Эпиграфические памятники Чувашии
Надгробные, намогильные камни — ценные памятники духовной и материальной культуры по истории этносов и стран. Интересны они и как художественные произведения. До последнего времени лишь часть каменных надгробий с арабскими письменами на территории Чувашской Республики стала объектом изучения. Пожалуй, не будет преувеличением, если утверждать, что эпиграфика Чувашии являет новую, еще должным образом не осмысленную страницу её истории и культуры. Бережное отношение к эпиграфическим памятникам — некоторые из них ещё не взяты на учет и не находятся под защитой государства — является актуальным вопросом как культурной политики, так и широкого комплекса гуманитарных наук, прежде всего исторических, ещё не сказавших свое слово об их значении и ценности. Надеемся, что настоящая публикация явится скромным вкладом в разрешение названной проблемы.
Впервые на эпиграфические памятники правобережья Волги обратил внимание Хусаин Фейезханов (Фаизханов). В 1863 г. увидело свет его исследование, посвященное эпитафиям Тетюшского уезда Казанской губернии1. Оно открыло новую веху в их изучении. Во-первых, анализируемые эпитафии получили точную датировку. Во-вторых, появление статьи дало огромный толчок в изучении этногенеза чувашского народа. Заметим, что работа X. Фейезханова получила отклик у Н. И. Ильминского, отметившего интересное «открытие следов чувашского языка в древних магометанских кладбищах»2. В 1866 г. в «Казанских губернских ведомостях» опубликовали статью В. К. Магницкого «Старые оставленные кладбища во 2-м стане Чебоксарского уезда»3. Спустя восемь лет, в 1874 г., в них же появилась другая его статья «Археологические достопримечательности во 2-м стане Чебоксарского уезда»4. Исследователь собрал сведения о 17 кладбищах, где
70
размещались каменные надгробия. Определённую лепту в сбор информации о древних памятниках внёс и Н. И. Золотницкий5. Интерес к эпиграфическим памятникам проявила и местная интеллигенция6.
Летом 1873 г. памятники данного региона были исследованы крупным татарским учёным-просветителем К. Насыри. Им были прочитаны и опубликованы эпитафии, расположенные в селах и деревнях Татарские Азелеи, Танаево, Молвино, Васюково, Верхние и Нижние Ураспуги (Расбуга) Свияжского, Бакарчи (Бакырчи, Бакрче), Кукеш (Кугушево), Ближнее и Дальнее Юмашево (Буинск, Чирш-Сирма) и Шигали Цивильского уездов Казанской губернии7. Хронологически они охватывают отрезок времени с XVI по XVIII в. В своей работе К. Насыри сделал несколько важных замечаний. Он отметил, что эпитафии, обнаруженные в селениях Танаево, Ближнее и Дальнее Юмашево и Шигали, вырезаны рукою одного мастера. Таким образом, выделяется единый круг памятников, характерный для этого региона. Сегодня они территориально разделены на два субъекта Российской Федерации. На камнях он прочитал чувашские и русские имена, отметив, что «и сейчас встречаются мусульмане с русскими именами»8. Бесспорной заслугой К. Насыри является чтение надписей каменных надгробий из Шигалей, исполненных трудночитаемым врезанным некаллиграфическим шрифтом.
С. М. Шпилевский в своей работе «Древние города и другие булгаротатарские памятники в Казанской губернии» обобщил все сведения о болгарских и татарских памятниках, в том числе и об эпиграфических памятниках Чувашии9. Им, в основном на основе публикаций и «материалов» B. К. Магницкого, отмечены кладбища и надгробные памятники на территории современной Чувашской Республики у селений: Байдеряково (Байтеряково), Большие Яльчики, Идельмес, Чешлама, Бигильдино (Ямская), Карачево, Катергино, Аттиково, Кульгеши, Атлашево, Ураево-Магазь. Расшифровка надписей С. М. Шпилевским не дается. В 1902 г. увидела свет работа Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши», где приведены не опубликованные ранее надписи на надгробных камнях золотоордынского времени10. В 1903 г. исследователь по поручению Императорской археологической комиссии и Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете совершил поездку в с. Оточево Ядринского уезда Казанской губернии для осмотра «надгробных камней с восточными надписями»11. В 1909 г. П. И. Кротов доставил в Казанский городской музей арабографичную эпитафию с дохристианского кладбища у д. Катергино Чебоксарского уезда Казанской губернии12. Чувашским словам на эпиграфических памятниках посвящена работа Н. Ф. Катанова13. В 1922, 1925 гг. эпиграфические надписи восточных районов Чувашии исследовал А. П. Прокопьев-Милли14.
