Хавал

Летним вечером позвонил исследователь истории сувар из одноименного фонда Владимир Алмантай и пригласил поехать на следующий день в летний лагерь национальной интеллигенции. Я согласился. Рано утром мы выехали в Ядринский район Чувашии, расположенный на северо-западе республики. За окном мелькали живописные зеленые поля, перелески и деревни. Наконец, сворачиваем направо у дорожного указателя «Выселки». Еще поворот, и мы подъезжаем к нужному месту. Выходим вместе с попутчиками из другой легковушки на асфальтированной парковке. Слева через овражек с железным мостиком построена кирпичная башня.

За кустами смородины установлены три белых бюста местным купцам-предпринимателям дореволюционной эпохи братьям Таланцевым. Помнится, в газетах писали, что автором бюстов является известный чебоксарский скульптор Владимир Нагорнов.

Алпарух

Справа видны небольшой деревенский домик и какие-то люди. Идем туда. Нас встречает высокий стройный симпатичный молодой атлет. Как будто ожившая древнегреческая скульптура копьеносца Дорифора из учебника. Мужчина, кажется, недавно выкупался в пруду на опушке леса за домом. Он не успел переодеться и ходит еще в купальном костюме. Вспоминаю, что встречал его недавно на одном неформальном мероприятии освящения поясов чувашского боевого искусства в деревне Калайкасы в Моргаушском районе.

Знакомимся. Его зовут Александр Блинов, по-чувашски — Алпарух. Родился в 1969-м году в Красноармейском районе. Его родители родом из Яльчикского района. Отец инженер. Сам окончил Чувашский госпединститут. Переводчик с французского и итальянского языков. Преподает в частной школе. Здесь Алпарух руководит летним лагерем по изучению чувашского языка, истории и национальной культуры.

На стене дома прикреплены листки с цветными детскими рисунками воспитанников, приехавших сюда с родителями. Рядом — деревенская баня. На ней приколот листок с названием по-чувашски — «Мунча». Туда заходят на утренний туалет представители прекрасного пола. За баней разбит небольшой палаточный лагерь. Из них выходят молодые люди в фирменных желтых и синих футболках с надписью «Хавал» (сила, жизненная энергия, жизнеспособность и др. - чувашск.).

Спрашиваю у Алпаруха:»Как возникла идея об организации лагеря? Наверно, из патриотических побуждений?» — Татары давно организуют такие лагеря. И мы решили попробовать. В первый раз в прошлом году, в чебоксарском Заволжье, у санатория «Чувашия», тоже в палатках. Собрали 20-30 человек из разных мест через родственников, друзей, знакомых, Интернет. В этом году вот здесь. Договорились с фермером Леонидом Беловым, здесь его усадьба. Приехали желающие из Чебоксар, Моргаушского района и города Шумерли Чувашии, Москвы, Подмосковья, Волгограда, Нижневартовска Тюменской области, Татарии, Тольятти Самарской области, даже из-за границы — Португалии, Италии. (В основном — русскоязычные городские чуваши или люди, родившиеся в смешанных браках. Но есть и говорящие не только на русском, но и на чувашском — Т. А.). Мы здесь живем восьмой день. Завтра разъезжаемся.

Утренняя гимнастика

Рядом на свежей чистой траве собирается группа воспитанников в легкой спортивной одежде. Говорят, что сейчас они будут делать гимнастику Цигун . Босые гимнасты выстраиваются в круг. Я тоже любитель гимнастики — любой: китайской, восточной, всякой. Быстро снимаю сандалии и тоже встаю в круг. Упражнениями руководит худощавый гибкий молодой человек с бородкой, похожий на китайского ученого. Чем-то он похож на нашего знаменитого земляка из 19-го века Никиту Бичурина (Иакинфа) — выдающегося российского синолога (1777-1853). Выполняем различные медленные растяжки на группы мышц, дыхательные упражнения. Это тонизирует. Затем свои упражнения показывает спортивного вида симпатичная дама. В заключение каждый может предложить что-то своё.

Знакомимся с бородачом. Его зовут Сергей Шемякин. Он из Чебоксар. По професии программист. Спортсменку зовут Ирина. Она живет в Португалии.

Завтрак

8 часов. Время завтрака. Между домом и баней стоят большой стол и лавки по бокам. Сразу все за него не помещаются. Нас, приехавших гостей, сажают во вторую смену. На завтрак женщины подают гречневую кашу, хлеб, сыр, молоко, чай.

