Марсель Ахметзянов

Мифотворчество в исследовании летописи «Джагфар Тарихы» о Волжской Болгарии

Как известно, летопись «Джагфар Тарихы» оформил татарский учитель истории в 90 г. XX века. Восхищаясь, данной античувашской летописью чувашский краевед отмечает, что «Джагфар Тарихы» (история Джагфара) — единственный известный свод древнебулгарских летописей, дошедший до нас.

Необулгаризм

Болгар радиосы в сердце каждого татаринаТНВ в своих передачах все более поддерживает выступления горлопанов «Болгар радиосы» под лозунгом «хэр татарнын йерэгенда болгар радиосы!». Чья это идея, откуда они появились? Может быть, эта идея исходит из кругов ваисовских мюридов, расплодившихся от ишана Багаветдина, или, может, что-то от фантазера и автора фантастических приключенческих книг по истории татарского народа «языковеда» М. Закиева? Однако факт остается фактом, что Казанская телестудия ежедневно крутит аудио- и видеоряд в пользу булгаро-чувашизма.

«В нашем сердце не будет Булгара»

Стало уже тошнить от пропаганды против нашего народа, проводимой группой провокаторов, взявших на вооружение лозунг «Булгар — в сердце каждого татарина», и работающих для воплощения в жизнь планов врагов, свивших гнездо в идеологических органах Татарстана. Кто же стоит за этим злом?

Касимовские татары (по генеалогическим и этнографическим материалам)

Книга является комплексным изложением истории касимовских татар. Исследование базируется на впервые созданном обширном своде данных по исторической генеалогии — родословных (шеджере), дополненных этнографическими, архивными, историко-этнографическими материалами. В работе рассматривается хозяйство, поселения, жилище, одежда, пища, праздники, обряды касимовских татар середины XIX — начала XX века.

Нугай Урдасы: татар халкының тарихи мирасы

В книге описаны письменные исторические источники, относящиеся к истории предков татарского народа, проживавших между Волгой и Уралом. Большинство из них издается впервые. Среди них есть и записи, отражающие этногенез булгар. Тексты, в которых описано родословное древо, полностью доказывает тот факт, что татары являются предками Ногайской Орды. Тексты родословного древа изучены в комплексе с другими письменными документами (историческими хрониками, написанными на разных языках, эпитафиями, татарскими дастанами).

Ногайская Орда: историческое наследие татарского народа

Идеология тоталитарного режима, заявившего о себе особенно в период от октябрьского переворота и до 1930-х годов, национальную историю также стремилась поставить на службу своим варварским амбициям. Было резко ограничено исследование многих исторических проблем, а татарская история вообще оказалась чуть ли не под полным запретом. Вместо изучения истории народа муссировались какие-то бессмысленные концепции. В пример можно привести изучение татарской истории в тесных географических рамках созданной в 1920 году Татарской Автономной республики и привязка ее непременно и исключительно к истории волжских булгар — далеких предков, вернее, одних из предков современных татар. Родство и связь татар с другими этническими группами начисто отвергались.

Долгожданный труд по истории татарской рукописной книги

Часто бывает так, что в поисках сиюминутной славы некоторые ученые, а порой и просто любители заполняют газеты и журналы «сенсационными» материалами, не имеющими под собой никакой научной основы. Дело доходит до откровенных фальшивок. Фальсификаторство таких горе-ученых неоднократно разоблачал ученый-текстолог Н. Г. Юзеев1. Первая глава монографии М. И. Ахметзянова большей частью посвящена этой проблеме. Такие сомнительные «булгарские» источники, как «Джагфар тарихы», «Шан кызы дастаны», «Барадж дастаны» подвергаются в его труде безжалостной, но в тоже время аргументированной научной критике. К слову сказать, эта тема занимает теперь не только татарстанских, но и московских ученых2. Впрочем, объектом критики Ахметзянова становятся не только местные, но и башкирские учёные, которые в стремлении наибольшего «одревления» истории своего народа занимаются некорректной, конъюнктурной трактовкой хорошо известных татарских источников.

Татар кулъязма китабы

Часто бывает так, что в поисках сиюминутной славы некоторые ученые, а порой и просто любители заполняют газеты и журналы «сенсационными» материалами, не имеющими под собой никакой научной основы. Дело доходит до откровенных фальшивок. Фальсификаторство таких горе-ученых неоднократно разоблачал ученый-текстолог Н. Г. Юзеев1. Первая глава монографии М. И. Ахметзянова большей частью посвящена этой проблеме. Такие сомнительные «булгарские» источники, как «Джагфар тарихы», «Шан кызы дастаны», «Барадж дастаны» подвергаются в его труде безжалостной, но в тоже время аргументированной научной критике. К слову сказать, эта тема занимает теперь не только татарстанских, но и московских ученых2. Впрочем, объектом критики Ахметзянова становятся не только местные, но и башкирские учёные, которые в стремлении наибольшего «одревления» истории своего народа занимаются некорректной, конъюнктурной трактовкой хорошо известных татарских источников.

О некоторых письменных источниках по исторической географии Среднего Поволжья XI—XIII вв.

Автохтонных письменных источников по истории Среднего Поволжья XI—XIII вв. мало. Единственными источниками подобного рода являются некоторые мусульманские эпитафийные надписи XIII—XIV вв. Они давно привлекают внимание историков-исследователей как исторические источники по средневековому периоду истории края.

Татар әдәби мирасын өйрәнү проблемалары: әдәби чыганакларны барлау, икшерү методы нәтиҗәләре

«Жагъфәр тарихы» Өле тәфтишләнгән ике дастанның да эчтәлекләре һәм аларяың дөньяга чыгулары «Җәгъфәр тарихы» исемле өченче бер әсәр белән бзйләнгән. Аларның әченчесенең дә табылуы тарихлатэы Ф. Нурутпинов сөйләгән легенда буенча гына мәгълүм, Әлеге легенда XVII гасырда «яшәгзн»дип саналган Бахши Иман исемле «болгар» тарихчысыннан «калган» «Джагфар тарихы» басмасыниан алына, Бу басма «Булгар әл-җәдид», клубының Оренбургта урнашкан ниндидер шикле «Редакция вестника «Булгария» нәгпрпяты тарафыняак басылган. Ул нәшриятта әлеге кл\тбның «Ботхгар иле» исемле 2-3 сан чыгып калган газеталары да кырык мең тираж белан басылып килде, «Джагфар тарихы»нъщ беренче томында Ф. Нурутдиновнын «Несколько слов о своде» игемле кереше бирелгән (5-6 битлэр). Бу керештә «Шан кызы дастаны», «Бараҗ дастаны», «Җәгъфзр таркхы» псемендәге өч әсәрнең табылу тарихы бәян ителә.

Страницы

Subscribe to RSS - Марсель Ахметзянов