Паломничество сувар — 2015

Паломники на киремени Валем-хуҫа 3 июля 2015 года3 июля 2015 года группа активистов чебоксарского общественного объединения «Фонд «Сувар» совершила новое паломничество на родину предков на территории нынешнего Татарстана. В поездке участвовали также представители сельской национальной интеллигенции из Урмарского и Чебоксарского районов Чувашской Республики.

Болгар

На этот раз выехать из Чебоксар решили накануне вечером, чтобы начать экскурсии на месте с утра. Таким образом, уже после восхода солнца паломники оказались в заволжском Болгаре. Сейчас сюда строится новое шоссе.

Утренний холод и ветер заставили женщин и детей накинуть пледы, предусмотрительно взятые на такой случай.

Экскурсия началась у памятной каменной стелы чебоксарского скульптора Дмитрия Мадурова, установленной им на высоком волжском берегу в 2000-м году. Отсюда открывается живописная панорама речных просторов с зелеными островами. Затем экскурсанты осмотрели архитектурные памятники второй половины 13-го и 14-го веков эпохи Золотой Орды, построенные на руинах первой столицы Волжско-Камской Болгарии 10—13 веков.

Сувар

В этом же Спасском районе находится городище Сувар — на месте бывшей столицы Суварского княжества. Сейчас тут рядом строится новая автодорога. На этот раз нашему большому автобусу «Setra» удалось заехать близко к месту экскурсии.

На городище частично скошена трава. Но по сторонам как всегда ещё много земляники. Правда, её нынешний сезон здесь уже почти закончен. Под ногами — черепки глиняной посуды, лежащие здесь со времён завоевания Волжской Болгарии ордой монгольского хана Батыя в 1236-м году.

Мы преодолеваем глубокий оборонительный ров, густо заросший травой, до сих пор производящий сильное впечатление. За рвом на живописной поляне с молодыми белоствольными березами и свежей зелёной листвой в 2013-м году фонд «Сувар» установил памятный гранитный камень. Рядом на ветках стройной берёзки повязываем новые разноцветные ленточки.

Памятная медаль в честь события, изготовленная заслуженным художником России, дважды Лауреатом Государственной премии ЧР Владиславом Николаевым, висит на прежнем месте.

— Смотрите, — говорю я, — на неё никто не покусился.

— Я же сказал, что кто это сделает, у него руки отсохнут! — отвечает автор медали.

Наши девушки-красавицы сплетают венки из полевых цветов. Распогодилось. Стало тепло. Мягко греет солнце. Тихое июльское утро в цветущей речной долине. Удивительное чувство умиротворения нисходит в этом священном для нас месте. Это отмечают и те, кто впервые приехал на нашу историческую родину.

— Здесь лежат наши предки! — замечает В. Николаев.

Наш мӑчавар (руководитель обрядов) Сархан совершает краткое символическое моление у двух памятных дубовых стел, установленных представителями национальной чебоксарской интеллигенции 20 лет назад. Мы поминаем предков и «угощаем» их души.

Возвращаемся по травянистому полю к автобусу.

Стал накрапывать дождь. Но вскоре он прекращается. Вода развезла бы грунтовую дорогу.

— Пирӗн Турӑ пире пулӑшать (Наш Бог нам помогает), — замечаю я.

— Турӑ та, мӑн асаттесем те пулӑшаҫҫӗ. (И Бог, и души предков помогают), — соглашается Сархан.

Заброшенное Наследие

Выезжаем мимо исчезающей русской деревеньки Татарский городок. Кажется, в ней осталось уже всего несколько дворов. В огороде видны двое мужчин. Справа на ржавом железном столбике сполз к земле такой же ржавый железный щит-указатель. На нём когда-то было написано, что здесь располагается городище Сувар…

Городища контрастов

Какой разительный контраст по сравнению с памятником истории, археологии, архитектуры, культуры — Болгаром. Стараниями экс-президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, возглавляющего Фонд «Возрождение», властей республики, Болгар занесён в перечень Памятников культурного наследия человечества ЮНЕСКО. К началу 21-го века здесь реконструировали Большой минарет Соборной мечети, летний Ханский дворец. Несколько лет назад построены новые каменные дворцы — Ак Мечеть, Музей Корана с золотым куполом, въездные сторожевые башни. Идут реставрационные работы, раскопки, благоустраивается территория. Из Музея-заповедника переселяются в прилегающий современный город Болгар жители бывшего села Болгары, основанного в 18-м веке.

