Тарих нама-и булгар

Галяутдинов И. Г.
«Тарих нама-и булгар» Таджетдина Ялсыгулова (Лингвотекстологический анализ списков памятника. Грамматический очерк, лексика, сводный текст и перевод) / И. Г. Галяутдинов ; отв. ред. Э. Р. Тенишев. — 2-е изд. перераб. и доп. — Уфа: Китап, 1998. — 269.: ил., портр.

ISBN 5-295-02383-4

Галяутдинов И. Г.
«Тарих нама-и булгар» Таджетдина Ялсыгулова / И. Г. Галяутдинов ; АН СССР, Урал. отд-ние, Башк. науч. центр, Ин-т истории, яз. и лит. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 238 с.

 

Перевод на русский язык «Книги истории Булгара» (Тарих нама-и Булгар, Таварих-и Булгария, Тарихнаме-и булгар, Тәуарихи Болгарийа) башкирского писателя и муллы Таджетдина Йалчигула (1768—1838). Написана примерно в 1804—1805 годы.

Источник: http://www.newchron.narod.ru/t...

См. также

 

Ссылки

 

Следует отметить, что в отличие от Муслими-анонима о Т. Йалчигуле мы располагаем достаточными биографическими данными, которые помогают раскрыть и сущность его «Таварих». Некоторые свидения о себе дает в своей «истории» сам автор, отдельные, но очень ценные материалы имеются у Ш. Марджани. Судя по всему, Таджетдин родился в семье башкирца Йалчигула около 1768 года. Отец его, одержимый дарвиш, всю свою жизнь посвятил скитаниям и паломничествам. Не отставал от него и сын. Он также большую часть своей жизни провел в скитаниях, побывал в Турции и многих городах России (Астрахань, Москва, Казань и др.) Полностью верить словам Таджетдина, как это делает А. Харисов104, о том, что он в Турции много лет учился, вряд ли следует. Скорее всего, свою жизнь в Турции он проводил в компании невежественных фанатиков. Ведь все его сочинения, как отметил еще Ш. Марджани, полны грубыми ошибками и невероятными искажениями105. Последние годы своей жизни он проводил в качестве муллы в ауле Милим Мензелинского уезда. Но Таджетдин, как выясняется из рукописных источников, часто бродил по селениям, занимаясь одновременно и «врачеванием»106. Между прочим, «куда бы ни отправлялся он,— по словам Марджани,— всегда ходил исключительно пешком». Он умер скоропостижно в 1838 г. во время одного «врачебного обхода», и, как уточняет тот же Марджани, в пьяном состоянии107.

104 А. Харисов. Литературное наследие..., стр. 283.
105 Ш. Марджани. Мустафад ал-ахбар..., II, стр. 250.
106 ЛО ИВАН, рукопись В 2673, л. 96.
107 Ш. Марджани. Мустафад ал-ахбар..., II, стр. 251.

Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1972. — С. 159.

Что касается его сочинения, то, говоря кратко, перед нами невероятно фантастическая шаджара — генеалогия предков автора, от Адама до самого Таджетдина, где под видом исторических сведений собрано все, кроме достоверного. Например, самым древним, именно 85-ым предком-родоначальником его, оказывается, был сам Адам. А 79, 75-м прадедами являлись пророки Идрис (Енох) и Нух (Ной). Далее, наравне с другими фантастичными именами (в действительности являющимися причудливыми наборами звуков, как-то: Карамуш, Тахлаис, Махлаиш, Амкаш и т. д.) в качестве своих непосредственных предков Таджетдин называет Владимира и Митрофана, Сократа и Нуширзана («справедливого») и многих других. Естественно, что когда башкирин своими предками называет евреев, русских, греков и персов, уже не приходится удивляться тому, что в числе его дедов оказались булгарские цари и турецкие султаны (Тауки, Айдар, Абдулла-хан, Илхам, Алим-бек, султаны Мурад, Селим и др.). В качестве одного из мудрейших предков назван и Кул-Али (по Умидбаеву — 19-й предок). Шаджара, естественно, кончается именем и деятельностью самого Таджетдина. Причем, каждое имя сопровождается комментариями, порою довольно развернутыми, в которых с поразительной «точностью» и безапелляционностью сообщается, кем был этот предок, где он жил, чем занимался, когда основал город Самарканд, сколько лет ханствовал и т. п. Словом, невероятная фантастичность генеалогии Т. Йалчигула и абсолютная негодность его сведений в источниковедческом плане весьма очевидны. В этом отношении Таджетдин опередил Муслими, поэтому подробно анализировать его «труд» нет необходимости.

Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1972. — С. 160.

 


 

Я, ничтожный и немощный, порочный и грешный раб божий Тадж ад-дин сын хаджи Ялсыгула, начал свой генеалогический род от Адама — избранника Аллаха. Изучив с большим старанием исторические книги, я почерпнул (из них) сведения о происхождении своего рода. Затем, выявив из книги «Чингиз-наме» наших предков, соединил их к своему роду.

