Из Википедии
Историки А. Б. Булатов и В. Д. Димитриев, обратившись к «Истории Агван Мойсея Каганкатваци», в своей статье, изданной в 1962 г., указали на существование прямых параллелей между религией и семейными отношениями сувар (савир) VII в. и чувашей позднего времени, также установив бытование аналогичных форм религии у булгар VIII—XIII вв. Всё это, по их мнению, служит одним из доказательств положения об определяющей роли булгаро-сувар в этногенезе чувашей, а также позволяет утвердительно говорить о формировании дохристианских верований марийцев и удмуртов под воздействием булгаро-суварской религии.
По результатам историко-культурологических исследований В. В. Николаева, Д. Ф. Мадурова, В. Н. Алмантая, А. А. Трофимова, Ю. Ю. Ювенальева, мощный пласт элементов культуры, связанный с культурой древних земледельцев Передней Азии, присутствующий, в отличие от соседних народов, только в культуре чувашей, может быть объяснён доминирующей ролью суваро-булгар в этногенезе чувашей.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/...

Паломничество сувар — 2016

На городище Сувар22 июня 2016 года общественное объединение "Сувары" Чувашской Республики совершило очередную ежегодную паломническую поездку по Золотому Кольцу Волжско-Камской Болгарии (Булгарии). Путешествие организовал оргкомитет во главе с координатором проектов Фонда историко-культурологических исследований (ФИКИ) имени К. В. Иванова Сарханом Семёновым.

Владимиру Алмантаю присвоено почётное звание Заслуженного работника культуры Чувашской Республики

23 июня сего года на Торжественной церемонии вручения благодарностей Президента Российской Федерации, государственных наград Чувашской Республики и Государственных премий Чувашской Республики за большой вклад в культурное развитие Чувашской Республики и особые заслуги в развитии суваро-булгаро-чувашской культуры заместителю директора фонда историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова краеведу-исследователю Владимиру Николаевичу Иванову (Алмантаю) было присвоено почётное звание Заслуженного работника культуры Чувашской Республики.

Кто они, булоцзи (buluoji) и цзе (jie) / цзи (ji) в китайские династические истории. Цзе (jie) и кидариты. Сообщают ли о "болгары" китайские источники, и какое значение болгарского этнонима?

Интересные и неполно изученые, являются китайские источники для народа с имя булоцзи (buloji) которое звучить очень близко с болгарского этнонима. В китайских источников, встречаются несколько варианта написание слово: “булоцзи” (buluoji) , “булоцзян” (buluojian) (букв. зн.: силные, решитльные “було”) и “бинчжоуху” (bingzhouhu) (букв.зн.: варвары из Бинчжоу).

Немного о наших предках: субарейцы, гунны, суваро-булгары

Битва суваро-булгар с монголо- татарамиРаспространение знаний о древней и героической истории нашего народа будет вдохновлять жителей на лучшую жизнь, вызывая больше желаний быть достойными потомками своих предков. История чувашей, чувашский язык, культура и традиции - наше национальное достояние, с ним связано благополучие и Чувашской Республики, и г. Чебоксары - как столицы. Суваро-чувашский язык - это язык основателей нашей Республики, для нас очень дорог, и его повседневное использование на уровне с русским сегодня становится признаком патриотизма. Все жители Чувашии, независимо от национальности, заинтересованы в сохранении чувашского языка и этноса, развитии экономики и промышленности нашей Республики. Это важно, чтобы не допустить оттока населения и инвестиций в другие более крупные города, как Москва, Казань, Нижний Новгород. Патриоты Чувашии уверены, что население республики будет приумножаться, в том числе и численность чувашского народа, и сохранится народ древних сувар на века. (патриот Чувашии Андрей Суварин)