А Сувар? Почему бы Главе и правительству Чувашии, администрации Чувашского государственного института гуманитарных наук, его учёным-историкам не вступить в переговоры с Президентом Республики Татарстан, правительством РТ, Академией наук РТ? Совместно обсудить вопросы охраны и сохранения городища Сувар. Изготовить и установить новый информационный щит взамен ржавого, наконец!

— Может, Фонд «Сувар» возьмёт на себя изготовление нового указателя за счёт спонсоров? — задаю я риторический вопрос директору фонда Владимиру Алмантаю. — Давайте это обсудим.

«Сердце Сувара»

В 2013 году Фонд «Сувар» с разрешения администрации Болгарского музея-заповедника установил у городища Сувар памятный камень. Вместе с нами тогда в мероприятии участвовала заведующая Археологическим музеем Сувара, расположенным в соседнем селе Кузнечиха (филиал Болгарского музея-заповедника), Нинель Садриева. Она назвала наш памятный камень «Сердце Сувара». Наверно, ещё потому, что валун, напоминает своей формой человеческое сердце. На мой взгляд, это сравнение символическое, а не случайное.

Нинель Масгутовна тогда провела интересную экскурсию по музею, расположенному в кирпичном здании, построенном до революции 1917 года. Кажется, это была прежде купеческая лавка. Энтузиаст, посвятившая созданию музея много сил и лет, сетовала тогда на недостаток средств на мебель, нормальное отопление, охрану…

По нашему «Золотому кольцу»

Между тем, нас уже ждёт в селе Билярск Алексеевского района наш товарищ, местный краевед-активист, член руководства Чувашского культурного центра района, Александр Гайнуллин. Он спрашивает по телефону: «Что вы хотите заказать на завтрак в кафе?» Мы заказываем ланч.

Прямой асфальтовой дороги на Билярск от Кузнечихи, кажется, до сих пор нет. Приходится делать солидный крюк по шоссе. Едем через райцентр Базарные Матаки. Указателей на Билярск не видно. Но выручает прежний опыт. Путешественнику, не бывавшему здесь прежде, можно заблудиться. И электронный навигатор тут ошибается. Водители из Чувашии здесь тоже путаются.

Едем мимо угасающих русских сёл с разрушенными в годы Советской власти церквями.

Ланч в Билярске

Наконец, около 11 часов доезжаем до села Билярск в Нижнем Закамье. У кафе «Берёзка» нас уже ждёт А. Гайнуллин. Он организовал нам второй завтрак, который в России зовётся обедом. Правда, в пути нам пришлось обойтись без первого завтрака. Запасливые перекусывали сухим пайком во время движения.

Кафе хорошее. Чтобы помыть руки, есть даже горячая вода и жидкое мыло! И канализация! Чистые туалетные кабины и сантехника с положенными предметами обихода. Ай да Билярск! Не зря он был раньше до 1960-х годов райцентром. А до 1236 года — второй столицей Волжско-Камской Болгарии.

Нас всего 31 человек с водителем. Нас обслуживают официантки — местные соплеменницы. Мы общаемся с ними на родном языке! Наши экскурсанты-новички из Чебоксар явно приятно удивлены. Они не ожидали такого сервиса. И обед оказался на высоте. Нас кормили качественными, в том числе, диетическими, блюдами.

В урочище Валем-хуҫа

После ланча едем в священное лесное урочище, называемое местными сородичами Валем-хуҫа, на берегу речки Малый Черемшан (Кӗҫӗн Сарӑмсан). По- русски это место называется Святой ключ. Здесь нам уже приготовили овцу для шӳрпе.