Учебное занятие

После завтрака на соседней площадке начинаются учебные занятия. Здесь стоят парты. На стене прикреплен текст с чувашским алфавитом. На столе — ноутбук, акустические колонки, книги, тетради. Рядом со мной на лавку усаживается настоящий молодой итальянец. Его зовут Масимо. У него широкая жизнерадостная улыбка. Он неплохо говорит по-русски. Приехал сюда с друзьями из Чебоксар. Среди слушателей и дети разных возрастов. Они приехали с родителями. Все ведут себя тихо и примерно. Никто не шумит и не озорничает. Собираются около 20-25 человек.

О суварах

В честь нашего приезда слово предоставляется Владимир Алмантаю. Он рассказывает о чебоксарском общественном объединении «Фонд «Сувар». Алмантай излагает свою трактовку происхождения нации. Исследователь считает, что мы не тюрки, а народ ирано-индского происхождения. Исследователь говорит, что наши предки — сувары. Поэтому называть нас чувашами не правильно.

- Каким Вы видите будущее нации?

- До 13-го века мы развивались свободно, как, например, немцы в Европе, японцы — в Азии и другие народы. Мы должны изучать и знать свою историю. Сохранить исторические знания и нацию. Пока у нас идет спад. У нас нет фундамента, красить крышу рано. Об этнонимах. Мы — сувары. Слово — великая сила. Как корабль назовешь, так он и поплывет.

- Почему в средствах массовой информации мало информации о национальных культурах? Может, надо включить ее в школьную программу?

- Это зависит от руководителей (страны, республик, министерства образования, администраций школ — Т.А.). Вместо это мы видим манипулирование. Печально видеть спаивание населения. Кстати, члены объединения «Фонд «Сувар» ведут здоровый трезвый образ жизни. Собрания и мероприятия проводим без спиртного. Мы пропагандируем здоровые национальные традиции, уважение к старшим, осуждаем сквернословие, заботимся о нравственном воспитании детей и молодежи. Мы возвращаем наши старинные имена. Во Всероссийской переписи населения 2010-го года мы назвали себя суварами.

В заключение Т. Алмантай подарил свои книги по истории сувар и национальные украшения из белого металла со знаком солнца. Приехавшие вместе с ним активисты, назвавшие себя Ар-сувар и Валем-хуҫа (по професии инженер-программист и предприниматель), продемонстрировали мужские белые национальные рубахи с красными узорами, специально сшитые по индивидуальному заказу.

Продолжение дискуссии

Выступивший следом журналист и историк Владимир Долгов не согласился с некоторыми утверждениями Т. Алмантая. Например, с тем, что «мы — не тюрки». Существует наука тюркология. Она утверждает, что чуваши, как и наши предки — сувары и болгары (булгары) — народы тюркоязычные. Выступающий призвал слушателей ознакомиться с трудами наших ведущих ученых историков — «Происхождение чувашского народа» Василия Каховского, «Чувашские исторические предания» Василия Димитриева, «Чуваши: этническая история и традиционная культура» Виталия Иванова, Василия Николаева и Василия Димитриева, исследованиями историка и этнографа Петра Денисова и других. Публицист призвал также просматривать публикации и дискуссии по этим темам, активно ведущихся в Интернете на различных сайтах, в частности www.mosentesh2.ucoz.ru, www.ilemle.ru Межрегионального российского портала «Элита Чувашии» и других. В. Долгов кратко информировал слушателей о недавнем паломническом путешествии Союза чувашской молодежи «Сувар» в Дагестан в начале июля 2011 года. В недельной поездке участововало около ста человек на двух автобусах.

Объявляется перерыв.... Нам пора возвращаться в Чебоксары. Знакомимся с парнем из Подмосковья, уроженцем Чувашии. На его груди висит карточка с именем Тиле. Другая слушательница — из Нижневартовска. Она говорит, что ее отец — чуваш из-под Сызрани, мать — русская из Самарской области. Она сожалеет о нашем отъезде: «Остались бы, здесь интересно».

Идем к парковке. Вдоль дорожки местные крестьяне убирают спелый урожай крупной черной смородины, посаженной рядами. Для них это реальный заработок. Нас провожает сын хозяина усадьбы фермера Леонида Белова — Михаил. Говорит, что они родом из соседнего Моргаушского района. Оказывается, и в Чувашии есть успешные фермеры. Отрадно, что они помогают национальной интеллигенции и сородичам, живущим в разных регионах России и за рубежом.

Тимер АКТАШ

Чебоксары июль-октябрь 2011 г.

Фото автора.

 

Источник: Блог «Сувар. Общество любителей истории»