Из Википедии
Историки А. Б. Булатов и В. Д. Димитриев, обратившись к «Истории Агван Мойсея Каганкатваци», в своей статье, изданной в 1962 г., указали на существование прямых параллелей между религией и семейными отношениями сувар (савир) VII в. и чувашей позднего времени, также установив бытование аналогичных форм религии у булгар VIII—XIII вв. Всё это, по их мнению, служит одним из доказательств положения об определяющей роли булгаро-сувар в этногенезе чувашей, а также позволяет утвердительно говорить о формировании дохристианских верований марийцев и удмуртов под воздействием булгаро-суварской религии.
По результатам историко-культурологических исследований В. В. Николаева, Д. Ф. Мадурова, В. Н. Алмантая, А. А. Трофимова, Ю. Ю. Ювенальева, мощный пласт элементов культуры, связанный с культурой древних земледельцев Передней Азии, присутствующий, в отличие от соседних народов, только в культуре чувашей, может быть объяснён доминирующей ролью суваро-булгар в этногенезе чувашей.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/...

В Чебоксарах встретили Сурхури-Нартăван

В Чебоксарах встретили Сурхури-НартăванОбщественное объединение "Сувары" при Фонде историко-культурологических исследований имени К. В. Иванова встретило предновогоднюю неделю в традиционном национальном календаре в чебоксарском кафе "7 пятниц". Эта народная традиция называется Сурхури у верховых и средненизовых суваро-чувашей и Нартăван у низовых.

Эрбина Никитина: Леонид Таймасов: «Важно стать профессионалом, но еще важнее — быть Человеком»

Таймасов Леонид АлександровичВзять хотя бы историю Чебоксар. Официально за точку ее отсчета берется первое упоминание города в русской летописи — 1469 год. Но я сторонник тех, кто утверждает, что Чебоксары — более ранний город. В их числе — крупный археолог Ф. В. Каховский и патриарх чувашской истории В. Д. Димитриев. Я сам, будучи студентом, участвовал в археологических раскопках на территории старой части Чебоксар (где сейчас Залив), и мы обнаружили много любопытных вещей, которые датировались XIII-XV веками.
Упоминание города, в котором переночевали русские воины во время похода на Казань, означает, что город уже был — не воины же его основали! Археологические находки свидетельствуют, что город появился еще в XIII веке. На карте Фра-Мауро, напечатанной в 1459 году, указывается город Веде-Сувар. Для знающих чувашский язык понятно, что речь идет о Вăта Сувар (Средний Сувар) или в значении "вӗтӗ" — Малый Сувар. Город был, и основали его либо переселенцы из Сувара, подвергшегося разорению монголо-татарами, либо торговцы-сувары — как торговую факторию на Волге. Во всяком случае известно, что значительная часть болгаро-сувар переходила на правый берег Волги и основывала здесь свои поселения.

Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов

Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов [Текст] : публ. текста / Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина; [сост. Р.Н. Степанов, статьи Ермолаева И.П., Степанова Р.Н.]. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1978. — 240 с.Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов [Текст] : публ. текста / Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина; [сост. Р.Н. Степанов, статьи Ермолаева И.П., Степанова Р.Н.]. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1978. — 240 с.

История чувашского народа: савирская гипотеза

Салмин А. К. История чувашского народа: савирская гипотезаВ работе доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунтскамера) РАН А. К. Салмина на основе последних достижений этнонимики, истории, географии, этногеномики, антропологии, археологии, религии, языка и этнографии представлена савирская гипотеза происхождения чувашского народа.

Алано-древнеболгарское письмо

Живко Войников. Алано-древнеболгарское письмоИз сделанного анализа можно сказать что аланы и протоболгары пользовались общей письменностью, и вероятно говорили на общих восточноиранских диалектах (уточнение общих восточноиранских языках северной подгруппы на которых говорили сармато-аланы и юэчжи или кушаны, первоначально тохары, с которыми можно связать происхождение протоболгар). Эта письменность является прямым продолжением более древнего „скифского” письма (также сакского), но досовершенствованого в большей степени сирийским несторианским влиянием, как и отчасти есть влияние и среднеазиатских письменностей – парфянского, согдийского писма, совсем меньше - из „брахми”. Рунические надписи не имеют информативного значения для хронологии и более важных исторических событий. Они имеют только бытовой характер – показывают владельцев сосудов, купеческие сделки, или имеют ритуальное значение – написанные на сосудах, у них была магическая охранительная функция, но исползование продолжается и после христианизации.

«Исчезнувший» народ чуваши в этнологическом конструктивизме

После присоединения Поволжья к Русскому государству для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников правобережья Волги. Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г. некий Рахман Кулуй от имени абызов и старейшин Казанского уезда обратился к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев» (чиршы чирмыш), «горных чувашей» (тау чуващ), «иштек-башкир» (иштак башкурт ) в свое подданство. Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей.

Рафаэль Хакимов: «Почему монголов называли татарами?»

До сих пор спорят о том татары мы или булгары, хотя вначале надо спросить: а кто такие булгары? Окажется, что булгары — это не этноним, а политоним, относящийся к союзу различных племен с различным самоназванием: сувары, буртасы, барсилы, баранджары, огузы и т.д. Возникает вопрос: мы барсилы или буртасы? Вроде бы не огузы. На сувар претендуют чуваши. У барсил взяли в качестве герба их тамгу «белого барса». Пожалуй, и булгары оставили свой след, ведь они были доминирующим племенем, давшим свое имя государству, как варяжское племя русов дало имя русским, а дунайские болгары оставили свое имя ославянившейся Болгарии.

История чувашей. Древняя эпоха. Атлас

Николаев В. В. История чувашей. Древняя эпоха. Атлас. — Чебоксары: Фонд историко-культрурологических исследований им. К. В. Иванова, 2007. — 80 с.Настоящий атлас является извлечением из книг «Иллюстрированная история чувашей» или, точнее сказать, кратким упрощенным описанием истории древнего народа Северной Месопотамии сувар и его потомков. Основной составной частью атласа являются карты и др. иллюстрации.

Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей

Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей / авт. предисл. И. Д. Кузнецов. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1969. — 176 с.: рис.Настоящая монография историка-этнографа П. В. Денисова об этнокультурных параллелях дунайских болгар и чувашей является первым серьезным научным исследованием в этой области.

Пчеловод Анатолий Туптов: "Создать бренд "Суварский мёд""

16 ноября 2016 года в республиканской газете "Хыпар" опубликована проблемная статья Валентина Григорьева "Пыл туса илесси отрасль шайне хапăртар" (Поднять пчеловодство на уровень отрасли). Автор проанализировал состояние пчеловодства в Чувашии. Он сравнивает ценность мёда с золотом. Известно, насколько полезен этот продукт для здоровья людей. Не зря мёд употребляется во всём мире не только как деликатес, но и как ценное натуральное лечебное средство.

Страницы

Subscribe to Сувары RSS