Особенности этноконфессиональной ситуации в Чувашской Республике
Впервые опубликовано:
Иванов В. П. Особенности этноконфессиональной ситуации в Чувашской Республике // Социокультурные портреты регионов России. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: Изд. ЧГИГН, 2008. — С. 114—116.
На этническую и общественно-политическую ситуацию в отдельных регионах России значительное влияние оказывает конфессиональный фактор, поскольку религия — важная составная часть национальной культуры. При общем повышении внимания к культуре, в том числе к таким пластам, доступ к которым был ранее закрыт или затруднен, усиление интереса к религии следует считать ответной реакцией на односторонность культурной жизни в предшествующие годы.
В конфессиональной сфере республики национальный аспект выражен слабо. Большинство чувашей, русских, мордвы, мари и украинцев — православные, татар — мусульмане (сунниты), крайне немногочисленная часть верующих (в основном горожане) — христиане-протестанты баптистского и адвентистского толков. Интересно отметить, что если два десятилетия тому назад в Чувашии насчитывалось не более 35 православных приходов, то в 2006 г. их число достигло 213. Такое же бурное возрождение мечетей произошло и у мусульман республики; если в советское время насчитывалось всего 2 мечети, то сегодня функционируют уже 27, в том числе и в городах — Чебоксарах, Канаше, Шумерле и Новочебоксарске. Только в одном Батыревском районе действуют 12 мечетей. Всего же к 2006 г. в Чувашии функционировали 269 зарегистрированных религиозных организаций, в том числе протестантских — 25, старообрядческих — 1 (г. Алатырь) и иудаистских — 1 (Чебоксары) и других — 4. Юридически оформлены и действуют в республике также этнически окрашенные религиозные объединения языческого толка (Чувашская религиозная республиканская организация «Академия чувашской духовности», Чувашское природно-религиозное духовное объединение «Турӑҫ» и др.).
Проникновение ислама имело место в болгарский период (X—XII вв.), продолжалось в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства (XIV—XVI вв.). Часть болгаро-чувашского населения в тот период приняла ислам. В настоящее время он распространен в основном в местах компактного расселения татар, на юго-востоке Чувашии. За годы Советской власти было закрыто 36 из 38 мечетей. Духовное управление мусульман Чувашской Республики образовано в 1994 г. в с. Шыгырданы Батыревского района.
Православное христианство начало проникать на территорию современной Чувашии после присоединения народов Среднего Поволжья к России в середине XVI в. Но распространение его среди чувашей шло очень медленно, они оставались приверженцами своей традиционной религии. С середины XVIII в. началась насильственная христианизация народностей Поволжья, но и после этого, вплоть до 70-х годов XIX в., чуваши в массе своей оставались язычниками. Лишь во второй половине XIX в. в связи с подготовкой священников, владеющих чувашским языком, ведением проповедей на чувашском языке, изданием на нем религиозной литературы, к христианству склонилось большинство местного населения.
505
Таблица 1. Динамика количества религиозных объединений, зарегистрированных в Чувашской Республике (по состоянию на 31 декабря соответствующего года)
№ п/п |
Конфессии |
Годы |
|||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
||
1. |
Христианство: |
|
|
|
|
|
|
1. 1. |
православие |
192 |
196 |
199 |
201 |
206 |
213 |
1. 2. |
старообрядчество |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1. 3. |
протестантизм: |
21 |
22 |
24 |
24 |
25 |
25 |
|
в т. ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
баптизм |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
|
пятидесятничество |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
евангельские христиане |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
|
адвентизм |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
лютеранство |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
новоапостольская церковь |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. |
Ислам |
13 |
15 |
17 |
19 |
26 |
27 |
3. |
Иудаизм |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Другие |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
2 |
|
в т. ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
язычники |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
вайшивизм |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Всего |
231 |
238 |
246 |
249 |
261 |
269 |
До революции на территории Чувашии действовало 7 монастырей, 299 православных храмов. После 1917 г. все монастыри и 264 церкви были закрыты. В настоящее время в республике действуют 7 монастырей, в том числе 3 мужских (Чебоксары, Алатырь, Моргаушский район) и 4 женских (Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Комсомольский район). Подготовка священников ведется в Чебоксарском епархиальном духовном училище. В 1996 и 2001 гг. Чувашию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его визиты сопровождались закладкой в столице республики крупных церковных сооружений. Им была освящена так называемая «Дорога к храму» — дамба (отделяющая Чебоксарский залив от русла Волги), построенная в 1996 г., расположенная в центре города, ведущая к монастырскому комплексу и кафедральному собору (некогда знаменитая «Владимирка», по которой шли в Сибирь ссыльные и каторжники).
