По Березовому тракту

Знаешь ли ты свой край?
Знаем ли мы свой край,
речки и овраги, по которым в детстве бегали босиком,
название озера, на которое ходили рыбачить?
Наверное, нет.

 

Недавно ветеран труда А. В. Валентинов из села Красноармейского принес в редакцию районной газеты большую статью об «Арестантской дороге» (Березовом тракте). Начиная с этого номера, будем знакомить читателя с ней.

Какое только название не получила эта дорога в народе: Екатерининский тракт, Березовый тракт, Арестантский тракт, Почтовый тракт, Кандальная дорога, Большой (Великий) Сибирский тракт… И в каждом названии кроется истина.

В 1733 г., в разгар периода развития Российского государства, Сенат издал указ об организации на основе имевшейся уже дороги Большого Сибирского тракта. Согласно указу тракт должен был, начавшись в Санкт-Петербурге, протянуться мимо Москвы, Мурома, Казани, Перми, Екатеринбурга, Тюмени, Тобольска, Иркутска. Этот шаг был вызван в первую очередь «продвижением» Русского государства на Восток, с присоединением Перми (1472 г.), Вятки (1489 г.), Казани (1552 г.), с дальнейшей колонизацией великих земель Сибири.

Следующий этап строительства тракта начался с указа Екатерины II от 7 ноября 1775 г. об учреждении в России губерний.

Обустройство Сибирского тракта было завершено в первой половине XIX в. Так называемый Арестантский тракт был полностью перестроен и стал намного длиннее прежнего, он проходил мимо Омска, Томска, Красноярска и Иркутска, пролег через земли Монголии, протянулся почти до Пекина.

Первоначально тракт представлял собой дорогу с поставленными по краю в большом количестве верстовыми столбами, проходившую через реки и леса, переправы и мосты (Сибирский тракт. Историческая справка). Позже по распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены два ряда берез. Расстояние между деревьями составляло 4 аршина (1 аршин равен 0,711 м), то есть 2,84 м. Белые березы не давали путнику заблудиться в метель и в снегопад, предохраняли дорогу от снежных заносов. Известно, что в процессе роста березы забирают очень много влаги, поэтому дорога была всегда сухая, пыльная. На всей протяженности для Большого Сибирского тракта была выделена территория шириной 30 саженей (1 сажень равна 2,134 м), 10 из них отводилось непосредственно на дорогу, по 5 саженей — на сточные канавы. Каждое крестьянское хозяйство из близлежащих деревень должно было высадить вдоль дороги 30–50 берез. За состоянием дороги приходилось следить общине.

Согласно указу Александра I, подписанному в 1817 г., на почтовых станциях вдоль тракта были устроены специальные пункты для ночевок арестантов и войсковых команд. Расстояние между почтовыми станциями и, соответственно, между специальными пунктами составляло от 20 до 30 верст. На почтовых станциях царили чистота и порядок, на них содержалось как минимум по 10–16 лошадей, на некоторых и больше. Была определена и скорость передвижения почтовых экипажей. Летом и зимой она должна была равняться 10 верстам в час, осенью и весной — 8. При нарушении указанного регламента проверяющий отмечал это в специальной книге. Проезжающие имели возможность покупать на каждой станции молоко, яйца, хлеб, приготовленное мясо, могли пользоваться самоваром.

Участок Большого Сибирского тракта Москва — Муром — Казань проходил вблизи селений Дворики, Кюль-Сирма, Чадукасы, Ванюшкасы (ныне они входят в Красноармейский район), Богатырево, Староселка (ныне в составе Цивильского района). Около Чадукасов дорога делилась на две ветки (Чадукасы — Унгасемы; Чадукасы — Таныши — Ванюшкасы), соединявшиеся около Богатырева.

Часть Большого Сибирского тракта сохранилась на территории нашего района до 60-х гг. ХХ в. Мы, дети Чадукасов, родившиеся во время войны и в послевоенные годы, под березами вдоль этого тракта пасли коров, бегали по канавам рядом с ним. Тогда между Чадукасами и Танышами на границе земель хозяйств «Герой» и «Богатырь» (Цивильский район) имелись два кургана высотой 2,5 м, диаметром 6–8 м. В то время дорога еще использовалась: по ней ввозили сырье на Унгасемский крахмальный завод и вывозили из него готовую продукцию.

