Мирфатых Закиев

Мифотворчество в исследовании летописи «Джагфар Тарихы» о Волжской Болгарии

Как известно, летопись «Джагфар Тарихы» оформил татарский учитель истории в 90 г. XX века. Восхищаясь, данной античувашской летописью чувашский краевед отмечает, что «Джагфар Тарихы» (история Джагфара) — единственный известный свод древнебулгарских летописей, дошедший до нас.

Фальсификация истории древнеболгарской цивилизации в исследованиях учёных Татарстана

К сожалению, в научном сообществе Среднего Поволжья с 40-50 гг. XX века идет процесс стирания грани между правдой и ложью.
Грех лжи становится в татарской науке и деятельности власти нормой научной и общественной жизни.
За 70 последних лет историки Татарстана фактически всю историю древнеболгарской символизации забрали себе. Из-за такого процесса татарское общество раскололось. Мудрые татары понимали, что присвоение чужой (древнеболгарской) истории приведет к расколу. Сторонниками присвоения древнечувашской истории, конечно, выступили ассимилированные татаро-кыпчаками бывшие болгаро-чуваши.

Глава I. О чувашизмах в булгарской эпиграфике

Самым основным аргументом, свидетельствующим о чувашеязычности волжских булгар, считаются чувашские слова и выражения, обнаруженные на булгарских надгробных памятниках. На некоторых каменных стелах, сохранившихся на территории бывшей Волжской Булгарии, встречаются написанные арабскими буквами чувашские слова, перемежающиеся с арабскими молитвенными текстами. Обнаружил их впервые в прошлом веке X. Фейзханов, который тогда же опубликовал об этом статью в "Известиях Императорского археологического общества"2. О существовании таких надписей знали исследователи и до Фейзханова, но принимали их за арабизмы и пытались отождествлять с созвучными арабскими словами. Фейзханов не только указал на их чувашское происхождение, но и расшифровал тексты эпитафий на материале чувашского языка. В результате он пришел к выводу о влиянии чувашского языка на язык эпитафий волжских булгар.

Волжские булгары и их потомки

Закиев М. З., Кузьмин-Юманади Я. Ф. Волжские булгары и их потомки. — Казань: Инсан, 1993.

Тернистый путь в науку. Юбилейные заметки о Д. М. Исхакове

Весьма быстро обнаружились научные разногласия между директором ИЯЛИ и его молодым заведующим. Дело было даже не в конкретных сюжетах, а в желании директора определять в меру своих весьма ограниченных способностей ключевые положения истории татарского народа. Поводом для сшибки стала концептуальная статья «Об этнической ситуации в Среднем Поволжье в XVI—XVII вв. (Критический обзор гипотез о «ясачных чувашах» Казанского края)», которую Исхаков опубликовал в 1988 г. в журнале «Советская этнография». В ней утверждалась мысль о существовании у татар двух страт — верхней, феодальной, собственно «татарской», т.е. золотоордынской, и крестьянской, восходящей к булгарам.
Фактически, как в более ранней статье (1980) о бесермянах, в этой публикации он предлагал новую теорию становления татарского этноса, противоречащую позициям ортодоксальных булгаристов. В ответ Закиев отправил в редакцию этого академического журнала разгромную статью, написанную в стиле колхозного партхозактива. Так как Д. Исхаков был московским выпускником, ему сообщили о поступлении такого материала, а во время очередной поездки в Москву дали и её прочесть. Хотя он был бы рад открытой полемике и возможности утвердить свои взгляды, поэтому редакционным работникам дал свой ответ: «Надо публиковать», но редакция решила отвергнуть сей опус, очевидно, из-за низкого научного уровня и замены полемики прямыми оскорблениями.
В конце концов директор ИЯЛИ издал этот материал в одном из языковедческих сборников, но краше ни в стилистическом, ни в научном отношении он не стал. К 1990 г. отношения между Д. Исхаковым и М.З. Закиевым были уже окончательно испорчены. Может быть, директор и снял бы своего оппонента с должности заведующего, но реализовать это желание тогда было уже не так просто из-за общественных процессов. Было время, когда коллектив и общественное мнение приобрели невиданную силу, окоротив самодурство директоров, правда, длилось это не так долго.
Апогея конфликт достиг весной 1993 г.