В 1220 году, в год овцы, в 20 день месяца сомболе и Раби' ал-ахир, этот ничтожный раб, закончив составление сего «Рисала», дал ему название «Таварих-и Булгарийа». Что касается исторических книг, из которых мы заимствовали, то названия их таковы:

1) «Таварих-и дава'ир» имама Табари ал-Йуиани;

2) «Таварих-и Фарханг» имама ат-Туси:

3) «Таварих-и Хирмиз» имама ал-Челеби;

4) «Раузат ас-сафа» имама ал-Чагы:

5) «Таварих-и Касфарани» имама ат-Табари;

6) «Таварих-и джамасиб» ат-Тарази;

7) «Таварих-и ал-Челеби» имама ал-Ба'ави, автора книги «Масабих». По имеющимся у нас прекрасным книгам мы удостоверили [род наших предков] до появления Чингиз-хана.

Прочитав «Чингиз-наме», услышав рассказы много повидавших шейхов, а также натолкнувшись на записки наших предков, связал их в этой «Рисале» с Адамом. Эти услышанные и записанные сообщения, по нашему мнению, всем известны. Нынешние башкирские роды, племена и народ зовутся этими именами, то есть именами наших предков. Итак, это все известно и часто употребляемо. И все это подтверждаю и свидетельствую Аллахом, что первым был Абд ал-Харис. Он основа рода человеческого, сотворен из глины, он Адам — избранник Аллаха. Жизнь Адама длилась 1000 лет. Со времени его нисхождения до времени посланника Аллаха, говорят, прошло 4340 лет, а некоторые говорят 5972 года, другие- 50130 лет. Однако, в наиболее правильных риваятах «Тафсира» — 7000 лет. Фетва основывается на этой [цифре]. Таким образом, это соответствует хадису: «Миру 7000 лет и я в последней тысяче его». Толкователи этого хадиса говорят, что время пророков [составляет] 7000 лет. «И я — пророк в последней [тысяче] его». «И не будет пророка после него из тысяч», — как разъяснял ал-Бухари. У него была фетва и работа историков, подобная той, что в «ал-Челеби» и других. Использованы в ней книги «Шести историй». Шейс похоронил Адама, мир ему. Расходятся во мнениях о его могиле: одни говорят — в Индии, на горе Сирендиб, другие — в Мекке, на горе Абу Кубейс. После кончины Адама родительница наша Хава прожила один год. После этого Шейс похоронил ее возле Адама. Впоследствии, во время всемирного потопа. Нух, мир ему, извлек их в гробах из земли и поместил в Ковчег. После потопа он их похоронил на Святой Земле. В настоящее время их могилы находятся там.

1. […] От Адама — избранника Аллаха — родился Шейс.

2. Шейс [... ] прожил 910 лет. Похоронен в Индии. От него родился Ануш.

3. [... ] Ануш прожил 520 лет. Имеются различия [но этому поводу] между неверными и мусульманами. Похоронен в Индии. От Ануша родился Кинан.

4. [... ] Этот Кинан прожил 800 лет. Аллах даровал ему халифат, благородство и пророчество. Он следовал учению Шейса. Похоронен возле своего деда. От него родился Мала.

5. Мала прожил 900 лет. Имеются различия [по этому поводу] между неверными и мусульманами. Похоронен в Индии. От него родился Йаздек.

6. Но его возраст и вероисповедание неизвестны. У него было 120 сыновей. Самый младший -Нух (Енох), мир ему, прозвище его- Идрис.

7. До вознесения прожил 1000 лет, обратил в веру 1000 человек, затем вознесся. Однако Идрис 365 лет пророчествовал, затем он вознесся на небо. В мире от него остались письменность, изготовление одежды, совершение набегов и обучение. От Идриса родился Адабан.

8. Адабан прожил 200 лет. Достиг учености и благочестия. Города Ирака построил он. Похоронен в Ираке. От Адабана родился Худ.

9. Однако [этот] Худ не пророк Худ. Возраст его был 320 лет, к какому народу он принадлежал — неизвестно. Похоронен в Ираке. От Худа родился Мутаваиииах.

10. Однако его жизненный путь и национальная принадлежность неизвестны. Было у него очень много сыновей. Когда ему было 270 лет, родился Хибатолла, мир ему. Прозвище его — Нух, мир ему. Прозвали его Нухом из-за плаксивости,

11. Нух прожил 1000 лет. В возрасте 50 лет он стал пророком. 950 лет он наставлял народ на праведный путь. Писание не снизошло с неба и он совершал дела по учению Идриса, мир ему. Прожив после всемирного потопа 100 лет, он был похоронен в Индии; возраст Нуха, мир ему, 1100 лет. После потопа Аллах не включил в счет возраста его жизнь. Так сказано в «Таварих-и Раузат ас-сафа». У Нуха было четверо сыновей. Кана'ан погиб при потопе. Он был неверным. Остальные его три сына: Сам, Яфет, Хам.

