Ногайская Орда: историческое наследие татарского народа

Ахметзянов М. И.
Ногайская Орда: историческое наследие татарского народа // АН РТ «Цивилизованные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации» (Казань, 7—8 июля 2002г.) — Казань: Фэн, 2002.

 

Татарский народ Волго-Уральского региона на протяжении столетий пережил трудную историю, и эта история в плане этногенеза еще до сих пор не изучена в достаточном объеме, более того, средневековая история татар искажена и далека от действительности.

Идеология тоталитарного режима, заявившего о себе особенно в период от октябрьского переворота и до 1930-х годов, национальную историю также стремилась поставить на службу своим варварским амбициям. Было резко ограничено исследование многих исторических проблем, а татарская история вообще оказалась чуть ли не под полным запретом. Вместо изучения истории народа муссировались какие-то бессмысленные концепции. В пример можно привести изучение татарской истории в тесных географических рамках созданной в 1920 году Татарской Автономной республики и привязка ее непременно и исключительно к истории волжских булгар — далеких предков, вернее, одних из предков современных татар. Родство и связь татар с другими этническими группами начисто отвергались.

Главной целью такой политики было, да и поныне остается, разрушение общественного устройства татар как нации, уничтожение татарского национального самосознания и навязывания ему этнонима булгар. На эту цель, например, не покладая рук работали специалист по синтаксису М. З. Закиев и книговед А. Г. Каримуллин. Используя имевшуюся власть или влияние, они написали ряд книг по этнической истории татарского народа на низком профессиональном уровне. Свой вклад в ложную интерпретацию истории татар в свое время внесли и такие русские ученые, как академик Б. Д. Греков и археолог Н. Ф. Калинин. Например, их совместный труд, изданный в 1948 году, основан на идее булгаризма и антитатаризма. Булгарскую теорию происхождения татар также пропагандировал в своих трудах доктор исторических наук А. Х. Халиков. Уфимский этнограф и историк Р. Г. Кузеев, хотя и не написал специального труда по истории татар, тем не менее также служил делу фальсификации истории приуральских татар. Известный труд историка из Башкортостана Акрама Бейеша отражает воинственно антитатарскую позицию автора и в целом представляет из себя клевету на татар. Кажется, до сих пор еще не было такой грязной и антинаучной книги, написанной единственно с целью вызвать конфликт между двумя родственными народами. В этом труде нет уважения ни к самому себе, ни к своему народу. В последнее время на клевете в адрес татарского народа специализируется археолог Нияз Мазитов. Не утруждая себя изучением политической и культурной истории народа, он сочиняет мифы о татаризации башкир до революции со стороны татарских хальф (мусульманских наставников), не уставая повторять это на разных собраниях, съездах и в многочисленных выступлениях в средствах СМИ. Насколько нам известно, татарские хальфы обучали башкир не татарскому, а скорее всего арабскому и персидскому языкам, при этом пользуясь учебниками на старом татарском литературном языке. Если башкиры, башкирская знать и интеллигенция были такими учёными и образованными, почему же не составили свои национальные учебные пособия? Ведь по тем же учебникам обучались и татарские дети, однако они не были ни арабизированы, ни фарсизированы, а также отнюдь не общались между собой на старом татарском языке — своеобразной «латыни» многих тюркских народов. Как известно, в Башкортостане живет более ста тысяч марийцев, которые, хотя и не учились в татарских школах, тем не менее хорошо разговаривают по-татарски, а вот по-башкирски не знают. Значит, и башкиры, как и марийцы, не были отатарены. Между тем дети и внуки башкир, которые учились когда-то грамоте, религии и восточным языкам у татарских наставников, сегодня без зазрения совести швыряют камни в лицо народу, который нёс им когда-то свет и просвещение. Но мы со своего пути не свернем. У татар говорят:«Таш атканга аш ат», что можно приблизительно перевести как «Дай хлеб тому, кто швырнет в тебя камень».

Данный груд написан в ответ на вызов Нияза Мазитова и К° на основе изучения древних родословных — шеджере наших предков, вот уже более тысячи лет живущих в Предуралье.

Чтобы не останавливаться на подробном и всестороннем анализе ложных концепций перечисленных авторов, мы в противовес им выдвинем собственные аргументы.

