Суваро-булгарские традиции чеканки собственных монет и разнотипных подражаний

Алмантай В. Н.
Суваро-булгарские традиции чеканки собственных монет и разнотипных подражаний. // Государственность восточных булгар IX—XIII вв. / Материалы международной конференции «Государственность восточных булгар IX—XIII вв.». Чебоксары, 2—3 декабря 2011 г. / Сост. и научн. ред. Д. Ф. Мадуров. — Чебоксары: Таус, 2012. — С. 96—99.

Скачать (PDF, 0,4 MB)

 


 

Тесные культурные и экономические связи суваро-булгар с переднеазиатскими государствами стали причиной распространения на территории Серебряной (Волжской) Булгарии арабских монет. Для монетного золота и серебра понятие государственной границы было весьма условным. Золотой и серебряный потоки текли из стран, обладающих месторождениями благородных металлов, в страны, не имеющие их, в обмен на различные продукты национального труда последних. В этих условиях монеты теряли свойства денег и сами превращались в товар, выступая лишь как слитки благородных металлов, являющиеся предметом купли-продажи (Рябцевич, 1977,с. 54).

Начиная с X в. столичные города Су вар и Булгар чеканят собственные монеты. Так, в свое время археолог С. А. Янина обнародовала 4 монеты булгарского производства из раскопок 1956 года в Великом Новгороде. Одна из представленных монет, принадлежавшая чекану правителя Серебряной (Волжской) Булгарии Алмушу, сыну Шилки, является наиболее ранним типом булгарский чеканки и относится к 902-908 годам (История Татар. .,,т. П, 2006, с. 296). Автор не указал, где именно была выпущена монета, в Булгаре или Суваре. В городе Сувар первая чеканка собственной монеты известна с 931-932 гг. и связана с именем Нарс бен Ахмед-Сувар. во времена правления Талиба бен Ахмеда эл-эмира выпущены монеты 948-949, 949-950, 952-953, 958-959 гг., при Мумине бен Ахмеде ал-эмире были отчеканены монеты в 974—992 гг. Известны монеты отчеканенные в 947-948 гг. в городе Булгаре с именем Абдаллаха ибн Микаила, монеты с именем Мумина ибн ал-Хасана отчеканенные в 976-977 гг. Последняя серебряная монета датируется 986-987 гг.

В конце X века чеканка монет в Суваре и Булгаре неожиданно прекращается. Как полагают историки, это было связано с наступлением так называемого «серебряного кризиса», явившегося результатом истощения серебряных рудников в странах Востока, а новые еще не были освоены. По этой причине в начале XI века исчезают и ввозимые из восточных стран серебряные дирхемы. Это положило началу «без- монетному периоду», продолжавшемуся в Серебряной (Волжской) Булгарии до XII века. В качестве разменных монет в обиход входят серебряные слитки «сумы». Длина

96

слитка колебалась от 13,7 см до 17,9 см, в зависимости от этого менялся и вес — от 188,2 до 215 гр., и ширина -1,5 до 1,8 см (подобные слитки производились и на Руси: в Новгороде, Киеве и других княжествах). Серебряный слиток сум или сом означает «рубль» (производная форма слова сумлӑ — «человек, обладающий рублями», говорят же «сумлӑ пул» — «будь богатым»), Сумы продолжали обращаться и в золотоордынскую эпоху, в XIII XJV веках. Появление слитков начинается с использования кусочков серебра различных форм. Их появление Г. А. Федоров-Давыдов относит к концу X и первой половине XI в. В Серебряной (Волжской) Булгарии в этот период наравне со слитками вышеназванных образцов, которые производились в местных мастерских, обращались собственные серебряные слитки круглой и трубчатой формы. При мелких торговых операциях слитки разрубали на кусочки. От слова «рубить» рубленные серебряные куски стали называться «рублями», а от суваро-булгарского слова «тенке» — деньгами. Чеканка монет была возобновлена и продолжена в Булгаре от имени халифа Насир ад-Дина (1180-1225) (Мухамадиев,2011,с. 56) и в Булгарском улусе Золотой Орды, начиная с 50-х годов XIII в.