12. Хам правил в Исфагане, возраст его был 620 лет. У него было 30 сыновей. Младший его сын Киумирас. Похоронен в Индии.

13. Киумирас также был царем, прожил 700 лет, следовал учению Идриса, повсюду читал перед людьми хутбу. Он ввел царствование. Построил города Балх и Кермаи, похоронен в Балхе. От Киумираса родился Сиам.

14. Возраст Сиама был 600 лет. Из какого он был народа — неизвестно. Похоронен в Нехавенде. От Сиама родился Хушанк.

15. Возраст Хушанка был 700 лет, он творил в мире справедливость и правосудие. Добывание золота и серебра, сооружение трона — от него остались. Построил города Сусана. Он родоначальник народа Эфрандж. Умер в области Сусан в Баруже. Большинство западных стран от его рода. Младший его сын Тахмурат. Исторические книги дают объяснения [исходя из] рода Тахмурата. Другие сыновья Хушанка: Туз и Хузлав.

16. Тахмурат прожил 400 лет. Он подчинил себе дивов. От него осталось седлание коней и изготовление оружия. Построил города Мерв, Шапур и Парс. Умер в Мерве. У него было много детей. Кахраман-катил — его сын. В известных исторических книгах нашим прародителем [является] его младший сын Мерван. Генеалогическая цепь идет к нам от Мервана, т. о. связывается с Чингиз-ханом.

17. Мерван прожил в Бадахшане 200 лет, был царем. Вероисповедание его не известно. Похоронен в Бадахшане. От Мервана родился Афлайун.

18. Возраст Афлайуна неизвестен. Возвел города Багдад, Басру и Куфу. Похоронен в Багдаде. До времен Моисея, мир ему, являлось множество пророков, не принявших веры. Что касается Афлайуна, то до времен Джирджиса он был огнепоклонником. Совершая путешествие в Бахрейн Афлайун сдружился с Давидом и стал его сподвижником. Похоронен в Багдаде. От него родился Акратис.

19. Возраст Акратиса не известен. Принял веру святейшего Йоша'а. Построил Дамаск, похоронен там. От него родился Карамуш.

20. Карамуш в совершенстве владел магией и колдовством. Поклоняясь культу Быка, прожил в области Хабаш (Эфиопии) 265 лет. Был царем. От Кара-муша родился Афлямун.

21. Во времена Ал-Йасига был его сподвижником и царствовал в областях Магриба и Крыма. Продолжительность его жизни неизвестна. От Афлямуна родился Кинан.

22. Кинан был злым и жестоким безбожником. Сблизившись с джиннами и дивами, завладел Китаем. Прожил 130 лет. В Китае был царем, похоронен там. От Кинана родился Эфратим.

23. Во времена пророка Сулеймана Эфратим был его сподвижником и прибыл в Палестину и Иерусалим. Продолжительность его жизни неизвестна. От Эфратима родился Тахлаиш.

24. Став убийцей и разбойником, этот Тахлаиш после пророка Сулеймана прожил 160 лет. Поклонялся собаке. Похоронен в области Шираза. От него родился Махлаиш.

25. Махлаиш в начале своей жизни был приверженцем культа собаки. Затем отошел от него (культа собаки) и стал приверженцем пророка Ильяса. Прожил в Хорезме 160 лет. Род Махлаиша стали называть Ба'албеком.

26. От него родился Эмкаш. Прожил 190 лет, похоронен в Хорезме. От него родился Тагланыш.

27. Тагланыш освоил Туркестан. От него остался обычай устройства ниш в могилах, обучение детей и взымание пошлин. Прожив 103 года, умер в Туркестане. Что касается его веры, то он был иудеем. Все это взято из «Таварих-и ал-хамса», которые мы поместили в первой четверти. [... ] У ал-Касфарани сказано, что Афлях родился от Тагланыша.

28. Афлях [является] родоначальником киргизского народа. От него осталась перекочевка с пастбища на пастбище. Прожил 110 лет. Утонул в Сыр-Дарье. Вероисповедание его неизвестно. От него родился Мард.

29. Мард — родоначальник туркменского народа. От него родилось много сыновей. Старший его сын — Туркмен, младше его — Кунграт, младше его — Бурджан, младше его — Мангыт, младше его — Карджи, младше его- Кыпчак, младше его — Юрматы, младше его — Каракалпак. Нынешние народы берут начало от них. Возраст и вероисповедание Марда не известно.

