Боги и люди

Суварский мир в мифах, сказках и легендах очень насыщен, содержателен и многообразен. Он имеет свой неповторимый колорит, оригинально объясняет происхождение и становление нашего мира. Называет своеобразными именами его богов, обитателей и природные явления.

Во времена расцвета древней суварской культуры существовал целый пантеон богов и божеств. Мир, по представлениям предков, подразделялся на три, в других вариантах на четыре части: уҫлӑх (вселенная), ҫулти тӗнче (верхний мир), ҫут тӗнче (наш мир) и леш тӗнче (иной мир). В свою очередь эти части миров сами еще расслаиваются на несколько ярусов. Каждая часть выполняла свою определенную миссию.

В нашем мире человек существует в физическом обличье. Развивается духовно, умственно, совершенствуется в различных навыках и способностях. Пройдя праведную жизнь, после смерти его душа попадает в верхний мир, где продолжает существовать в благодати и блаженстве. А грешники и злодеи попадают прямиком в иной мир — в ад.

Знакомясь с произведениями устно-поэтического творчества, в которых зафиксированы древние формы религиозно-философской мысли

народа мы узнаем, что мироздание и его становление имеют несколько вариантов. К примеру, с одной стороны, солнце является родителем людей, с другой — на поверхности земли солнце было даже беспомощным. Люди каждое утро помогали светилу оторваться от земли и подняться на небо. И тем более, вначале землю обогревали и освещали три солнца. Автор попытался из множества вариантов мифов и преданий выстроить единую картину возникновения и развития мира, суварского мира.

Всемогущие и всесильные в древности суварские боги к сегодняшнему дню утратили свою былую мощь и славу. Почему же это произошло и как это случилось? На этот вопрос нельзя ответить в одной небольшой статье. Необходимо шире осознать суть вопроса и глубину проблемы. Однако, несомненно, одним из основных факторов изменения направления культурного составляющего сувар является христианизация суварского народа. Сувары потихонечку, как и славяне в свое время, перестали почитать своих богов. Их место заняли христианские ценности. Получается парадокс: духам перестали поклоняться, и они утратили свою мощь. Значит, главнее не боги и божества, а человек! Об этом же говорят Олимпийские боги в голливудском фильме «Персей». Из разговоров самих небожителей мы узнаем, что свою мощь боги Олимпа имеют только благодаря поклонению людей. Без поклонения людей они превращаются в обыкновенных существ, возможно, в таких же людей.

Нам кажется, что ключом к разъяснению этого момента служит одна суварская притча. Как-то в не очень древние времена одна семейная пара уехала к далеким родственникам в гости. Дети-подростки уже сами могут управиться с домашним хозяйством, и родители вполне на них могут положиться. А дети-то рады: никто не будет мешать устроить молодежные посиделки и почувствовать себя взрослыми. Посидели они с друзьями, наигрались, потанцевали и попели. Что бы еще интересного сделать? А давайте, говорят, взрослые дела делать будем — жертвоприношение совершим. Сказано — сделано. Соблюдая процедуры, какие они знали, в доме же поклонились и почтили кашей самый обыкновенный чурбан, который использовался для хозяйственных нужд. После этого, где-то через год, в этой семье дети начали болеть чем-то неизвестным. Как бы ни лечили, что бы ни делали, — не помогает. Обратились к юмзям (гадалкам). Те говорят, что чурбан тот опять поклонения и подношения просит, вот поэтому и хворь насылает. С помощью юмзи сняли колдовскую силу, и всё наладилось. Это говорит о том, что человек, являясь образом и подобием своего создателя, имеет неизмеримо мощную и ни с чем не сравнимую энергию. Видимо, мы ею просто-напросто разучились пользоваться. Надо быть очень аккуратным и осторожным в обращении с ней.

Из вышесказанного следует вывод. Древние сувары, должно быть, коллективной энергией создали образы, которые помогали им в повседневной жизни. К примеру, посредством Аслати они в жаркие времена вызывали дождь, с помощью Пихамбара защищались от диких животных, благодаря образу Пӳлӗхҫӗ оберегали рожениц от неблагоприятного исхода и т.д.

Во времена глобализации и в век скоростей изменения очень быстро происходят. Молодое поколение, являясь пользователем сети Интернет, информирован о мировых медиа-презентациях больше, чем о суварской, русской культуре. Это происходит от того, что должным образом не уделяется внимание родной культуре.

Суварская мифология еще недостаточно хорошо изучена и требует глубокого анализа и осмысления. В данной книге предпринята попытка приоткрыть лишь частичку богатого традиционного наследия суварского народа. Необходимо знать культуру и историю своего народа. Это наши корни, и мы от них питаемся. Потеряв прошлое, впитывая только лишь чужеродное, иностранное, как сейчас происходит с молодежью, никто не может сказать, как это повлияет на наше подрастающее поколение и что из этого выйдет, к чему приведет. Поэтому необходимо изучать, сохранять традиции своего родного народа и приумножать их лучшими образцами, что есть в мире.