Этноисторические процессы в Волго-Уральском регионе начиная с XII века по нынешний день отражены в родословных, а также в надмогильных надписях. Поворотным моментом этого исторического отрезка времени явилось, по всей вероятности, разрушение Тамерланом Золотой Орды в 1395 году, после чего на восточных землях бывшей империи образовались Ногайская Орда и Казанское ханство. Исторические процессы, шедшие в этих двух государствах, оставили глубокий след в национальном сознании волго-уральских татар. К сожалению, крупных исторических хроник того времени не сохранилось, поэтому, кроме родословных и эпиграфических материалов, мы в своем исследовании широко используем и другие источники — легенды, сказания, гидронимы и топонимы, сведения средневековых картографов, записи ученых и путешественников разных времен и народов — русских, персидских, арабских, турецких, немецких, английских, французских, венгерских, польских. Тексты родословных взяты из более чем 500 археографических материалов, собранных во время археографических экспедиций в период с 1970 по 2001 годы. На их основе написан и опубликован ряд монографий и научных, научно-популярных статей. Мы также опирались и на труды таких ученых, как персидский историк XIII векаФазлуллах Рашид ад-динУтямеш хаджиАбульгази Багадир ханПетр РычковИбрагим Хальфин, Шигабетдин Марджани, Хусаин Амирхан,Ризаэтдин бине Фахретдин, Салахутдин бине ШарафутдинХади АтласиГали РахимСайт ВахидиСагид МирасовРаиль КузеевМиркасым Усманов. Кроме того, мы находились в постоянной связи с десятками энтузиастов-краеведов.

В процессе написания данного труда выяснилось наличие таких богатых в текстологическом плане татарских родословных Х1Х-ХХ веков, описания которых оставили нам мелла Абульфаттах мелла Халиулла улы (в 1817 году), Мухаметхафиз мелла Абульфаттах улы (в 1867 году),Туктар Ибраев (в 1851 году), Гисматулла Галькай улы (в 1837 г.), Афтах Шарафутдин улы (1885-1983 гг.), Габдулла ХамитовШахсулхан Ахметзянов (в 1922 г.), Миргарифан Мириханов (1903-1977 гг.), Галиулла Загидуллин (1874-1947 гг.) и другие. Много родословных было переписано нами у татарской интеллигенции, проживающей в Казани, С. -Петербурге, Уфе, Ташкенте, а также найдено в различных архивах и книгохранилищах. Мы также благодарны за помощь в сборе и публикации родословных творческой группе Альметьевской энциклопедии и правлению Альметьевского НГДУ.

Мы также отдаем должное помощи Фоата Хусеиновича Валеева (1921-1984 гг.), Назипа ага СаитоваТалха АнамоваЗиннатуллы АдиатуллинаКарима АбдюшеваФазыла ФасееваМарселя БакироваНазифа МирихановаАфзала КудашаФайзерахмана Мансурова,Маймуны и Сирин БуляковыхДамира ГарифуллинаМирзы ТархановаФарита Яхина и других.

Найденные во время экспедиций по Татарстану и Башкортостану надмогильные надписи родословного и исторического характера впервые введены в научный оборот. В этой работе мы опирались также и на труды наших коллег Гали Рахима, Гаруна ЮсуповаФарита Хакимзянова.

Из старинных картографических материалов нами использованы труды средневековых географов — Истахри (951), Махмуда Кашгари (1073-74),Идриси (1154), братьев Пицигани (1367), неизвестного автора «Каталонского атласа» (1375), Фра Мауро (1454), Сигизмунда Герберштейна (1525), Антония Джекинсона (1562), Адама Олеария (1647), Семена Ремезова (1696) и другие.

Во время написания данной работы мы обращались также и к сборникам документов, собранным из различных исторических источников. Из крупных исторических источников были использованы тюркские рунические тексты VIII века, а также другие. В качестве основных материалов нам послужили и записи таких европейских путешественников, как Гильом де РубрукМарко ПолоПлата Карпини, Сигизмунд Герберштейн, Барбаро,Контарини, Антоний ДжекинсонАльберт ШлихтингГенрих ШтаденАдам ОлеарийЯн Стрейс, русские исторические летописи, записиАндрея Курбского, «Сказание о Царстве Казанском» (XVI в.) и некоторые другие источники.