30. От Туркмена родился Кенджа. Он был в вере Исы. Построил Бухару. Умер в возрасте 90 лет, похоронен в Бухаре. От Кенджи родилось много сыновей. Старший его сын — Татар, младше его — Мишар, младше его — Иштяк, младше его — Ногай. Каждый из них был царем и основал свою орду. Известно, что от них происходят роды нынешних народов. Из сыновей Кенджи основатель нашего рода — Иштяк.

31. Иштяк стал просвещенным мужем, ходил к Каабе, принес в жертву много верблюдов, знал в совершенстве Тору и Энджиль. В знании не было ему равных. У Иштяка было много сыновей. Родина его находилась на Аму-Дарье. Старший его сын Тамьян, младше его- Усерган, младше его- Кубаляк, младше его- Бякатун, младше его- Сарт, младше его- Тырнаклы, младше его- Тубалас, младше его- Дуван. Нынешние народы распространились от них. Из сыновей Иштяка основатель нашего рода — Бякатун.

32. Бякатун был очень обидчивым человеком. Бросив родные места, он отправился в северные страны и пришел к реке Миас. Обосновавшись там, он прожил 90 лет. У него было много сыновей. Старший его сын Айле, младше его — Юрми, младше его- Байлар, младше его- Байкы, младше его — Ирякта, младше его- Салджут. Все они, сделавшись царями, распространились по сторонам света. От них происходят нынешние народы. Нашим предком является старший его сын Айле. Бякатун был в христианской вере.

33. Айле остался на исконной родине своего отца. Царствуя 50 лет, он прожил на реке Миас 99 лет и там умер. От Айле родился Нариман.

34. Нариман путешествовални свету, отправился для учения в Йунан. Много повидал и стал знатоком наук. Составил 24 научных сочинения, был христианским священником. Будучи великим правителем своего времени, он построил Самарканд. Прожил 100 лет. Построил еще каменные крепости, следы [от них] имеются и в настоящее время: называют их основами облика.

35. От Наримана родился Касур-шах. Он также прожил 90 лет в красивом Самарканде и умер в вере Исы. От него родился Сократ-мудрец.

36. Этот Сократ прибыл в Йунан, где был хакимом у Искандара Румийского и, указав ему на путь к «Источнику жизни», они отправились на север, где и основали город, которому дали имя Булгар. «Булгар» на языке греков «благовоние», также «лесистый и водный [край|». Название реки тоже Булгар. В настоящее время, сокращая его, называют Булгой (Волгой). [Слово] «Волга» происходит от «Булгар», как говорится об этом в «Фарханг-наме». В то время Сократ-мудрец женился на некой девушке в Булгаре и с Искандар-шахом прожили в Булгаре 9 месяцев. После этого они отправились в «Страну Мрака». По возвращении из «Страны Мрака» Сократ-мудрец умер в этой стране. От упомянутой девицы родился сын. Имя его Гофтар. Продолжительность жизни Сократа неизвестна.

37. Гофтар был царем в Булгаре. Говорят, что возраст его составлял 90 лет. Они были долгие времена огнепоклонниками.

38. От него родился Айдар. Он построил Таш-кюнер возле Средиземного моря (Ак-Дин-гез). Был чрезвычайно справедливым царем. Возраст и вероисповедание его неизвестны.

39. От него родился Хормуз. И он в Таш-кюнере был царем. Возраст и вероисповедание его неизвестны.

40. От него родился Алмас. Умер в Таш-кюнере, продолжительность его жизни неизвестна.

41. От Алмаса родился Мирхашим. Он также построил город на берегу Средиземного моря, которому дал имя Эдирне. Он первым установил титул султана. Возраст его был 90 лет. По пути в Иерусалим, ознакомившись с Евангелием Исы, он принял его веру.

42. От него родился Бабек. Был султаном в Сальяне. Прожил 78 лет. Похоронен в Сальяне.

43. От него родился Карнаки. Возраст его был 190 лет. От него родилось много сыновей. Кто в Крыму, кто в Китае, кто в Ираке был султаном. Нашим предком является Даймас.

44. Даймас в северной области построил город с названием Содом. Место захоронения Карнакн не известно. И возраст Даймаса не известен. В настоящее время этот Содом называют Алабугой, небольшая крепость. От Даймаса родились 2 сына. Старший сын Владимир, а второй — Маскав. Нашим предком является Маскав.

45. Маскаву и Владимиру Даймас построил два города. Одному дал название Маскав, другому — Владимир. Продолжительность его жизни неизвестна.

46. От Маскава родился Тагйун, был христианином, прожил 60 лет. Был султаном в Маскаве и там же умер.

47. От Тагйуна родился Митрофан. Во время поездки в Герат его убили разбойники. Продолжительность жизни его неизвестна.

48. От него родился Йакав. Он отправился к Средиземному морю, завоевал много стран. Изучил Три Книги, умер в 65 лет. Говорят, что похоронен в Бадахшане.