А. ВАЛЕНТИНОВ.

Ял пурнӑҫӗ. — 2012 ҫ. — Ҫу, 22 (43 (9251) №).

(Продолжение. Начало в № 43/9251)

В 60-е гг. прошлого века Центральным Комитетом партии и Советом Министров СССР было принято специальное постановление. В нем было предложено ввести в оборот все неиспользуемые земли. В то время земли Большого Сибирского тракта на территории нашего района были полностью распаханы. Их засеяли сельскохозяйственными культурами, постепенно исчезли курганы. На сегодняшний день на территории бывших во владении хозяйств «Герой» и «Большевик» земель недалеко от кладбища деревни Вурманкасы сохранился участок этого тракта длиной 150–200 м. На мой взгляд, этот участок надо сохранить и обновить, так как он представляет собой историческую ценность. Такая работа дала бы возможность подрастающим поколениям прикоснуться к прошлому.

Известно, что по Большому Сибирскому тракту прошли тысячи арестантов, различные войска, повстанческая армия Е. Пугачева, проезжали император Александр I, великий русский поэт А. С. Пушкин (его встреча с жителями Кугеева Мариинско-Посадского района) и другие.

Эта дорога существовала задолго до постройки Большого Сибирского тракта. В Средние века она соединяла Волжскую Булгарию с Муромом, Суздалем, Владимиром, Москвой. Волжская Булгария возникла в 922 г. и просуществовала до ее разгрома татаро-монголами в 1236 г. (Р. Г. Фахрутдинов, Г. И. Тафаев, Н. М. Карамзин). Впервые булгары появились в Поволжье в VIII в., тогда они представляли собой отдельные разрозненные группы племен. С течением времени булгары расселились на обширной территории, включающей земли современных республик Татарстан, Башкортостан, Чувашии, а также части нынешних Удмуртской Республики, Марий Эл, Саратовской и Ульяновской областей. Западная граница государства пролегала по реке Суре (В. Димитриев. Чуваши. Этническая история).

В Х в. хан (правитель) Волжской Булгарии обратился в Багдад за военной помощью для противостояния хазарам (чьи правители придерживались иудаизма), пригласил из Багдада послов и заявил, что государство официально перешло в ислам, после чего правитель Волжской Булгарии принял титул эмира. Но сувары — предки нынешних чувашей — ислам не приняли. После распада Хазарского каганата в 960-е гг. Волжская Булгария получила независимость. На рубеже 10–11 вв. для защиты земель и развития торговли в государстве были основаны военно-административные пункты. Сувар, не принявших ислам, вытеснили на окраины страны. В XI в. Волжская Булгария процветала: появились новые города и деревни, на высокий уровень поднялось сельское хозяйство, сооружались многочисленные здания, обустраивались дороги… Наиболее важной была дорога Биляр — Казань — Муром, пролегавшая через Чувашский край. На ее основе в XVIII в. был устроен Большой Сибирский тракт, эксплуатировавшийся в свое время в полной мере.

В начале XI в. Волжская Булгария была вовлечена в ряд военных действий с северо-восточной Русью (Н. М. Карамзин. История Государства Российского). Вот какую информацию предоставляют историки:

в 1088 г. Волжская Булгария ненадолго захватила Муром;

в 1107 г. был осажден и взят г. Суздаль;

в 1120 г. Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию;

в 1164 г. Андрей Боголюбский вместе с муромским князем напал на Волжскую Булгарию;

в 1184 г. на Волжскую Булгарию напал Всеволод Большое Гнездо;

в 1217–1219 гг. Волжская Булгария захватила Унжу и Устюг;

в 1221 г. в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было заключено мирное соглашение на 12 лет.

Но это перемирие продлилось недолго: в 1229 г. на реке Яик (Урал) татаро-монгольские войска под предводительством хана Батыя разгромили войска Волжской Булгарии (Н. М. Карамзин. История Государства Российского). В 1236–1239 гг. татаро-монголы захватили государство полностью. Несмотря на то, что после двух восстаний подряд территория Волжской Булгарии в 1240 г. вошла в состав Золотой Орды, волнения в крае продолжались еще долго, особенно на Горной стороне (территория нынешней Чувашии и Горномарийского района Республики Марий Эл).

Часть татаро-монгольского войска в поход на Московское княжество в сторону современного Нижнего Новгорода отправилась по старой дороге Казань — Муром. Наш земляк краевед Ю. А. Львов нашел в окрестностях Чадукасов монету именно татаро-монгольского периода.