Были использованы также некоторые исследования таких русских и советских ученых, как Борис ЮсуповВладимир Вельяминов-Зернов,Михаил ХудяковНиколай КатанокГерман Федоров-ДавыдовГазиз ГубайдуллинХади АтласиЗаки ВалидиБари БатталМиркасым УсмановАльфред ХаликовРавиль ФахрутдиновРаиль КузеевДамир ИсхаковВадим Трепавлов и другие.

Написанием данного труда мы в конечном счете преследуем цель в корне изменить заведомо предвзятые взгляды на историю татарского народа. В трудах русских и советских историков, долгое время не переиздававшихся, в лучшем случае признается историческая связь татарского народа с Казанским ханством, между тем как исторические связи с Крымским, Касимовским, Сибирским и Астраханским ханствами показаны лишь как случайные факты в жизни ханской Казани. Более того, этноним «казанские татары» объявляется вымышленным, а сами «казанские татары» объявляются наследниками и прямыми потомками населения завоеванного в 1236 году ханом Бату «Билярского государства». С целью разобщения татар разработки идеологов колонизаторства усиленно пропагандировались. Однако татары за короткое — около ста лет — время почти полностью ассимилировали жившее до них население Булгарского государства, ставшего с 1243 года, то есть с года создания «Улуса Джучи» («Золотой Орды»), одной из провинций нового государства — так называемым «Булгарским улусом». И язык, и этноним, и фольклор волжско-камских булгар полностью растворились в культурно-языковом пласте татар-мусульман.

Естественно, что процесс этой ассимиляции красноречиво отражен и в надмогильных надписях, оставшихся от эпохи XIII—ХIV веков. Участие татарских племен в ассимиляции булгар отражено, в частности, в этнонимах «мен», «катай», «табын», сохранившихся на эпитафиях. Дополнительные сведения по этой теме в достаточном объеме можно почерпнуть и в рукописных текстах татарских родословных. Об истории татарских племен, участвовавших в ассимиляции булгар, можно узнать и по научным статьям, опубликованным в разных изданиях за последние 25 лет. Выводы, содержащиеся в этих публикациях, касаются в основном следующих проблем:

  • народ Казанского ханства в этническом плане составлял единое целое с населением Крымского ханства и Ногайской Орды;
  • эта целостность особенно просматривается на примере татарских племен, образовавших Ногайскую Орду;
  • население Ногайской Орды состояло из тюрко-татар, объединивших в это государственное образование племена «кырык угыз», «канглы», «кыпчак», которые жили в Поволжье и Южном Урале с XI—XII веков.