49. От него родился Мард. В начале своей жизни он был грабителем между Хашваром и Бухарой. Прожив в иудейской вере 80 лет, в конце своей жизни он обосновался в Бухаре, там и похоронен. От Марда родился иудей Амлян.

50. У Амляна было много детей. Младший его сын Тимирджан является нашим предком. Продолжительность жизни Марда неизвестна.

51. Тимирджан б[ыл] султаном в Туркестане. Умер в возрасте 96 лет. Был в вере Исы. От него родился Бакиджан.

52. Этот Бакиджан пришел с войной к народу Булгар. Убил булгарского царя. Прожил в Булгаре 100 лет, проповедуя веру Исы. Скончался там. От Адама — избранника Аллаха до Бакиджана 52 предка. Всех их я перевел с персидского на тюрки из книги «Раузат ас-сафа». Нижеследующих предков я также перевел из книг «Таварих-и джамасиб» и «Таварих-и Челеби», которые были в забвении до появления Чингиз-хана. Как сказано в «Таварих-и джамасиб» и «Таварих аш-Шамийа ал-арабийа», от Бакиджана — перса родился Шамсун ал-Абд Антахн.

53. Затем этот Шамсун по достижении совершеннолетия прибыл в Иерусалим. Там он изучал Евангелие, стал искусным учителем. Затем прибыл в Куфу. Там неверующих арабов призывал к вере. В конце концов стал беком в Куфе. Прожив 110 лет, умер в Куфе. От него родился Ноуширван-адел.

54. Во времена Ноуширвана-адел в арабских странах был период джахилийат. Там не осталось никого, кто бы имел представление о книгах Забур, Тора и Энджиль. С достижением совершеннолетия, не осталось города, которого бы он не покорил. От границы Туркестана до Магриба они (города) были под его властью. Радость пророков [Мухаммед], да благославит его Аллах и приветствует, родился в те времена. Под его словами: «Я родился ко время Султана ал-Адела», имеется в виду Ноуширван Марау. Он был 48 лет справедливым и известным царем в Йемене. Там и скончался. От него родились дна сына. Старший сын Керан, младший- Воздан. Мы принадлежим к роду Воздана. Керан-хазрет — родоначальник рода Великого Имама. Например, сын Корана — Хардан, сын Хардана Шахр, сын Шахра — Мирз, сын Мирза — Хормуз, сын Хормуза Сабит, сын Сабита — Ну'ман, а он есть

Великий Имам. Мы происходим от своего предка Воздана.

55. С достижением совершеннолетия Воздан осуществил свое пристрастие к путешествиям. Пройдя Тачин и Мачин, Хорезм и Хиндустан, прибыл в Китай. Полюбил дочь китайского императора. Принял религию магов и взял в жены дочь императора. После смерти отца девушки стал императором Китая и восседал на троне 36 лет. Один из родственников императора пришел из области Шабестан с войском и отнял трон у Воздана. Самого Воздана убил. От него (Воздана) остался один сын.

56. Имя ему дали Туки. В четырехлетнем возрасте он лишился отца. После достижения Туки совершеннолетия ни один император не был посажен [на трон]. Впоследствии, опасаясь за свою жизнь, он бежал из Китая. Собрав войско из беглых рабов, бродяг и разбойников, добрались до границ Булгара. Захватили город Булгар. Туки присвоил себе имя «хан». Название «хан» осталось от Туки. Царей из тюркской среды называют ханами. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во времена Туки-хана отправил в Булгар трех своих сподвижников. В то время булгарский народ был в язычестве. Говорят, что тогда в городе Булгар было 520 дворов. Река Идель, называемая Волгой, текла ниже Булгара. Через 50 лет после Бараджхама Миртиушр-хазрет разрушил город Булгар. После этого река Идель изменила свое течение в сторону Запада. Во времена посланников пророка в девятом году хиджры занял трон.

57. Айдар-хан сын Туки-хана. Пророк, избрав трех сподвижников, отправил их в Булгар проповедовать. Один из этих сподвижников — Абд ар-Рах-ман бен Зубейр, второй — Хантал бон Раби, третий -Зубейр бен Джа'да. Пророк, перед отправкой этих трех сподвижников, сказал: «Я дал вам три вещи. Если вам окажут почести, то вы примените эти три вещи». Одна из них — чернильница, ее он дал Зубейру. Другая -посох, его дал Ханталу, третья чалма, ее дал Абд ар-Рахману. Как только они прибыли в Булгар, начали выдавать себя за врачевателей. Какая бы болезнь ни была, излечивали ее. Ал-кисса. Однажды дочь Айдар-хана разбил паралич. У скольких лекарей не лечилась, не смогла поправиться, оставалась в тяжелом положении. Как-то один из везирей |Айдар-хана], но имени Бурадж, сказал: «О, мой Хан, да продлятся твои годы! В нашем городе есть три араба, им нет равных во врачевании. Они найдут средство от недуга этой девушки. Однако они не нашей веры». Как только везирь сказал свои слова, хан приказал, и позвали арабов. Ал-кисса. Асхабы явились и приветствовали хана. Хантал бен Раби был очень искусен в румийском и тюркском языках и был знатоком Корана.