Омовение

Наши почти «моржи» привезли с собой вёдра для обливания водой святого ключа, бьющего у подножия крутого лесного холма. Водные процедуры полезны для организма, считает ректор Института усовершенствования врачей Минздрава ЧР доктор медицинских наук Людмила Герасимова. Она также приехала сюда в числе экскурсантов.

Несколько наших мужчин занялись завезённой для нас овцой. Наш мӑчавар совершил краткий обряд чӳк. Для подготовки свежей баранины в 1997 году при благоустройстве природного заповедника предприятиями «Татнефть» и «Альметьевскнефть» здесь была оборудована специальная площадка.

Новые изменения

Осмотр прилегающей территории показал, что тут произошли изменения. На краю площадки появился аккуратный симпатичный домик — судя по табличке — благоустроенный туалет со смотрительницей, с мужской и женской половиной. За ним, еще одна новинка — прямоугольный пруд. Очевидно, для приёма и отстоя стока ключа. Расчищены прилегающие густые заросли. За ними видны новые белые летние домики. Здесь размещается летний лагерь для одарённых школьников и студентов «Сэлэт».

Интерлагерь

— Как переводится название лагеря на русский язык? — спросил я у татарских девушек, приехавших из города Чистополя.

— Способность, — отвечали девушки. — Например, у кого-то такие-то способности.

Ещё одна новость. В заповедник со стороны лагеря заходят чернокожие парни. Один из них — крепкий культурист с накаченными бицепсами.

— Здравствуйте, ребята. Вы, наверно, студенты?

— Да, из Казанского федерального университета.

— Откуда вы?

Парни отвечали, что они из нескольких африканских стран, перечислив их.

— Католики?

— Да. Есть протестанты.

— Как в Казани условия жизни? Нет проблем со скинхедами?

— Немного есть. Но ничего, такое бывает…

— Но, наверно, не так, как в Москве или Петербурге? Поменьше?

— Так.

Ещё два других студента не были африканцами. Один из Узбекистана. Другой — из Грузии, этнический грузин.

— Вы живёте в лагере?

— Да, мы его строим.

— Студенческий строительный отряд?

— Да.

— У нас в Чувашском госуниверситете тоже учатся студенты из Африки и Азии. В основном на Медицинском факультете. Это в городе Чебоксары. Недалеко от Казани. Правда, наш город меньше, чем Казань. Около 500 тысяч жителей. Знаете, слышали о Чебоксарах?

— Да, знаем.

— Спасибо за беседу.

Как видим, глобализация пришла и в Билярск. Биляр, кстати, в 12—13-х веках тоже был одной из крупных международных столиц…

На святилище

Пока на открытом очаге в котле варится шӳрпе с бараниной под присмотром нашего повара, наша группа поднимается по крутой железной лестнице на святилище. Вдоль неё на деревьях завязаны ленточки. Кажется, подъём занимает сотни метров. Здесь всегда есть паломники. Одна-две железные ступеньки уже требуют ремонта. Ведь лестница эксплуатируется уже 18 лет, с 1997-го года. Спасибо «Татнефти» и «Альметьевскнефти»!

Вот и наше святилище. Здесь всё в порядке. Две дубовые стелы «Юпа» рядом с обугленными корнями прежнего священного дуба, помеченного молнией нашего Бога —Турӑ. Указанные предприятия-спонсоры установили здесь удобные широкие скамьи. Спасибо им!

Совершаем традиционное краткое моление под руководством мӑчавара. К подножию стел кладём угощение предкам и монеты. Повязываем поминальные ленточки на деревья.

Поднимаемся на верхнюю опушку по двум железным мостикам через оборонительные рвы вокруг сторожевой «Девичьей башни» и памятного знака на татарском и русском языках. Отдав дань уважения памятным камням «Альметьевскнефти», возвращаемся к святилищу. Здесь продолжается общение наших паломников с духами предков. Тут, как и в Суваре, для нас — особая душевная аура.

