Леонид Яблонский: «Нет «черных археологов», есть бандиты»

Леонид Теодорович ЯблонскийДоклад, который сделал на симпозиуме «Terra Scythica», организованном Институтом археологии и этнографии СО РАН, доктор исторических наук из Института археологии РАН (г. Москва) Леонид Теодорович Яблонский, затронул одну из самых острых проблем современного положения дел в сфере охраны археологических памятников. Исследования, результаты которых озвучивал ученый, проводились в Оренбургской области, в междуречье рек Урал и Илек. Там расположен комплекс из 29-ти курганов, 17 из которых были раскопаны в конце 20-го века (именно там учёные обнаружили всемирно известных «золотых оленей»). Однако полевые работы на этом памятнике были прерваны, и объекты стали подвергаться разграблению, причём, с применением землеройной техники. К счастью, в 2004-м году раскопки удалось возобновить, и, несмотря на последствия попыток вскрыть курганы с помощью экскаваторов, учёными были найдены различные предметы: детали вооружения, ювелирные изделия, амулеты, бытовые вещи. Значительную долю занимают находки из драгоценных металлов — золота и серебра. Трудно представить, что все эти поистине уникальные вещи могли бы не попасть в руки специалистов. Л. Т. Яблонский поделился своей точкой зрения на ситуацию, связанную с деятельностью «черных археологов».

- Часто говорят о «чёрных археологах». По моему мнению, этот термин вообще неправильный. Не бывает чёрных, голубых или розовых археологов — бывают археологи, а бывают бандиты. Впрочем, это по форме. Теперь по сути. По составу своему эти бандиты неоднородны. Я их сейчас классифицирую. Есть те, кто работает с металлодетекторами: они ходят по городищам или курганам, собирают металлические вещи и затем пытаются их продать. Наносится ли при этом вред? Безусловно. Даже если при этом ничего не раскапывается — можно ведь собирать артефакты, лежащие на поверхности. Например, я много лет работал на том месте, где был золотоордынский город Сарай, столица Золотой Орды. Там степь, и монеты той эпохи просто вымывало дождями, а люди ходили с детекторами и все это собирали. Казалось бы, монеты никому не принадлежат, но наверняка среди них есть неизвестные науке, и с нумизматической точки зрения они представляют огромную ценность. Там вполне могут находиться монеты с чеканами, о которых еще никто не знает, и если бы они попали в руки ученых, то золотоордынская нумизматика вышла бы на другой виток знаний.

Далее. Есть те, которые копают — нащупали, что под слоем земли сантиметров в 20—30 есть что-то железное, и начинают долбить. Это еще хуже — ведь они делают это вслепую и в погоне за ржавой железкой, которая, возможно, и не нужна вовсе, могут пробить какое-либо древнее сооружение, например, горн. Наконец, есть группы бандитов, которые копают курганы как вручную, так и с применением техники — это просто беда нынешней России. Если так дальше пойдет, то при существующей интенсивности грабежа через 10—15 лет в том же Краснодарском крае просто не будет древностей. Мы говорим о том, что не оставим нашим внукам нефти и газа — но мы не оставим им и археологических памятников! Я не говорю о том, что нечего будет копать — не на чем будет учить! В Московской области уже практически нет неграбленых курганов, а ведь я, когда был студентом, учился на объектах, расположенных именно там!

Вопрос, как всегда: что делать? Есть закон об охране памятников, не очень хороший, и все время идет речь о том, что его надо усовершенствовать, но он есть. Как и многие наши законы, он не исполняется, просто потому, что его нельзя исполнить. Вот представьте курганы в степи — их тысячи. Как их охранять? Невозможно поставить автоматчика на каждый. Всякий разумный человек понимает, что это не выход. Моя точка зрения заключается в том, что на курганы автоматчиков ставить не надо, табличку «Охраняется государством» тоже прибивать не нужно: она просуществует часа два-три. В этом отношении стоит вернуться к порядкам, которые были при советской власти: в каждом райисполкоме среди прочих специалистов сидел инспектор по охране археологических памятников. И сейчас было бы разумно применить эту практику. Такой человек не должен ходить с ружьем по всем курганам, но у него обязана быть карта охраняемых археологических объектов по своему району, ситуацию на которых он будет отслеживать с помощью как администрации и полиции, так и местных жителей. Подчеркиваю, не только в Министерстве культуры, но и у районных властей должна быть такая карта, и обязанность археологов — снабдить этой документацией. Словом, если мы не выведем проблему на уровень администраций на местах, разграбления археологических памятников так и будут продолжаться.

Екатерина Пустолякова

Источник: http://www.copah.info/articles...

 

Комментарии

Проблема охраны памятников суваро-булгарской, чувашской истории и культуры весьма актуальна. В настоящее время продолжается разграбление и разрушение мест проведения общественых молений (чÿк), киреметей и древних суваро-булгарских городищ как на территории Чувашской Республики (напр. Вăта Сувар (Чебоксары), Аял Сувар (Большетаябинское городище в Яльчикском районе ЧР) и др.), так и на территории Татарстана (напр. городища Сувар, Биляр), Ульяновской и др. областей.

"...у него обязана быть карта охраняемых археологических объектов по своему району, ситуацию на которых он будет отслеживать с помощью как администрации и полиции, так и местных жителей" — к сожалению такой карты, которая бы включала места проведения чÿк, киремети и др. объекты истории и культуры даже в Чувашской Республике нет, как нет в республике понимания самой проблемы разрушения и разграбления этих памятников. И чем же мы лучше талибов, уничтоживших бамианские статуи Будды в Афганистане и изуродовавшим лицо Джаханабадского Будды в Пакистане?

 

Тафаев Г. И. пишет: «В мае 2009 г. действующую Киреметь (высохший дуб у ручья) по приказу властей сожгли, а на обугленной земле искали монеты, которые с XVI века бросали к Киреметю Топая»

Форумы «чёрных» копателей, на которых обсуждают раскопки киреметей:

http://samara-clad.ru/forum/3-4915-1

www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=106152