Хан спросил: «О, арабы, откуда вы прибыли?»

Хантал ответил: «Из Медины пришли».

Хан: «Что вы ищете?»

Хантал: «Занимаемся врачеванием».

Хан: «У меня есть дочь, уже семь лет как больна. Найдете ли ей исцеление?»

Хантал: «Надо посмотреть больную».

Как только осмотрели больную, сказали: «Это- паралич. От этого нужны листья дерева сарбан».

Хан сказал: «Сарбан — что это за дерево?»

Хантал ответил: «Это береза».

Хан сказал: «У нас много этого дерева».

Как только принесли березовые листья, Хантал сказал: «Это старые березовые листья. Нам нужны только что сорванные с дерева».

Хан сказал: «Где найти их зимой?»

Хантал сказал: «Если Аллаху будет угодно, мы найдем их. Но при таком условии: если примете нашу перу».

Хан сказал: «Если найдете свежие березовые листья и дочь моя исцелится, я приму ислам».

Ал-кисса.

Эти асхабы поставили чернильницу, данную пророком, на землю и воткнули посох в нее. Абд ар-Рахман бен Зубейр, надев на голову чалму, которую дал пророк, совершил два рака'ата намаза.

Те двое сказали: «Аминь!»

Этот посох превратился в небольшое деревце. И достигло оно высоты ханского дома, разветвилось и покрылось листьями. Собрав их в веник, попарили эту девушку в бане. Тотчас девушка исцелилась и пришла домой совсем здоровой. Хан, увидев этот случай, принял ислам. После него везирь Бурадж, остальные везиры, а также прочие горожане- все приняли ислам. Построили соборную мечеть. Зубейр бен Джа'да, став имамом и опираясь на даренный пророком посох, читал Хутбу. В 12-м году хиджры, в год овцы, в 26 день созвездия Рыбы, в 12 день благословенного Рамазана асхабы обратили булгарский народ в мусульмане. Эти трое асхабов оставались в Булгаре 10 лет. Построили медресе, обучили народ. После этого Абд ар-Рах-ман бен Зубейр и Зубейр бен Джа'да вдвоем отбыли в Медину. Хантал остался в Булгаре. Он женился на упомянутой исцеленной девушке. Прожив некоторое время, Хаитал бен Раби умер. От него родился Мухаммед-Амин хан. Все взято из «Таварих-и хирмиз» имама ал-Челеби.

58. От Айдар-хана родился Саид-хан. Айдар-хан и Саид-хан вдвоем царствовали в Булгаре 100 лет.

59. От Саид-хана родился Амир-хан. Он также правил в течение 50 лет.

60. От него родился Султан-Мурад. Он также был царем в Булгаре 50 лет.

61. От него родился Салим-хан, был царем 40 лет.

62. От него родился Илхам-хан. В его времена было нашествие Чингиз-хана. Все ханы, придя к нему, дали верноподданническую присягу. От него остался среди народов обычай ставить тамгу, определять каждому его птицу и клич.

Закончились слова историй семи книг и после этого слова о том, что мы видели в «Чингиз-наме» и высказываниях старцев, сведущих в делах прошлых и на это уповаем.

63. От Илхам-хана родился Абдулла-хан, 50 лет царствовал в Булгаре. Хромой Тимур разрушил Булгар, не считаясь ни со званием, ни с именем. И Абдуллу-хана умертвил. От него остались двое сыновей. Один Алим-бек, другой- Алтун-бек. Нашим предком является Алим-бек.

64. Во времена Алим-бека ханство перестало существовать. Алим-бек рос на чужбине, странствовал но свету и стал [наконец] имамом и мударрисом в небольшом городке Кышан в булгарской стороне. Продолжительность его жизни неизвестна.

65. От него родился Мир-хаджи. Он также 30 лет жил в этом Кышане. Затем, оставив город Кышан, переехал в Иске-Казан. По прошествии полных ста лет, не найдя пригодным это место, заложили город в устье реки Казань. В Иске-Казане есть могила святого, говорят, что в ней похоронен Тадж ад-дин Ходжа. Кто из вас пройдет мимо Иске-Казана, не будьте беспечными и, прибегая к благословению его, посвятите ему фатиху.

Итак, мы подошли к нашей основной цели. Мир-хаджи вместе с ними переселился из мест, называемых Кышан, и пришел в устье реки Зай. Там у Барадж-хана был имамом, умер в устье реки Зая.