В 1926—1927 гг. Средневолжской экспедицией Государственной академии истории материальной культуры под руководством П. П. Ефименко были обследованы восточные районы Чувашской АССР. Она, по сведениям C. М. Шпилевского, отметила ряд старых кладбищ с надгробными камнями у населенных пунктов Карамышево (Яльчики), Карачево, Катергино, Чешлама, Кульгеши и Атлашево15. Два камня с кладбища у Атлашево были сфо-
71
тографированы и эстампированы. Большой вклад в сбор сведений о сохранившихся эпитафиях в районах Чувашии в 1920-1940-х гг. внесли краевед Н. А. Архангельский, К. В. Элле, И. Д. Никитин (Юркки) 16.
Восточные районы Чувашии в 1942, 1950 гг. исследовал Н. Ф. Калинин17, восточные и южные в 1961 и 1965 гг. Г. В. Юсупов18. Например, в 1961 г. эпиграфический отряд археологической экспедиции Казанского филиала АН СССР под руководством Г. В. Юсупова побывал на мусульманском кладбище (чув. мишер масарӗ «кладбище мишарей») в д. Новое Буяново (Туруново) Шемуршинского района. Г. В. Юсуповым была расшифрована надпись арабскими буквами на одном из сохранившихся на нем камней :
Дата 1696/1697 гг.
1. По летоисчислению тысяча сто
2. восьмом было,
3. Тинчуры сын Бикчура
4. из мира ушел
5. Бикбулат Мурза
Список каменных надгробных столбов с эпитафиями, выполненными обычно арабским шрифтом, редко — руническими знаками, исследовал В. Ф. Каховский. Он относит их к числу позднеболгарских памятников времен Золотой Орды и Казанского ханства20. Эпиграфические памятники Чувашии затронуты и в работе Л. Ю. Браславского. Мемориально-надгробные сооружения он выделяет как разновидность архитектурного строительства, своеобразного «синтеза архитектуры резьбы по камню и каллиграфии», приводит тексты отдельных памятников, а также фото эпитафии из с. Шыгырдан Батыревского района21. Д. Ф. Мадуров в монографии «Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей» эпиграфическим памятникам Чувашии посвятил небольшой раздел. Вызывает удивление то, что в его исследовании, посвящённом декоративному искусству, богатая орнаментика эпитафий не подвергнута анализу. Автор довольствуется приведением арабографичных текстов эпитафий и переводом их на русский язык. Чтение надписи и переводы выполнены на основании рисунков и фотографий. (Как пишет сам автор, их можно считать только «попыткой чтения».) В монографии приведены тексты надписей 9 камней с их переводами. Тексты относятся только к первым двум строкам, обозначающим дату. Во всех памятниках перевод даты дается как «сикиз йуз» — восемьсот, то есть эпитафии относятся к XV в. Исследователь удивлен тем, что «везде своеобразно написание числительного восемь с дополнительной буквой «мим» в начале. Регулярность её постановки почти исключает объяснение этого факта каллиграфическими особенностями»22. Игнорирование начального «мим» в слове, обозначающем дату, привело к ошибочной датировке всех памятников данного типа. Так же ошибочно была прочитана эпитафия за № 8, где первое слово даты ясно читается как «девятьсот»23.
В 1984 г. Е. П. Михайлов совершил разведочную поездку в южные районы республики с целью осмотра, выявления и фотографирования над-
72
гробных камней с письменами. В Батыревском, Комсомольском и Шемуршинском районах он обследовал известные по публикациям и архивным данным арабографичные памятники24. Изучение эпиграфических памятников исследователь продолжал и в последующие годы25. Отдельные намогильные сооружения под эпиграфическими камнями были раскопаны в Урмарском, Батыревском районах в 1984-1985 гг. Г. И. Дроздовой, которая выявила погребения XVII—XVIII вв. 26 Довольно обширную подборку выписок из публикаций и архивных источников по эпиграфическим памятникам Чувашии приводит Нурулла Гариф27. Д. Г. Мухаметшин в своей монографии, классифицируя эпиграфические памятники второй половины XIII — первой трети XX в., выявил признаки, характерные для отдельных территорий, в том числе и Чувашии28.