Иштяки, или угры, составившие племя под названием «башкорт», еще в первой половине XVI века проживали в верхнем течении реки Кама, тогда как другая часть племени, ещё не забывшая угорский язык и придерживавшаяся языческих верований, перекочевала на земли в среднем течении реки Иртыш (современная Челябинская область). Башкиры-иштяки с Верхней Камы и Иртыша доходят до Южного Урала. Этот путь был хорошо известен сибирским иштякам, первая волна которых в VIII—IХ, XIV веках под названием «башкорт» доходит до земель современной Венгрии и там оседает. Эти факты отражены и в более поздних венгерских хрониках и были хорошо известны в Европе. Об этой истории красноречиво пишет, например, польский историк начала XVI века Матвей Меховский в книге «Трактат о двух Сарматиях». Андрей Курбский описывает башкир (то есть угроязычных иштяков) как лесной народ, ещё в 1552 году проживающий в верхнем течении Камы к северу от современного города Чердынь. Эти башкиры-иштяки, находившиеся в подчинении Казани, еще до 1552 года начали отатариваться, а позднее совместно с русскими воеводами вторгаются на татарские земли Ногайской Орды и верно служат Москве. Возможно, что еще в эпоху Казанского ханства они на землях Верхнего Прикамья стали принимать ислам. Как пишет татарский историк Дамир Исхаков, в Ногайской Орде не знали этнонима «башкорт». Там знали лишь иштяков (остяков) — казанских данников, живших возле северных рубежей Ногайской Орды. По этому потуги некоторых уфимских историков показать историю башкир протяженностью в 40 тысяч лет (!) выглядят по меньшей мере утопией. Башкиры не указаны на землях современного Башкортостана и на картах ХIV—ХVI веков. На этих землях обозначено лишь наличие татарского народа и Ногайской Орды. Татары Ногайской Орды освоили эти земли и сформировались как народ еще до прихода сюда иштяков. Пришедшие сюда в 1236 году вместе с Бату ханом племена татар-мусульман (джалаиры, найманы, киреиты, кунграты, менги, гирей, табыны, катай, дуваны, боркыты) включили в свой состав кочевавшие на этих землях с ХI-ХII веков племена «кырык угыз»«канглы», «кыпчак». В свою очередь, эти татары-мусульмане пришли на земли Поволжья и Яика (Урала) с территорий государства Караханидов и Хорезма. Эти татарские племена в конце XIV века попадают под власть эмира Идегея. В первой половине XV века земли по реке Агидель (Белая) и Дим переходят в руки сибирских ханов и позднее частично вливаются в земли Шайбанидской Орды. Как пишет Заки Валиди со ссылкой на книгу хорезмийского историка XVI века Утямыша Хаджи «Чингиз наме», в устье реки Дим возле селения Тирме существовал белокаменный мавзолей умершего в 1482 году сибирского хана Махмутека. Связь с Шайбандской Ордой прослеживается на примере родословной племени «юрматы», найденной в Сармановском районе современного Татарстана. В родословной говорится, что одно время племя подчинялось власти Шайбани хана. Потомки эмира Идегея, объединив под своей властью кочевые татарские племена, создают могущественную Ногайскую Орду. Ногайской столицей был город Сарайчик, а на севере границы Орды, постепенно расширяясь, в начале XVI века достигают левобережья Камы и упираются в бассейн рек Уфа и Буй, а прибрежные земли Уфы и Буя находились тогда под властью Казанского ханства. Видимо, поэтому сибирский хан Мамук в 1498 году, не заходя на земли Ногайской Орды, смог добиться казанского престола.

Не соответствуют истине и стенания уфимских историков о разделе между Сибирским, Казанским ханствами и Ногайской Ордой не существовавшего тогда и лишь при Советской власти возникшего государственного образования Башкортостан. Вообще, до 1919 года не было административной единицы под названием Башкортостан. После завоевания Казанского ханства эти земли в 1586—1708 годах входили в Казанский уезд, а с образованием Казанской губернии также входили в ее состав. В 1728 году Уфа становится центром провинции Казанской губернии и лишь в 1865 году становится центром созданной Уфимской губернии. Только в июне 1922 года, после присоединения без всякого опроса народонаселения Уфимской губернии к так называемой «Малой Башкирии», Уфа становится столицей нового административного образования под названием Башкортостан.

Город Уфу московское правительство построило в 1586 году в нарушение суверенитета Ногайской Орды на ее территории. Известно, что в связи с этим правительство Ногайской Орды заявило протест. В то время в Уфе жили лишь русские стрельцы, крещеные татары и служилые татарские мурзы, которые и начали осваивать земли в окрестностях города.