66. От него родился Кул'Али. Отправился в Хорезм и там 45 лет был мударрисом. Из Китая с войском пришел Туси-хаким с целью убить Ибн-Хаджиба. Разрушил Хорезм и убил Ибн-Хаджиба. Кто сумел переправиться на другой берег реки, построили город Ургенч. Спасаясь, Кул'Али бежал к киргизам. Затем оттуда перебрался на родину отца — в устье Зая. Спустя три года, во времена Субай-хана в устье Зая появился дракон. Опасаясь дракона, население Зая перебралось в устье Черемшана и основало там город. Назвали его Булар. Кул'Али умер в возрасте 110 лет, во время нашествия Хромого Тимура. Он был учителем Иби-Хаджиба.

67. От Кул'Али родился Мир'Али. Он также пришел в Хорезм, чтобы получить здесь знания. В Ургенче он 30 лет был мударрисом и там же умер.

68. От него родился Мир-Шариф. Он был достойным и ученым человеком своего времени. 60 лет он был имамом и мударрисом в Ургенче и Хиве, умер в Хиве.

69. От него родился Мир-Саид. В то время не было достойнее и ученее человека. Не было науки, которой бы он не знал, записал толкования ко многим наукам. В конце своей жизни, [находясь] в деревне Седжавенд, написал толкования к статьям «Фариза», там умер. Продолжительность жизни его не известна.

70. От него родился Нур-Саид. Этот Нур-Саид боролся за ханство. Подчинил Ургенч и Хиву, разрушил Кунграт. У них он ханствовал 23 года. Затем пришли с войском кызылбаши из рода Надир-шаха и убили Нур-Саида. Захватили красивых женщин и рабынь, разорили города. У Нур-саида была жена — калмычка, она была беременна. Скрываясь от смертельной опасности, женщина бежала к туркменам и стала женой одного туркмена. Из ее бремени родился сын но имени Сайдаш.

71. Сайдаш стал смелым и жестоким богатырем. Разбойничал и занимался грабежом среди каракалпаков и киргизов. В конце концов, похитив дочь каракалпакского хана, он бежал к реке Миас. У истока реки Ай есть холм, там был юрт Сайдаш-хана.

72. От Сайдаша родились двое сыновей: один Тиниш, другой — Куштаймас. Оба от одной матери. От дочери каракалпакского хана ни сыновей, ни дочерей не было. Мать этих двух сыновей была из рода Айле. Потомство рода Айле идет от них двоих. От Тиниша пошла ветвь рода Айле — Алтмыш-Колак, а от Куштаймаса ветвь Кумый. Смысл этих названий я узнал во время путешествия по астраханскому краю. Я проследовал к народу на Кубани и был гостем у одного древнего старика.

Он спросил: «Ты, молодой мулла, сын чьей земли?

Я ответил: «Я булгарский иштяк (башкир) «.

Старец спросил: «Из какого ты племени?»

Я ответил: «Из племени Айле».

Он спросил: «Гы Алтмыш-Колак или Кумый?»

Я сказал: «Не знаю, однако слышал от отца, что я из племени Айле».

Старик спросил: «Ты из рода Тиниша или Куштаймаса?»

Я ответил: «Из рода Тиниша».

Старик сказал: «Дед твой Сайдаш как-то подстрелил на охоте тридцать оленей, а дед твой Тиниш похитил уши [этих оленей) и спрятал. Поэтому твоего деда стали называть «айлинец — Алтмыш-Колак (айлинец- шестьдесят ушей) «. В другой раз, когда дед твой Сайдаш вышел на охоту с Куштаймасом, они убили четырех бобров. [Куштаймас], украв одного из них, закопал в песок. Из-за этого его и его род называют «айлинцы-Кумый (айлинцы-песочники) «.

Я удивился познаниям старика и выразил тысячу похвал. Основатель нашего рода Тиниш.

73. От Тиниша родились два сына: один Куди, другой — Кошчи. От этих двух сыновей распространилось большое потомство. Число их знает один Аллах. В настоящее время [некоторые) люди ведут свое происхождение от этих двух родов. Нашим предком является Куди. Продолжительность жизни упомянутых предков наших не известна.

74. От Куди родился Джанбаш. Продолжительность его жизни не известна. Умер, утонув в реке Ай.

75. От Джанбаша родился Бебеш. Продолжительность его жизни не известна, жил на реке Ай.

76. От Бебеша родился Ульмас-хаджи. Ульмас-хаджи умер в Астрахани, совершая паломничество. Говорят, возраст его был 90 лет.

77. От Ульмас-хаджи родился Абд ар-Рахман-хаджи. Он жил но реке Джилем. Продолжительность его жизни не известна.