Также в Волжской Булгарии в безмонетный период начинают выпускать из белого металла монеты с подражанием арабской каллиграфии. Одна из таких монет например, представлена материалами Ахунского поселения (Винничек, Сафронов, 2008, с. 290, рис. 4/8). Период изготовления монет-подражаний из белого металла Д. Г. Мухаметшин относит к XI в. Эти монеты из белого металла с каллиграфией и надписями, похожими на рунические письмена, по убеждению суваро-булгар, обеспечивали защиту и удачу их владельцу, начерченные руны отражали природные явления, оберегали от темных космических сил, от грозы и молнии и т. д.

Впоследствии они использовались в качестве украшений, в настоящее время их называют монетовидными подвесками. Также подвески довольно часто находят как подъемный материал в местах проведения обрядов около Уйчук и Киремет.

Подобную тенденцию изготовления монет-подражаний мы можем наблюдать и в более поздние времена. Так, в середине XVIII века положение крестьян становится невыносимым. Кроме всяких обременительных налогов помещики, монастыри, церкви и духовенство отбирали у крестьян земли и денежные средства на различные нужды. На это обратила внимание сама императрица Екатерина П и, присутствуя в Сенате, объявила, что государственные крестьяне, живущие в Казанской, самой лучшей губернии, приведены в великую бедность и без дозволения местных смотрителей не смеют завести ни одного поросенка, дабы эти животные не ели дубовых желудей, в то время как ни один дуб не был посажен. Императрица в целях освидетельствования всех этих беспорядков приказала послать туда надежного чиновника. Выбран был вице-президент штатсъ-конторы Швебсъ (Соловьев, 1875,с. 170).

Но чиновники указание императрицы выполняли формально. А местное духовенство беззастенчиво попирало права и национальную культуру суваро-булгар, придерживавшихся своей этнической религии. Ненависть к притеснителям и эксплуататорам переполнила чашу терпения. Во время Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева народы, ранее входившие в государство Серебряная (Волж-

97

ская) Булгария, единодушно поддержали яицких, донских и поволжских казаков. «Сепир» («Сабир» — более ранняя ротационная форма слова сувар, на древнеиранском буквально означает «наездник», «всадник») — так называли тех, кто участвовал в Пугачевском восстании в XVIII веке [«Сепирсем тесе ӗлӗк Пугачевпа пӗрле ҫӗмӗрсе ҫӳренӗ ҫынсене каланӑ, тет» (Н. И. Ашмарин)]. После подавления крестьянской войны царизм вынужден был пересмотреть свою политику по отношению к нерусским народам. Первым шагом в этом направлении явилось издание указа о веротерпимости, в котором были учтены требования наказов Екатерининской комиссии по составлению нового Уложения. Указ гласил: «как всевышний бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и ея величество из тех же правил сходствуя его святой воле всем поступать изволит, желая только, чтобы между поддатыми ея величества всегда любовь и сопгасие царствовали». Правда, этот документ, изданный еще в мае 1773 г., дальше центральных органов государственной власти он не распространялся. Потребовалась мощная крестьянская война, чтобы напуганная небывалым по размаху народным выступлением императрица Екатерина II в 1775 г. секретно объявила губернаторам и губернским канцеляриям свой указ о свободе вероисповедания.

Национально-освободительное движение дало толчок к возобновлению чеканки собственных кустарных иммитаций монет с различными символами из белого металла. Их даже использовали как средство платежа во время Смутного времени. Впоследствии они стали использоваться уже в ритуальных целях. Вместо подлинной золотой или серебряной монеты на местах поклонения духам Предков — Киремет приносили в подношения так называемые «нухратки» и «тухланки», т. е. жестяные и оловянные кружочки с изображениями, изготовленные с XIV по XIX вв., наподобие мелкой серебряной монеты (Денисов, 1959, с. 108).

Крупные монеты, по форме напоминающие рубль, приносили в дар Единому Богу (Пӗр Турӑ) на святилище Уйчук, обычно расположенном на возвышенности недалеко от источников воды. Здесь суваро-булгары поклонялись Единому Богу (Пӗр Турӑ) и проводили обряды. Так, на святилище в Вурнарском районе Чувашской Республики найдено несколько подобных монет. Время их чеканки определяется по найденным на этом же месте сложенных друг на друга стопочек серебрянных 20-25 копеечных монет XVIII века, образующих в каждой куче сумму в один рубль, монет более познего периода не обнаружено.

Чуть ниже этого священного места расположен Киремет под названием «Мӑнырӑ» — Большое добро, место поклонения духам ушедших Предков (Ваттисем). По словам местных жителей, здесь встречается в основном мелочь, датируемая началом XVH века и серединой XX века. Примечательно, что по сей день такие монеты имеют для суваро-булгар сакральное (магическое) значение.