В 2007—2008 гг. авторами настоящей статьи с участием краеведа В. Н. Иванова (Алмантая) была проведена специальная эпиграфическая экспедиция по осмотру практически всех известных и сохранившихся арабографичных надгробий на территории Чувашской Республики. Чтение и расшифровку надписей провел Д. Г. Мухаметшин. Сегодня только небольшая часть памятников сохранилась на местах первоначального расположения, например Тойсинский, Новобуяновский, Ковалинский и некоторые другие. Большинство же эпитафий свезены в Чебоксары: они сосредоточены в Чувашском национальном музее, Литературном музее им. К. В. Иванова, в археологическом фонде Чувашского государственного института гуманитарных наук; одна эпитафия хранится в Доме культуры с. Ковали Урмарского района. Первоначальное месторасположение эпитафий можно установить по архивным данным. Известные эпиграфические памятники Чувашии происходят из её восточной и юго-восточной частей, в основном связанных бассейном р. Свияга. Отдельные памятники выявлены на северо-восточной территории, в бассейне р. Аниш.
Экспедицией 2007—2008 гг. были исследованы хронологически разделяющиеся между собой три группы памятников: эпитафия XIII—XIV вв. — 1, эпитафии Казанского ханства — 3, эпитафии конца XVII — первой половины XVIII вв. — 24.
Эпитафии периода Золотой Орды. Памятник, хранящийся в Чувашском национальном музее, перевезён из д. Кулганы (Кульганы) Апастовского района Республики Татарстан29. Эпитафия из с. Байглычево вынута из фундамента церкви30. Первоначальное местонахождение памятника осталось невыясненным31. Вероятно, данная эпитафия и другие два памятника из Байглычева были перевезены с близлежащего золотоордынского кладбища.
Эпитафии периода Казанского ханства. Два памятника этого периода хранятся в Чувашском национальном музее. Один из них привезён с Тегешевского могильника (с. Шигали, Урмарский район), другой — из д. Бакарчи Зеленодольского района Республики Татарстан. Расстояние между селениями 9 км.
Эпитафии конца XVII — первой половины XVIII вв. Памятников этого периода на территории Чувашии сохранилось более 20, все они происхо
73
дят из восточных и юго-восточных районов республики. Самой крайней южной точкой распространения памятников данного периода нужно считать эпитафии из д. Новое Буяново Шемуршинского района, самой крайней северной — из с. Аттиково Козловского района (Мартыновский могильник). Памятники плохо обработаны, многие даже не обработаны в полном объёме, камню не придана форма плоской остроконечной плиты. Обработке подвергнута только лицевая сторона, где располагались надпись и орнамент — ромбический, круговой, зигзаги и другие. На памятниках полностью отсутствует растительный орнамент. Некоторые надписи нанесены на необработанную поверхность камня.
Все эпитафии вырезаны неглубоким некаллиграфическим почерком. Надпись камней разделена на два блока и начинается с даты. Даты сохранились на большинстве камней. Наиболее ранняя из них поставлена в 1106 г. хиджры (х.) — 1694/1695 г., позднейшая в 1160 г. х. — 1747 г. Имена собственные на эпитафиях читаются нечётко. Большинство из них тюркского происхождения.
Особенностью текста памятников этой группы является отсутствие коранических изречений и благожелательных формул, столь характерных для мусульманской эпиграфии. Суваро-болгарские надписи на нагробиях были выполнены арабской графикой, со словами из народных обрядов (чӳк, ҫурта и др.).
На памятниках также отсутствуют родословия погребённых и титулы, только на одном из них отмечен широко распространённый на эпитафиях XVI—XVIII вв. титул — мурза.
На двух памятниках (из д. Новое Буяново и с. Шигали) зафиксировано имя резчика камней — Бикбулат (Бикпулад). Эти камни более тщательной обработки, шрифт близок к каллиграфическому насху. Эта группа эпитафий, принадлежащая чувашам-мусульманам, в дальнейшем будет подвергнута более детальному исследованию.