Мимо проходят наверх две семьи приезжих паломников. Они с интересом наблюдают за нашими паломниками. Видно, что другим интересно — что же происходит на святилище.

Знакомлюсь. Это татары, приехавшие сюда из Башкирии. Как известно, их там живёт много. Объясняю им суть происходящего. Они слушают с интересом. Ведь об обычаях соседних народов в школах и клубах, к сожалению, почти не рассказывают. Как жаль, что мы совершенно недостаточно знаем о жизни друг друга! Вот где непаханая целина для народного просвещения!

Спрашиваю про ленточки. Оказывается, что мусульмане тоже их завязывают.

— Вроде, ислам не предписывает такого обычая?

— Все просят и хотят получить добро и здоровье…

И то, правда. Отрадно, что в Поволжье, на берегах Камы, Вятки и Белой веками царят взаимопонимание, мир, сотрудничество, толерантность народов и цивилизаций! Иного не дано!

Асамлӑ шӳрпе

Спускаемся на нижнюю площадку к роднику. Сюда приезжают за святой ключевой водой со всей округи. На нижних ступенях лестницы моя соседка по автобусу — мать семейства с внуком, по профессии продавец, Алевтина, родом из Шемуршинского района Чувашии, замечает: «Чувствуете аромат шӳрпе?» К сожалению, видно, ветерок отогнал от меня этот аромат. Но ничего, авось вблизи почувствую.

Повара сообщают, что около часу суп уже кипит. Но надо бы ещё поварить полчаса, чтобы шӳрпе хорошо поспело. Кто-то из мужчин говорил, что кроме мяса туда класть ничего не надо. Но наши опытные и мудрые женщины всё-таки запустили туда немного заправки — очищенные картофелины и крупу. Может, ещё — лук.

И вот наступил торжественный момент. Мужчины приносят на середину обеденной площадки котёл с горячим шӳрпе. От него идёт аппетитный пар. Под круглым восточным навесом по периметру круга — круглый стол. На нём уже стоит настоящий большой медный горячий самовар, из которого тоже идёт пар. Над ним до того колдовал наш художник-медальер и ювелир В. Николаев.

— Ты, я вижу, имеешь опыт, — замечаю я. Мне завидно, ведь это священное действо я наблюдал только в детстве, до того, как наша семья переехала из Аксубаевского района Татарской АССР в Чебоксары. (Правда, потом мы приезжали на летние национальные праздники Ҫимӗк (на Троицу) во время школьных каникул.) В самоваре заварен ароматный свежий фиточай из целебного растения, который собирали во время экскурсии наши чебоксарские «амазонки».

— Так у меня — коллекция самоваров! — отвечает Владислав с довольным видом. Он традиционно старается приезжать сюда с семьей.

Наваристое шурпе с крупными кусками баранины бережно разливается по тарелкам. Его вкус оказывается сказочным! Воистину — Асамлӑ шӳрпе!

30 человек за круглым столом в волшебном лесу у святого ключа вкушают Божий дар! Да…, те чебоксарцы, кто хотели поехать, но не смогли по разным причинам, многое потеряли! Но ничего, зато нам больше досталось! И ради таких светлых моментов тоже — стоит путешествовать!

Добавлю — на столе были ещё зелень, овощи, хлеб «Бородинский» и белый. Да уж, так хорошо мы ещё, кажется, не путешествовали! Оказывается, Жизнь прекрасна и удивительна!

На этом наше пребывание в урочище закончилось. День заканчивался. А нам ещё ехать до дома километров около 500. Мы залили в бутыли вкуснейшую ключевую воду и отправились в обратный путь. Где-то ближе к Казани пришлось около получаса постоять в пробке из-за ремонта дороги. В Чебоксары вернулись около полуночи.

Оргкомитет Фонда «Сувар» благодарит директора ООО «Пегас-авто» Дмитрия Иванова за спонсорскую помощь и материальную поддержку путешествия по историческим местам.

Тимер АКТАШ.
Чебоксары — Болгар — Сувар — Биляр — Чебоксары
5 июля 2015

Фотоальбом