Эпитафии

Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках

Катанов Н. Ф. Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках. - Казань: 5-я Государственная типография, 1920. - 13 с.Из интересного доклада чувашина О.Г. Романова в заседании Казанского Общества Археологии, Истории и Этнографии, 29 нояб. 1902 г., стр. 512—526, мы узнали, что вплоть до XX века по Р. Хр. чуваши тяготели к мусульманам, часто даже сильнее, чем к русским, и переселялись даже в Турцию. Есть данные предполагать, что во 2-ой половине XVI века чуваши, купно с черемисами и татарами, вели сношения против России с Крымским ханом. Когда-же собственно чуваши Поволжья начали принимать ислам?

Эпиграфические памятники Чувашии

Надгробные, намогильные камни — ценные памятники духовной и материальной культуры по истории этносов и стран. Интересны они и как художественные произведения. До последнего времени лишь часть каменных надгробий с арабскими письменами на территории Чувашской Республики стала объектом изучения. Пожалуй, не будет преувеличением, если утверждать, что эпиграфика Чувашии являет новую, еще должным образом не осмысленную страницу её истории и культуры. Бережное отношение к эпиграфическим памятникам — некоторые из них ещё не взяты на учет и не находятся под защитой государства — является актуальным вопросом как культурной политики, так и широкого комплекса гуманитарных наук, прежде всего исторических, ещё не сказавших свое слово об их значении и ценности. Надеемся, что настоящая публикация явится скромным вкладом в разрешение названной проблемы.

3. Концепция Хусаина Фаизхана по проблеме этногенеза татарского народа

Фаизхан сформулировал и обосновал собственную концепцию о происхождении булгар, отличную от концепции Н. И. Ашмарина. Он считал, что при сложении общности казанских татар из потомков волжских булгар принимали участие как чуваши, так и кипчаки, тем самым признавая родство татар и чувашей, полагая их булгарскими племенами и не соглашаясь с официальной концепцией того времени о татаро-монгольском происхождении казанских татар. В «Истории Казани» Хусаин писал: «Этот народ [казанские татары], подобно другим булгарским народам, произошел от финнов или в результате смешения финнов с тюрками… Об этом подробно сказано в нашем исследовании о Булгаре [сочинение Фаизхана до сегодняшнего дня остается не доступным науке]. Они были мусульманами еще во времена государства Булгар».

Концепция Хусаина Фаизхана по проблеме этногенеза татарского народа

Одной из особенностей татарского просветительского движения было обращение к проблеме этногенеза татарского народа. Х. Фаизхан, как и Ш. Марджани и К. Насыри, уделил ей большое внимание. Это было вызвано рядом объективных причин.

О некоторых письменных источниках по исторической географии Среднего Поволжья XI—XIII вв.

Автохтонных письменных источников по истории Среднего Поволжья XI—XIII вв. мало. Единственными источниками подобного рода являются некоторые мусульманские эпитафийные надписи XIII—XIV вв. Они давно привлекают внимание историков-исследователей как исторические источники по средневековому периоду истории края.

Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык

Хакимзянов Ф. С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык / Отв. ред. Э. Р. Тенишев; АН СССР, Казан. фил., Ин-т яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова. — М. Наука, 1987. — 191 [1] с., ил.

Эпиграфические памятники города Булгара

Язык же жителей Сувара XI века, судя по примерам М. Кашгари, обнаруживал большое сходство с огузским и кипчакским языками (а они как раз имеют общетюрк­ский з-признак). Означало ли это то, что сувары гово­рили на языке общетюркского типа или же М. Кашгари были зафиксированы образцы речи отдельных купцов-кипчаков, проживавших в то время в городе, ведь Су­вар находился на караванном пути из Средней Азии в г. Булгар? К сожалению, наши знания о языке сувар не выходят за рамки общих представлений, поэтому у нас нет достаточно аргументированных оснований для вы­водов в этноязыковом плане, сравните суварские (сабирские) имена Акум, Берихос, Балах, Илирик, Конулсиз, Тиранис, Хоногур. Все же хочется привести мнение автора сводной работы о хазарах, американского уче­ного Петера Голдена, который считает язык сабиров (сувар) обычным тюркским в отличие от языка огузо-тюрок.

Болгары и чуваши

Ашмарин Н. И. Болгары и чувашиВопросъ о происхожденіи и языкѣ волжскихъ болгаръ, какъ извѣстно, до сихъ поръ нельзя считать окончательно исчерпаннымъ, хотя его надлежащее разрѣшеніе имѣетъ весьма важное значеніе для историческаго и этнографическаго изученія Поволжья. Имѣя въ рукахъ различные матеріалы, почерпнутые изъ нарѣчій волжскихъ инородцевъ и, по моему мнѣнію, могущіе пролить нѣкоторый свѣтъ на довольно темную для науки область болгаровѣдѣнія, я рѣшился составить небольшой обзоръ тѣхъ свѣдѣній, какія представляетъ намъ литература о Волжской Болгаріи, дополнивъ ихъ некоторыми новыми соображеніями, вытекающими изъ разсмотрѣнія имѣющихся въ нашемъ распоряженіи лингвистическихъ данныхъ. Такъ какъ главною цѣлью настоящаго очерка служило лишь сообщеніе результатовъ изысканій въ области языковѣдѣнія, то я долженъ замѣтить заранѣе, что болѣе или менѣе подробное обозрѣніе всѣхъ другихъ источниковъ по занимающему насъ предмету не могло войти въ тѣ довольно узкія рамки, которыя были отведены мною для предлагаемой статьи.

Три надгробных булгарских надписи

В статье Хусейна Фейзханова «Три надгробных булгарских надписи», опубликованной в 1863 г., впервые было сказано о наличии чувашских слов в булгарских эпитафиях.

Страницы

Subscribe to RSS - Эпитафии