Далее даны переводы на русский язык арабографичных памятников Чувашии, осмотренных в 2007—2008 гг.
Рукописи с попыткой чтения и расшифровки надгробий, хранящиеся в научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук32:
1. Хасан, (его) сын Захид
2. (его) памятник. Да будет милость
3. Аллаха ему, милостью
4. обширною и с
5. соседями
1. Он живой, который не умирает,
2. все живущее умрет.
3. Ркасир, (его) сын Мусса,
4. (его) место погребения. Да будет милость Аллаха
5. ему, милостью обширною.
6. Наступление смерти по летоисчислению
74
7. семьсот девятнадцатого
8. года было
1. (Верховный) суд (принадлежит) Аллаху.
2. Йалба, (его) дочь
3. Асия, (её) место погребения.
4. Да будет милость Аллаха ей
5. милостью обширною,
6. с соседями
Полевые Козылъяры. Ялъчикский район. 1106 г. х. — 1694/1695г. Возможно, все прорисовки с одного камня33.
1-й блок состоит из 4 строк, не читается.
2-й блок состоит из 2 строк:
1) по летоисчислению в тысяча его шестом
2) было, кто.
3-й блок состоит из 2 строк:
1) Сеид мурза, (его) сын Мурта мурза, (его) сын
2) (Дамирша) из мира (ушёл).
Памятники в экспозиции Литературного музея им. К. В. Иванова (г. Чебоксары) :
1. Дата 1290-1340 гг.
1) Да будет милость Аллаха ему, (милостью)
2) обширною и
3) с соседями.
2. Дата 152 (3) 9 г.
1) Сказал Аллах (всевышний) : и не знает
2) душа, в какой земле она умрёт. И сказал Аллах славный
3) смерть
4 ) девятом.
3. Дата 1131 г. х. — XVIII в.
1) По летоисчислению в тысяча сто
2) тридцать первом, го-
3) да свиньи было.
4. Дата 1152 г. х.?
Текст состоит из 10 строк.
Памятники из Чувашского национального музея:
1. Село Шигали (Тегешевский могильник) Урмарского района. Дата 950 г. х.
1) Сказал Аллах всевышний: и не знает
2) душа, в какой земле она умрёт. Сказал Аллах
3) всевышний: каждая душа вкусит смерть.
4) По летоисчислению в девятьсот пятидесятом
5) Хаджи, (его) сын (севд) от рук
6) неверного погиб.
По боковым сторонам надпись на арабском и татарском языках: «Вижу мир развалиной по существу, не останется он продолжительно в покое».
75
2. Дата 1149 г. х.
1) по летоисчислению в тысяча сто
2) сорок девятом
3) было, кто Большой
4) Истмалан, (его) сын
5) Иргали
Памятники из археологического фонда Чувашского государственного института гуманитарных наук:
1. Дата 1106 г. х.
1) По летоисчислению в тысяча
2) сто шестом
3) было, кто Большой
4) Мирбай, (его) сын
5) Абдурахман Ирту (ган).
Надпись на боковой стороне состоит из 6 строк:
1-3)
4) Сурта [«ҫурта» ?]
5) кун
2. Дата 1132 г. х.
Местонахождение: с. Шигали (Тегешевский могильник) Урмарского района.
2-й блок:
1) По летоисчислению в тысяча с-
2) то тридцать втором было,
3) кто Бикбулат, (его) сы-
4) н Брланшар
Надпись правой боковой стороны состоит из 7 строк: не прочитана. Надпись левой боковой стороны состоит из 7 строк: не прочитана.
3. Дата 1107 г. х.
Надпись состоит из 10 строк:
1-5) не прочитаны
6) было, кто по летоисчислению
7) в тысяча сто седьмом.
8) Гайнелкай (его) сын Садык
9) 86 лет
10) умер
4. Дата 113 (4) 3 г. х.
1) По летосчислению в
2) тысяча сто
3) тридцать (сорок) третьем
4) было, кто
5) Алмантай.
76
Местонахождение: на территории кирпичного завода у с. Новочелны-Сюрбеево Комсомольского района:
Дата 1106 г. х.