Медные и свинцовые грузики-пломбы в Серебряной (Волжской) Булгарии X- XIV вв. были широко распространены в городских поселениях. Их привешивали к шкуркам пушных зверей, определяя стоимость товара. Пломбы суваро-булгары использовали также в денежно-товарных обращениях. По изображениям на пломбах

98

легко можно было определить, где они изготовлены. Пломбы как подъемный материал являются частыми находками в городах Биляре (Пил яр — благослови), Суваре (Сув ар — благородный мужчина, Су вар — вода, овраг), Булгаре (Пул кар — будь един), Веда Суаре (Средний Сувар), Аял Суаре, (Нижний Сувар), Джукетау (Чукту — гора для подношений) и т. д. На большинстве этих изделий изображались имеющие сакральное значение символы мироздания.

Литература

  1. Винничек В. А., Сафронов П. И. Украшения и элементы одежды населения Верхнего Посурья VIII—XI вв. (по материалам поселений) // Пензенский археологический сборник. Вып. 2. — Пенза, «Издательство Пензенского ИРО», 2008. — С. 256—293.
  2. Денисов П. В. Религиозные верования чуваш. — Чебоксары, 1959.
  3. История Татар с древнейших времен. Том II. Волжская Булгария и Великая Степь. — Казань, 2006.
  4. Мухамадиев А. Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды. — Казань, 2011.
  5. Рябцевич В. Н. О чем рассказывают монеты. — Минск, 1977.
  6. Соловьев С. История России. В царствование Императрицы Екатерины II. Том первый. — М., 1875.

Тишкӗрӳ

Улатимӗр Алмантай

Сувар-пулкарсен эреветлӗх укҫа ҫапас йӑли

Ӗлӗкренех патшалӑх ҫапса кӑларнӑ укҫасемсӗр пуҫне эреветлӗх- тӗветлӗхлисем те пулнӑ. Чӑваш республикин Вӑрнар районӗнче харпӑрла тунӑ укҫасене Пӑкачав пӑлхавӗ вӑхӑтӗнче хута ярас тенӗскерсене тупнӑ. Пӑлхава чарса лартнӑ хыҫҫӑн ҫак укҫасене сувар-пулкарсен сӑваплӑ вырӑнӗсенче калӑм хывма усӑ курнӑ.

Abstract

Vladimir Almantai

Suvar and Bulgarian Traditions of Imitations

Since ancient times besides stamped coins the so-called imitations existed: official or used as decorations. In Vymary region of Chuvashia homemade coins were found, which were probably prepared to be adopted during Pugachev's Rebellion. After the rebellion was put down, the imitations were used as sacrificial coins on Suvar-Bulgar sanctuaries.

99

Подвески, подражания арабским дирхемам «безмонетного периода», продолжавшегося с X до XII века. Две нижние монеты — медные монеты булгарского периода. 1. Аверс. 2. Реверс.

Рис. ВЗ. Подвески, подражания арабским дирхемам «безмонетного периода», продолжавшегося с X до XII века. Две нижние монеты — медные монеты булгарского периода.
1. Аверс. 2. Реверс.

Литейная форма для изготовления монеты-подражания дирхему из Национального музея истории Украины.

Рис. В4. Литейная форма для изготовления монеты-подражания дирхему из Национального музея истории Украины.

Медные и свинцовые грузики-пломбы с символами Солнца. Серебряная Булгария. X—XIV вв.

Рис. В5. Медные и свинцовые грузики-пломбы с символами Солнца. Серебряная Булгария. X—XIV вв.

Подражание серебряным дирхемам из белого металла. Cyeap. XI в. Реконструкция изображений на монетах. Художник Н. М. Балтаев.

Рис. В6. Подражание серебряным дирхемам из белого металла. Cyeap. XI в. Реконструкция изображений на монетах. Художник Н. М. Балтаев.

Самодельные монеты пугачевского времени. Аверс. XVIII в. Первая в иллюстрации — декоративная подвеска.

Рис. В7. Самодельные монеты пугачевского времени. Аверс. XVIII в. Первая в иллюстрации — декоративная подвеска.

Самодельные монеты пугачевского времени. Реверс. XVIII в. Первая в иллюстрации — декоративная подвеска.

Рис. В8. Самодельные монеты пугачевского времени. Реверс. XVIII в. Первая в иллюстрации — декоративная подвеска.