Важнейшим фактором, сыгравшим определенно позитивную рсшь в христианизации чувашей, было то, что им при крещении не требовалось отказываться от своей национальности. И сегодня в европейской части России чуваши и гагаузы — единственные тюркские народы, исповедующие православие. Следует особо отметить и то, что чувашский язык стал вторым после русского, на который переведен практически полный текст Библии, а чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.
506
Таблица 2. Уровень религиозности населения Чувашии в 2006 г. (в %)
Уровень |
Всего |
В том числе |
|
религиозности |
сено |
город |
|
Верующий |
38,5 |
44,1 |
35,0 |
Скорее верующий |
39,2 |
42,8 |
36,9 |
Скорее неверующий |
10,1 |
5,9 |
12,8 |
Неверующий |
9,4 |
4,9 |
12,3 |
Атеист |
2,2 |
1,5 |
2,6 |
Надо отметить, что традиционно чуваши отличаются сдержанным выражением своих религиозных чувств, для их обыденного религиозного сознания, особенно для обрядового поведения, характерен язычески-православный синкретизм. В республике уже к 1920-м гг. не осталось последователей национальной дохристианской веры («язычества»), между тем как в ряде местностей Волго-Уралья (в Самарской области, Татарстане, Башкортостане), по сей день сохраняются несколько их селений, что служит одним из побудительных факторов культурологических реминисценций в этой сфере среди части чувашской национальной интеллигенции.
Для чувашей исторически характерно внешнее, поверхностное восприятие православия. Оно не стало в должной степени для них национально одухотворенной верой и не пронизывает их историческую память, традиционную культуру и этнопсихологию в той мере, как, например, это наблюдается у русских и татар. Это проявляется, в частности, и в том, что чувашскую национальную интеллигенцию отличает подчеркнутая индифферентность к ценностям православия. Национальное искусство и литература практически не знают обращения к христианским сюжетам, темам и символике. Таким образом, в современной профессиональной национальной культуре и сознании социально и интеллектуально продвинутой части народа православно-церковный компонент актуализирован весьма слабо.
Взаимоотношения православной и мусульманской церквей носят бесконфликтный характер, они обе функционируют в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества с органами государственной власти республики. Вместе с тем в конфессиональной сфере имеются определенные предпосылки для возникновения межэтнического напряжения. Так, некоторые представители чувашской национальной интеллигенции полагают, что основой крепости национального духа этноса является народная («языческая») религия дохристианского времени [1].
С этим связаны попытки практической реконструкции дохристианских обрядов и культов, обсуждение проектов воссоздания древних языческих культовых сооружений, звучали также призывы образовать Чувашскую (автокефальную) православную церковь взамен (или наряду) нынешней епархии, обращения в Московскую патриархию по вопросу канонизации просветителя И. Я. Яковлева («чтобы преподобный Иван молился за чувашский народ» [2]. Но поскольку подобные попытки встречают со стороны церковнослужителей резкий и публично заявляемый отпор, то другая сторона чаще
507
склонна усматривать в этом проявление античувашских, великодержавно-шовинистических настроений.
Объективно данные тенденции представляют одну из форм проявления самоидентификационных процессов, стремление этносов к самоорганизации и самоутверждению, к возрождению утраченных ценностей национальной культуры.
Замеры уровня религиозности в ходе опроса населения в 2006 г. показали, что более чем значительная его часть относит себя к разряду «верующих» (38,5 %) и «скорее верующих» (39,2 %), что в общей сложности составляет 77,7 % всего массива опрошенных (см. табл. 2). Понятно, что при этом более высокие показатели уровня религиозности отмечаются среди сельских жителей.
Литература
1Салмин А. К. Фольк-религия чувашей // Проблемы национального в развитии чувашского народа. — Чебоксары, 1999. — С. 235—247.
2Алексин В. Всякий верующий человек прекрасен // Советская Чувашия. — 1998. — 16 декабря.
- Версия для печати
- 4950 просмотров