1-й блок:
1) по летоисчислению (тысяча)
2) сто шестом
3) было
Левая боковая сторона: Сурта [«ҫурта» ?]
Правая боковая сторона: Пулад марзыя
Местонахождение: д. Новое Буяново (Туруново) Шемуршинского района:
Дата 1135 г. х.
1) по летоисчислению в тысяча сто
2) тридцать пятом было, кто
3 ) (его) сын Алхиш
Дата 1108 г. х.
1-й блок:
1) по летоисчислению в тысяча сто
2) восьмом было.
3) Тикчура, (его) сын
4) Бикчура из мира этого ушёл
2-й блок. Бикпулад марзыя.
Местонахождение: с. Тойси Батыревского района.
Дата 1160 г. х.
1) По летоисчислению в тысяча сто
2) шестидесятом было
3) кто
Местонахождение: Козылъяры, Шигали, Тегешево (Тегешевский могильник) Урмарского района:
Дата
2 (его) сын
Местонахождение: д. Полевые Бикшики Батыревского района. Дата XVIII в.
Первый — место погребения Тимуш хаджи, второй — Султанмурата сына место погребения и третье — Тимуш Киддибая сын, четвёртый — Илхам сын Ибрагима после разрушения города Болгара переселились в местность Бикшики и здесь погребены.
Литература и источники
1Фейезханов X. Три надгробных булгарских надписи // Известия Археологического общества. СПб., 1863. Т. 4. С. 396-404.
2Ильминский Н. И. О фонетических отношениях между чувашским и татарским языками // Известия Археологического общества. СПб., 1865. Т. 5. С. 84.
77
3Магницкий В. К. Старые оставленные кладбища во 2-м стане Чебоксарского уезда (Из путевых заметок) // Казанские губернские ведомости. 1866. № 46.
4Магницкий В. К Археологические достопримечательности во 2-м стане Чебоксарского уезда (отрывок из путевых заметок) // Казанские губернские ведомости. 1874. № 12. Подпись: В-ий.
5Золотницкий Н. И. Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен. Казань, 1875. С. 229. Примечание 6.
6Шпилевский С. М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877. С. 496.
7Насыри Каюм. Избранные произведения / сост. С. Х. Алишев, М. В. Гайнутдинов, Х. Ш. Махмутов. Казань, 1977. С. 41-67.
8 Там же. С. 61.
4Шпилевский С. М. Указ. соч. С. 502-503, 510-513, 515-519, 524.
10Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. Казань, 1902.
11 Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете за 1903 год. Отчёт за 1903 год. Казань, 1904. С. 11,13.
12Кротов П. И. Археологическая поездка // Известия ОАИЭ при Казанском университете. Казань. 1910. Т. 26. Вып. 1-2. С. 54.
13Катанов Н. Ф. Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках. Казань, 1920.
14Милли (Прокопьев) А Н. Отчёт о поездке с целью фотографирования древнечувашских надгробных надписей в пределах Чебоксарского и Цивильского уездов (1925 г.) // НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 20. Инв. № 990. Л. 248-278.
15Смолин В. Ф. Археологические разведки в Чувашск (ой) республике в 1926 г. // Известия ОАИЭ при Казанском университете. Казань, 1927. Т. 33. Вып 4. С. 15-32.
16Элле К. В., Архангельский Н. А. Древности Чувашской АССР. Т. 2. Кладбища, курганы. киремети и пр. (1928-1930 гг.) // НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 580. Инв. № 7034; Их же. Древности Чувашской АССР. Т. 3. Кладбища с надгробными памятниками, детские кладбища, киремети, йерехи. валы, стоянки, заводы, клады, пещеры (1930 г.) //Там же. Отд. I. Ел. хр. 580. Инв. № 7035; Никитин (Юркки) И. Д. Намогильные каменные памятники Чувашской АССР (1945 г.) // Там же. Отд. II. Ед. хр. 59. Инв. № 140. Л. 105-117.
17 Фонд Н. Ф. Калинина в архиве Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (ИЯЛИ АН РТ) : Ф. 8. On. 1. Ед. хр. 19, 58,60,61, 62, 63, 64. 67, 68, 79-82, 85. 100,105-107, 109, 110, 118, 183, 194, 201 и др.