Ногайская Орда тогда переживала тяжелый период междоусобицы среди мурз. Московское правительство упорно проводит политику раскола Ногайской Орды изнутри. Борис Годунов также приложил немало усилий, чтобы разорвать единство Ногайского государства. Но во времена Василия Шуйского влияние Москвы значительно ослабевает. Мирза Иштиряк отказывается от промосковской ориентации в пользу сближения с султаном Турции, но это настораживает крымского хана, который решил выступить против Иштиряка. В результате мирза в 1616 году вынужден был перейти на сторону Астрахани и подчиниться московской власти. Новое сильное наступление на Ногайскую Орду было предпринято калмыками в 1634 году. Калмыкская экспансия вынудила ногайских татар искать союза с Крымом, что, конечно, не могло понравиться Москве. Русское правительство, строя планы разгрома Ногайской Орды, привлекает к этому делу донских казаков. Свой вклад в разгром Ногайской Орды внесла и калмыцкая орда, численностью в 50 тысяч «дымов». Когда у приактайских ойратов (калмыков) вспыхнули междоусобные стычки, их правители в 1618 году послали свою разведку на поиски для освоения новых земель в районе Прикаспия. Разведка доложила о наличии в этом регионе малочисленных татарских племен, и калмыки в 1628 году, оставив земли Джунгарии, занимают земли по реке Яик (Урал), в 1630 году подчиняют себе малочисленные племена зимбуйлуков, нугаев, хытай-кыпчаков, зитесанов, кочевавших вдоль реки Эмбы, и достигают поволжских земель. В том же 1630 году калмыки переплавляются через Волгу и подчиняют племя мангутов (нугаев). Московское правительство быстро находит общий язык с калмыками и использует их для разгрома Ногайской Орды, а также в походах против Крымского ханства. В 1661 году калмыки вместе с русскими войсками участвуют в походах на владения Крыма. Калмыцкий хан Аюка нападает на татар Кубани, входивших тогда в Ногайскую Орду, побеждает их и преследует до Волги. В 1673 году хан Аюка входит в союз с Москвой и клянется защищать ее интересы и участвовать в походах против Крыма, Турции, Ирана. Но он не сдерживает своего слова, и в 1681 году вместе с башкирами нападает на Казанский уезд.

Московское правительство старается натравить калмыков на тюркские народы — бухарцев, каракалпаков, казахов. Для этого в 1697 году Москва заключает договор о поставке калмыкам 20 пудов пороха, 10 пудов свинца, пушек, помогает калмыкам в организации разбойничьих набегов на Крым, Кубань. Но калмыки, не удовлетворяясь грабежом татарских земель, в 1708 году разоряют сотни русских селений в Пензенской и Тамбовской землях. В конце концов русскому правительству путем разных интриг удалось нанести Ногайской Орде невосполнимый урон как изнутри, так и извне (калмыцкая агрессия, а также помощь Крыма) и довести дело до окончательного разгрома Ногайской Орды.

