

 

 

 

баптизм

5

5

6

5

5

5

 

пятидесятничество

6

6

7

7

7

7

 

евангельские христиане

2

2

2

3

4

4

 

адвентизм

7

7

7

7

7

7

 

лютеранство

-

1

1

1

1

1

 

новоапостольская церковь

1

1

1

1

1

1

2.

Ислам

13

15

17

19

26

27

3.

Иудаизм

1

1

1

1

1

1

4.

Другие

4

4

4

4

1

2

 

в т. ч.:

 

 

 

 

 

 

 

язычники

1

1

1

1

1

1

 

вайшивизм

1

1

1

1

1

1

 

Всего

231

238

246

249

261

269

До революции на территории Чувашии действовало 7 монастырей, 299 православных храмов. После 1917 г. все монастыри и 264 церкви были закрыты. В настоящее время в республике действуют 7 монастырей, в том числе 3 мужских (Чебоксары, Алатырь, Моргаушский район) и 4 женских (Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Комсомольский район). Подготовка священников ведется в Чебоксарском епархиальном духовном училище. В 1996 и 2001 гг. Чувашию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его визиты сопровождались закладкой в столице республики крупных церковных сооружений. Им была освящена так называемая «Дорога к храму» — дамба (отделяющая Чебоксарский залив от русла Волги), построенная в 1996 г., расположенная в центре города, ведущая к монастырскому комплексу и кафедральному собору (некогда знаменитая «Владимирка», по которой шли в Сибирь ссыльные и каторжники).

Важнейшим фактором, сыгравшим определенно позитивную рсшь в христианизации чувашей, было то, что им при крещении не требовалось отказываться от своей национальности. И сегодня в европейской части России чуваши и гагаузы — единственные тюркские народы, исповедующие православие. Следует особо отметить и то, что чувашский язык стал вторым после русского, на который переведен практически полный текст Библии, а чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.

506

Таблица 2. Уровень религиозности населения Чувашии в 2006 г. (в %)

Уровень

Всего

В том числе

религиозности

сено

город

Верующий

38,5

44,1

35,0

Скорее верующий

39,2

42,8

36,9

Скорее неверующий

10,1

5,9

12,8

Неверующий

9,4

4,9

12,3

Атеист

2,2

1,5

2,6

Надо отметить, что традиционно чуваши отличаются сдержанным выражением своих религиозных чувств, для их обыденного религиозного сознания, особенно для обрядового поведения, характерен язычески-православный синкретизм. В республике уже к 1920-м гг. не осталось последователей национальной дохристианской веры («язычества»), между тем как в ряде местностей Волго-Уралья (в Самарской области, Татарстане, Башкортостане), по сей день сохраняются несколько их селений, что служит одним из побудительных факторов культурологических реминисценций в этой сфере среди части чувашской национальной интеллигенции.

Для чувашей исторически характерно внешнее, поверхностное восприятие православия. Оно не стало в должной степени для них национально одухотворенной верой и не пронизывает их историческую память, традиционную культуру и этнопсихологию в той мере, как, например, это наблюдается у русских и татар. Это проявляется, в частности, и в том, что чувашскую национальную интеллигенцию отличает подчеркнутая индифферентность к ценностям православия. Национальное искусство и литература практически не знают обращения к христианским сюжетам, темам и символике. Таким образом, в современной профессиональной национальной культуре и сознании социально и интеллектуально продвинутой части народа православно-церковный компонент актуализирован весьма слабо.

Взаимоотношения православной и мусульманской церквей носят бесконфликтный характер, они обе функционируют в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества с органами государственной власти республики. Вместе с тем в конфессиональной сфере имеются определенные предпосылки для возникновения межэтнического напряжения. Так, некоторые представители чувашской национальной интеллигенции полагают, что основой крепости национального духа этноса является народная («языческая») религия дохристианского времени [1].

С этим связаны попытки практической реконструкции дохристианских обрядов и культов, обсуждение проектов воссоздания древних языческих культовых сооружений, звучали также призывы образовать Чувашскую (автокефальную) православную церковь взамен (или наряду) нынешней епархии, обращения в Московскую патриархию по вопросу канонизации просветителя И. Я. Яковлева («чтобы преподобный Иван молился за чувашский народ» [2]. Но поскольку подобные попытки встречают со стороны церковнослужителей резкий и публично заявляемый отпор, то другая сторона чаще

507

склонна усматривать в этом проявление античувашских, великодержавно-шовинистических настроений.

Объективно данные тенденции представляют одну из форм проявления самоидентификационных процессов, стремление этносов к самоорганизации и самоутверждению, к возрождению утраченных ценностей национальной культуры.

Замеры уровня религиозности в ходе опроса населения в 2006 г. показали, что более чем значительная его часть относит себя к разряду «верующих» (38,5 %) и «скорее верующих» (39,2 %), что в общей сложности составляет 77,7 % всего массива опрошенных (см. табл. 2). Понятно, что при этом более высокие показатели уровня религиозности отмечаются среди сельских жителей.

Литература

1Салмин А. К. Фольк-религия чувашей // Проблемы национального в развитии чувашского народа. — Чебоксары, 1999. — С. 235—247.

2Алексин В. Всякий верующий человек прекрасен // Советская Чувашия. — 1998. — 16 декабря.