18Юсупов Г. В. Татарские эпиграфические памятники XV в.: (К вопросу о происхождении казанских татар) //Эпиграфика Востока. М.; Л., 1951. Т. 5. С. 78-94; Егоже. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.; Л., 1960 (ИЯЛИ КФАН СССР); Его же. Новые находки эпитафий периода Казанского ханства// Эпиграфика Востока. М.; Л. 1963. Вып. 16. С. 72-78; Его же. Итоги полевых эпиграфических исследований (1961-1963 гг.) // Тезисы докладов итоговой научной сессии ИЯЛИ АН СССР за 1963 год. Казань, 1964. С. 69-71; Его же. Итоги полевых эпиграфических исследований 1961-1963 гг. в Татарской АССР // Эпиграфика Востока. М.; Л., 1972. Вып. 21. С. 48-55; Его же. Эпиграфические памятники XV в. (к вопросу о происхождении казанских татар и чувашей). 1949 г. // Архив ИЯЛИ АН РТ. Ф. 72; Его же. О работе эпиграфического отряда археологической экспедиции КФАН СССР в 1961 г. в районах правобережья Волги. Казань, 1961 // Там же; Его же. Полевой дневник экспедиции за 1965 г. //Там же.
19Юсупов Г. В. Отчёт о работе эпиграфического отряда археологической экспедиции КФАН СССР 1961 г. в районе правобережья Волги. Казань, 1961 г. // Архив Института археологии РАН. Р-1. Д. № 2866. Л. 44-45.
20Каховский В. Ф. Булгарские памятники на территории Чувашии // История исследования археологических памятников в Чувашском Поволжье и материалы по антропологии чувашей. Чебоксары, 1995. С. 26-30.
78
21Браславский Л. Ю. Ислам в Чувашии: исторические и культурологические аспекты. Чебоксары, 1997. С. 58—61.
22Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. Чебоксары, 2004. С. 50.
23 Там же. С. 48-49.
24 Михайлов Е. П. Фотоснимки надгробных камней, сделанные входе экспедиции 1984 г. в Комсомольском, Яльчикском, Батыревском, Шемуршинском районах Чувашской АССР // НА ЧГИГН. Отд. И. Ед. хр. 803. Инв. № 7021.
25Михайлов Е. П. Археологические памятники Чувашии (по неопубликованным источникам) // Вопросы традиционной и современной культуры и быта чувашского народа. Чебоксары, 1984. С. 119—165; Его же. Золотоордынский и казанскоханский периоды истории Чувашии по археологическим данным // Исследования по истории Чувашии периода феодализма. Чебоксары, 1986. С. 3-23; Его же. Разведочные работы 1986-1988 гг. в районах Чувашии (Материалы к археологической карте ЧССР) // Вопросы археологии и антропологии Чувашии. Чебоксары, 1991. С. 29-63; Его же. Археология // Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 1930-2000. Чебоксары, 2000. С. 158-170.
26Дроздова Г. И. Позднесредневековые могильники Чувашии // Археологические открытия 1984 года. М., 1986. С. 129; Его же. Исследования Новоахпердинского могильника // Археологические открытия 1985 года. М., 1987. С. 177; Его же. Исследования Новоахпердинского могильника (Раскопки 1984-1985 гг.) // Новые археологические исследования в Поволжье. Чебоксары, 2003. С. 214-225.
27Гариф Н. Г. Казан ханлыгы чоры ташъязмалары. Казань. 2010. С. 28, 36-45. 49, 55.
28Мухаметшин Д. Г. Татарские эпиграфические памятники: региональные особенности и этнокультурные варианты. Казань, 2008. 132 с. (Серия «Археология евразийских степей»; вып. 6).
29Юсупов Г. В. Полевой дневник экспедиции за 1965 год // Архив ИЯЛИ АН РТ. Ф. 72.
30Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. Казань, 1902. С. 2 (рис.), 70.
31Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. С. 70-71. Примечание А.
32Юркин И. Н. Старина нашего края. Рукопись.
33 НА ЧГИГН. Отд. 1. Фонд Н. В. Никольского. Ед. хр. 178. Л. 9-12, 191-193 и др.
79
- Версия для печати
- 10924 просмотра