Но развал государства не означал ухода населения со своих коренных земель. Хотя татарское население бывшей Орды значительно сократилось, все же оно по-прежнему обитало по реке Яик и на других землях. Московское правительство вплоть до 1650-х годов не решалось вступить на земли Ногайской Орды. В то время оно было занято возведением своеобразной «Китайской стены» — протянувшейся на сотни километров двухполосной системы военных укреплений (засечных линий). На эти земли колонизаторы переселяли сначала татар, мордву, удмурдов, чувашей. И лишь после того, как эти народы освоились на «новых» землях, Москва принялась щедро раздавать ногайско-татарские земли монастырям, церквям, русским помещикам. Ощущая острую нехватку сил для «освоения» Приуралья, московское правительство соблазняет новыми землями и дополнительными льготами своих давних союзников и вассалов — верхнекамских башкир — иштяков. Так башкиры начали формироваться как особое привилегированное сословие. Число охотников за богатствами погибшего государства растет как на дрожжах, и русское правительство приступает к переселению на эти земли людей из центральных районов страны. Однако этот процесс набирает такую силу, что возникает опасность остаться без ясачных подданных в центральных землях России. Не вытерпев национального и религиозного гнета, татары Воронежской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Касимовской земель бегут кто на Дон, кто на Урал. Такая же ситуация наблюдается и в Казанском уезде. Татары, бежавшие на Урал или получавшие «льготы» переселенцев, или выгнанные из земель Тюмени (совр. Мордовия) и Касимова, старались записаться в сословие «башкир», чтобы выглядеть «местным» народом. Такие переходы наблюдаются в период со второй половины XVII века и весь XVIII век. Казанский губернатор А. П. Волынский в 1730 году писал, что всего лишь 20 лет назад башкир было 35-40 тысяч человек, а сейчас их число за счет новоприбывающих беженцев достигло 100 тысяч человек. Прибывшие переселенцы были родом из Казанского, Симбирского, Тюменского уездов. Русское правительство с опаской смотрит на все прибывающие тюрко-татарское население и рост в связи с этим ново-башкирского сословия. Для недопущения такого роста предпринимаются меры. Издаются законы, затрудняющие сближающие новоприбывающих с местным башкирским населением. В то же время русское правительство создает альтернативные сословные группы — тархановмишарей и старается натравить их друг на друга, противопоставить друг другу. Можно привести в пример случаи перехода части татар (группы, называемой мишарями) из одного сословия в другое. Например, татары села Калмаш Чишминского района Башкортостана в разное время писались то как «мишаре», то как »башкиры». У русского правительства уже имелся опыт такой политики после покорения Казанского ханства: в XVI—XVIII веках в татарских селах организовывались татаро-чувашское (ясачное), казачье-служилое сословия. Когда на первых порах управлять по коренным народом не хватало сил, власти давали татарским, казацким сословиям льготы за счет чувашей или ясачных татар, и сталкивали таким образом одних татар с другими. Но с течением времени эти две общины совершенно слились друг с другом, и свели на нет эффект «сословных разделений». Таким же путем развивалась история сословий «башкир», «тептярей» и «казанцев» на землях Ногайской Орды. Различия между сословиями постепенно сходили на нет. Для тех, кто вошел в сословие «башкир» и завладел многими землями, эта система добром не кончилась. Многие из них, вместо того, чтобы развивать на полученных землях свои хозяйства и товарное производство, предпочитали сдавать землю в аренду или продавать за бесценок русским боярам, в конце концов пополняя ряды обедневших и обездоленных. Сословие «башкир» в 1910-х годах подошло к черте окончательного общественного кризиса. Об этом много писали в тогдашней русской и татарской прессе. В те годы между хлеборобами из сословий «башкир» и «тептяр» зачастую исчезают отличия в имущественных правах. Главным отличием остается то, в какой части селения проживал народ — в «башкирской» или «тептярской». Период разделения на сословия, сформировавшиеся еще в эпоху феодальной Руси, был завершен «Декретом» Советского правительства от 11 ноября 1917 года (за подписями Ленина, Свердлова, Бонч-Бруевича). В этом Декрете, в частности, записано: »Ст. 1. Все сосуществовавшие доны не в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются». Это упразднение касалось и таких сословий татарского народа, как «башкир», «тептяр», «мишар», «казанский», «мещан», «тархан», «зарагат», «солдат», «чемоданный» и другие. После 1917 года все татары, входившие ранее в эти сословия, вновь стали именоваться сообразно названию своей нации — татарами. И речь здесь вовсе не идет о каком-то поглощении башкирского этноса. Наоборот, этнос, считающий себя башкирским и отличавшийся от татар языком и образом жизни, тем самым лишь избавился от путаницы в названиях, смог самоутвердиться в обществе. А навязывание татарам этнонима «6ашкир», языка, который начал формироваться как литературный лишь с 1924 года, может в итоге привести к утере национальных особенностей этого этноса и превращению его в этномассив, трудно отличимый от татар. А такой расплывчатый «массив» удобен разве лишь Москве.

Это нужно было им для разобщения и сведения на нет татарской нации.

После развала Советского Союза русские шовинистические силы даже не посчитали нужным как-то скрывать свои цели, реанимируя прежнее деление на сословия. Правда, названия сословий теперь звучат по-другому...

Лидеры авторитарного режима, насажденного в Башкирии Шакировым, Ахунзяновым, Рахимовым, стараются с максимальной выгодой использовать прежние сословные термины и эти действия отражены со всей коварностью в сегодняшней национальной политике российского правительства. Для проведения духовного геноцида татар в Башкортостане они стараются возродить на новый лад сословия «башкорт», «тептяр», «мишар», «казанцы» и в государственном масштабе проводить политику увеличения численности башкирского народа за счет татар. Но такая политика должна считаться дискриминацией.

Как видно из вышеперечисленных источников, основным народом современного Башкортостана являются потомки татар Ногайской Орды, которые никогда не были этническими башкирами, не меняли своего языка. Башкирские (иштякские) племена пришли сюда после завоевания татарских государств с Верхней Камы и верховьев Яика вместе с русскими воеводами, как их союзники. Опустевшие земли Ногайской Орды были заняты ими в виде платы за оказанную услугу. А с Запада на земли поверженного государства прибывали перешедшие на русскую службу тюменские, касимовские, алатырские татары.

Таким образом, татары современного Башкортостана живут на древних территориях своих бывших государств — Золотой Орды, Ногайской Орды и Казанского ханства.

Именно это мы и выяснили на основе исторических материалов, использованных при написании этой работы.