Древние болгары – кто они? Новый взгляд на старый вопрос

В науку, и „западную” и „русскоязычную” прочно вошло утверждение, что древние болгары были какими-то прототюркскими племенами, которые пришли в Восточную Европу с гуннами Аттилы. Венгерские тюркологи (Томашек, Вамбери, Немет) и историки конца ХІХ и начала ХХ вв. прочно связали болгар, известных как „уногундуры“, с „оногурами / уногурами“ и конечно с гуннами. Они создали теорию о пратюркском протоболгарском языке, и его влиянии на древневенгерский, и сделали свое „открытие”, что этноним „болгар” происходил из тюрк. bulgamag – «сволочь», «куча», «смесь», «ублюдки», или «бунтовщики», «возмутители порядка», «отщепенцы», согл. Вамбери. Это мнение осталось как ведущее в науке и до нашего времени. Основоположник болгарской исторической науки, проф. В. Златарски, утвердил мнение Томашека как основное. Другие определяли название болгар из beš ogur – «пять огуров» (Б. Мункачи), или из тюрк. bulaq – «водный источник», как „речные люди”, „болотные люди” и т.д. Третье связали имя „болгар“ с монг. словом bulgan – «белка», «соболь», т.е. „охотники на соболей“ (Борис Симеонов), и с др. лингвистическими причудами.

Теонимы в чувашском и марийском языках

Солнце играло огромную роль в жизни у чувашей и марийцев. Существовали многочисленные обряды поклонения ему. Чуваши воспевали солнце как доброе начало, верили в его божественность, называли его «источником жизни и всяческих земных благ». Божество Хĕвел у чувашей часто обозначается термином Хĕвел Тура и соответствует марийскому Кече Юмо «Бог солнца».

У чувашей, как у древних тюрков понятие çĕр-шыв (д.-тюрк. жер-су, йер-сув «Родина») имело два значения: одно - как видимый мир в образе Родины, другое - как Великое божество. По представлению древних тюрков, Великое божество Йер-сув обитало в средней зоне Вселенной, и его представляли как полную красивую женщину.

Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии

Чемен (собственное имя Чувашина), по сказанию Чуваш, был житель деревни Юхмы в Буинском округе и почитался от народа Йомзой. При смерти, он завещал своим родственникам, чтобы они по кончине не хоронили его на общем кладбище, а положили в поле на особом месте им от него указанном; и что он будет у них Ирзамом. Родственники исполнили его завещание. Чуваши же, по суеверию своему, включа его по смерти в число злых богов, считают из всех самым злейшим, так, что, по мнению их, за малейшее неисправление жертвы, даже такой, которая тягостна небогатому человеку, он производит порчу и прочие неизлечимые болезни. Почему приносят они ему в жертву только одних больших животных; а замужние женщины по аршину холста, который они почитают непременным долгом напрясть и выткать в одни сутки. Ни одна невеста, живущая близ этой деревни, не смеет выйти замуж, не принеся Чемену жертвы, и даже, иногда случается, по извещению Йомзей, должна бывает заколоть вдруг и принести ему в жертву баранов до двенадцати. Чуваши, поссорясь между собой, ходят в кереметь Чемена, и принеся ему жертву, просят об отмщении своим неприятелям: они верят, что Чемен, услыша их мольбу, наносит последним нестерпимые болезни. Другие, напротив, стараются удовлетворить Чемена великими жертвами, чтобы не умереть от злых болезней, хотя бы и должны были разориться от тех жертв.

Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова на 6-м культурном форуме

Владислав Николаев демонстрирует свои работы на VI культурном форуме по вопросу государственной поддержки национальных меньшинствКак уже сообщалось, в Чебоксарах под эгидой Министерства культуры России прошёл 6-й Культурный форум по вопросам государственной поддержки национальных меньшинств. В его работе участвовали директор департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ Ольга Ярилова, глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев, министры культуры, их заместители, работники культуры Приволжского федерального округа.

VI культурный форум по вопросу государственной поддержки национальных меньшинств

Изделия, созданные Владиславом НиколаевымСегодня, 18 марта, в столице Чувашии состоялось торжественное открытие VI культурного форума по вопросу государственной поддержки национальных меньшинств.

Почему монголы тщательно стирали память о булгарах и суварах?

Мадуров Д. Ф. Почему монголы тщательно стирали память о булгарах и суварах?В 1223 1226 и 1232 году суварам и булгарам удалось разгромить четыре крупнейших монголо-татарских армии, При этом скончался от ран любимый старший сын Чингиз-хана - Джучи, погиб лучший его полководец Джэбе (Чормуган) и еще несколько других. Именно этим объясняется то, что после захвата их государства монголы тщательно стирали саму память об этих народах, это же стало причиной переименования суваро-булгар в чувашей.

Страницы

Subscribe to Сувары RSS