78. От Абд ар-Рахмана-хаджи родился Джаибай-мулла. Он был мударрисом в долине реки Ай, в местности по течению реки Киги. Продолжительность его жизни не известна.

79. От Джанбай-муллы родился Кутлу-Булат. Он был наиболее уважаемым человеком своего времени. Подобно Хатам-Таю, заслужил уважение в юном возрасте. Умер во время хаджа. Он, якобы, видел пророка во сне каждую пятницу и вел с ним беседу.

80. От Кутлу-Булата родились два сына: один Джианчура, другой- Джиангул. Им не было равных в богатстве и уме. Нашим предком является Джианчура. Продолжительность их жизни не известна. Они обитали в долине реки Ай.

81. От Джианчуры родился Янтимер. Он также обитал в долине реки Ай по течению реки Арша. Продолжительность его жизни не известна.

82. От Янтимера родился Маметкул. Он также жил между реками Арша и Ай. Продолжительность его жизни не известна.

83. От Ма-еткула родился Ялсыгул-мулла. Он жил в междуречье Ая и Арши в деревне Курмаш-йылга. На склоне лет, совершая хадж со мной, сыном его Тадж ад-дином, жил в Астраханском крае. Оттуда мы направились в Дагестан. Затем в Диарбекир. В то время я, ничтожный Тадж ад-дин был в возрасте 13 лет. В Диарбекире он оставил меня в семье одного благородного человека, говоря, чтобы он, ради бога, отдал этого мальчика достойным людям для обучения. Отец наш вместе с паломниками-мусульманами отправился в хадж. Я, жалкий Тадж ад-дин, ждал своего отца Ялсыгула 14 лет. В течение 14 лет я познакомился с различными науками. Когда опекун мой в Диарбекире умер, я отправился в Стамбул, в поисках своего отца. В Стамбуле, в мечети во время рамазана, я встретил своего отца. Он прибыл в Стамбул с другими паломниками и последний четверг Раби ул-авваля. Наутро, в пятницу, я вошел в мечеть. Увидев меня, он не признал во мне своего сына. А я узнал его.

Он спросил: «Чьей земли ты сын?»

Я ответил: «Я булгарский иштяк».

Тотчас, потеряв сознание, он упал.

Придя в себя он воскликнул: «Тадж ад-дин, ты ли это?!»

Я сказал: «Да, я сын твой».

Воскликнув, он еще раз лишился сознания. Присутствующие в мечети были удивлены. В тот вечер он трижды терял сознание. В Стамбуле мы пребывали 2 года. Жили под покровительством Ахмеда эфенди. Затем с караваном прибыли в Хаджи-Тархан, там прожили один год. Затем с караваном пришли в Москву, прожили там 6 месяцев. Оттуда прибыли в город Макарья (Нижний Новгород), там жили 3 недели. Затем прибыли в Казань, прожили там 3 месяца. Оттуда выехали в Троицк, наняв за сорок рублей ямщиков. Когда мы выезжали из Казани, у отца заболела голова, и он сказал: «Сынок мой, не увижу, наверное, реку Ай (т. е. родные места). Когда я умру, не оставляй мою могилу в чужой стороне; поселись в этом месте и занимайся обучением и продолжай это дело, если даже станешь слепым. В год два раза посещай мою могилу. Если ты выполнить эти условия, то я буду доволен тобой. Если не выполнить, то я вовеки не буду доволен тобой. У меня есть и другие завещания: в сундуке ты найдешь мою тетрадь». Ал-кисса. Из Казани дорога наша лежала в уезд Мамадыш и когда мы достигли деревни Урта Сюнь, его настигла смерть в возрасте 65 лет в первую праздничную пятницу месяца Раджаб, мая 26 дня 1200 года хиджры, в год овцы. Души наши расстались с господином нашим, подобным Кыбле, родным нам, совершившим девять раз хадж в Мекку и Медину. Исполнив завещания покойного, я надеюсь на милость Хаджи при встрече в день обещанного Судного дня. Аминь.

Сказано: «Воистину мы от бога и к богу возвращаемся».

От муллы Ялсыгула-хаджи родился Тадж ад-дин, неимущий раб, пыль у ног благородных мужей.

84. Мулла Тадж ад-дин, будучи мударрисом, жил в деревне Кызыл-Чапчак («Красная кадка») на реке Зай. На склоне лет он жил в деревне Мелем («Верхний Налим») на реке Ирна. От Тадж ад-дина родились 4 сына и 3 дочери. Старший мой сын Бахау ад-дин жил в деревне Кунюрле указным имамом. Младший Джалал ад-дин, послужив при отце в деревне Мелем, был там же указным имамом. Третий — Шараф ад-дин. Он также жил в деревне Мелем. Четвертый — Исам ад-дин. Он также жил в деревне Мелем. Старшая дочь — Биби-Нафиса, младше ее — Азиза, младше ее — Биби-Джамиля.