«Битва историков» в Республике Татарстан в 1990-х годах и создание Института истории АН РТ

Заметим, что в ходе семинаров 1997 г. обнаружилось, что «татаристы» подразделяются на «умеренных» и «радикалов», когда водораздел проходил по линии оценки роли булгарского наследия: если первые признают участие булгарского компонента в формировании татар, то вторые фактически его отрицают или считают несущественным. А у сторонников булгаризма возникло крыло, занимающееся фальсификациями источников, то есть это тоже были своего рода радикалы. Затем началось составление плана-проспекта семитомной «Истории татар с древнейших времен». Параллельно шел процесс написания и публикации монографических трудов по истории татар разных периодов.

Сокровища булгарского народа. Выпуск 1. Этногенез. История. Культура

Цель настоящего сборника сообщить общественности о серьезном многотысячелетнем Вкладе Булгарского народа в историю мировой цивилизации и культуры. К сожалению, и в России, и в Татарстане находятся ученые, которые утверждают, что Булгарского народа нет. Этим они наносят вред Татарстану и его великому народу. Сегодня многие из новооткрытых и вводимых в научный оборот исторических источников свидетельствуют в пользу истины. И от этого никуда не уйти! Булгарский народ был, есть и будет жить вечно!

Незаконнорожденные дети господ журналистов или о навязчивом шумеро-булгаризаторстве истории татар

Раньше это поприще было уделом городских сумасшедших, обивавших пороги научных учреждений в поисках признания. Сейчас мир «фольк-хистори» разросся и зажил своей отдельной жизнью. В нем существуют собственные авторитеты, герои и гении, их книги издаются многотысячными тиражами. Одни авторы с уважением цитируют других, ссылки на одни «фольк-хисторические» труды перекочевывают в другие... Между ними иногда разворачиваются нешуточные споры о принадлежности той или иной древней цивилизации к предкам того или иного современного народа. Ныне это особое научное Зазеркалье, изнанка или «темная сторона» науки. В этом смысле подобные работы – это не дело знания, а дело веры. А настоящее название всех этих «халык-тарихистори» — современная мифология, типа НЛО, «снежного человека», «бермудского треугольника» «лох-несских змеев» и прочих наукообразных мифов. Паразитирует она на ошибках и недостатках науки, эксплуатирует слабо изученные проблемы и темы, а также предлагает простые, доступные для понимания каждого очень средне образованного человека сложные явления или способы решения научных проблем.

Значение труда Н. Ф. Катанова «Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках» в изучении истории татарского народа

Не надо забывать, что чуваши представляли собой финно-угров, называемых веда. И миссионерский съезд 1910 года пришёл к выводу о первоначальном родстве чувашей — язычников и финно-угорских племён. [Шарафутдинов Д. Р. Документы миссионерского съезда (Казань, 1910) — важный источник по истории традиционной культуры народов Среднего Поволжья и Приуралья // Отечественные архивы. — 2005. — № 1. — С. 67]. Финно-угроязычные веда тесно общались с тюркоязычными суасами, приняли от них тюркский язык и этноним суас/чуваш. При исследовании чувашской проблемы, не учитывать этого также нельзя.
Я полагаю, что нам еще не раз придется анализировать статью Н. Ф. Катанова «Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках», где он вопреки желаниям татарских ордынцев, противников булгарского происхождения татар, авторами булгарской эпитафии с чувашскими элементами считает не булгар, а чувашей, находящихся на стадии обулгаривания. Ибо так называемые ордынцы, которые считают современных татар пришельцами на их исторических территориях, еще не раз попытаются возродить точку зрения Н. И. Ильминского и Н. И. Ашмарина по этнической истории татар и чувашей.

Происхождение тюрков и татар

В первой части книги делается попытка раскрытия древнейших этнических корней тюркоязычных племен и народов: субаров, сумеров, кангаров, хорасмиев, парфян, согдийцев, ариев, тохаров-тавров, кусанов, саков-скифов, сарматов, этрусков, оногуров, аланов-асов, хунов-сюнов и т. д. Сравнительно подробно описанные в других трудах этнические корни тюрков периода собственно тюркских государств затрагиваются лишь в общих чертах. Эта часть книги может быть полезной для воссоздания этнической истории не только булгаро-татар, но и других тюркоязычных народов.
Вторая часть книги посвящена освещению проблем этногенеза и основных вопросов этнополитической истории не вообще татар, а их конкретной части, а именно булгаро-татар, в состав которых исторически вошли татары Урало-Поволжья, сибирские татары и литовские татары. Наряду с этим вносится некоторая ясность в отдельные аспекты этногенеза древних татар, монголо-татар, тартар, ордынских татар, тюрко-татар, крымских татар и добруджинских (буджакских) татар.

Страницы

Subscribe to RSS - Мирфатых Закиев