Покорив большинство русских княжеств, татары-монголы не стремились сохранить эти земли за собой в полной мере. Начиная с 1370 г., все их силы были направлены на сбор налога (ясака). Русские войска вновь начали совершать военные походы на земли Волжской Булгарии. Такие походы были в 1376, 1379, 1391, 1396, 1409 гг. (Н. М. Карамзин. История Государства Российского).

А. ВАЛЕНТИНОВ.

Ял пурнӑҫӗ. — 2012 ҫ. — Ҫу, 25 (44 (9252) №).

(Окончание. Начало в № 43/9251, 43/9253)

Частые войны ослабили Золотую Орду, она начала распадаться на мелкие государства и княжества. Так, Улу-Мухаммед основал Казанское ханство, предпринявшее против Русского государства настоящие войны. До разгрома Казанского ханства и завоевания Иваном IV в 1552 г. Казани военные действия совершались регулярно: раз в каждые 5—8 лет. Войска, в том числе конные, шли все по той же старой дороге. Жители деревень, расположенных поблизости, должны были обеспечивать воинов питанием; следовательно, приходилось расширять угодья под посевы, чтобы получить больший урожай, содержать дополнительное поголовье скота. Кроме того, приходилось следить за состоянием Большого тракта, ситуацией вокруг которого правители Волжской Булгарии интересовались постоянно. Для защиты границ и для укрепления боеспособности войск при военно-административных пунктах содержались отряды из 100–150 человек.

Судя по историческим источникам, на территории деревни Чадукасы был сформирован отряд под предводительством князя Бибарса. Из документов следует, что Чадукасы возникли во времена, когда Волжская Булгария стала мусульманским государством. Несколько семей племени сувар, не принявших ислам, после долгих скитаний около 1114 г. обосновались на окраине страны — на развилке Большой дороги (дорога Волжская Булгария — Муром). Так началась история Чадукасов. Название деревни возникло от слов «чатак» (место слиния двух дорог) и «кас» (деревня, улица) (В. В. Радлов. Словарь древнетюркских слов). Позже местное население переиначило его, превратив в «Чадок», «Чадук». И нынче на вопрос «Куда идешь?» следует ответ «В Чадок» или «В Чадук».

Отряд князя Бибарса из 60—80 человек обосновался в окрестностях Чадукасов в начале XIII века. В действительности же род князей Бибарсов в Волжской Булгарии существовал очень долго — со времени формирования этого государства до исчезновения Казанского ханства. Вот как сказано в книге «Зафар наме вилайет Казань», вышедшей в свет в XV в.: «Бибарс — бек города, хаким Булгарского вийалета, зеница ока султанов, жемчужина раковины величия и могущества, отпиратель дверей сокровищниц ханских, принадлежащих к роду эмиров». Историк-этнограф, профессор В. Димитриев пишет: «В ноябре 1551 г. хан Шах-Али раскрыл заговор Бибарса князя, Кадыша богатыря, Карамыш улана и других, задумавших отстранить его от престола и пригласить хана с Ногайской стороны. Все они были казнены. Имя Бибарс означает — князь, сильный как барс: би — князь, повелитель, господин, барс — символ государства Волжской Булгарии».

Впоследствии слово «Бибарс» появилось в названии деревни: «Бибарсово-Чадукасы». Таковым оно было до 1918 г. (Государственный исторический архив Чувашской Республики). После революции 1917 г. слово «Бибарс» из названия деревни исчезло: посчитали, что оно «напоминает старый режим». Деревня стала называться «Чадукасы».

В Средние века деревня Бибарсово-Чадыкасы расширилась. Возникла необходимость обеспечить войска, проходившие по Большому тракту, питанием, для чего вводились в севооборот пустовавшие ранее земли, увеличивалось поголовье скота. В это же время несколько семей из Бибарсово-Чадукасов переселилось к реке. Там же обосновался помощник предводителя отряда воинов. Деревню назвали Эткенево-Полайкасы. Произошло это в период существования Казанского ханства, примерно в 1416 г. Название деревни состояло из слов «эткен» (большой палец, помощник) и «полай» (защита от ветра). Раньше на холме около деревни Бибарсово-Чадукасы были леса, защищавшие ее от северо-восточных ветров. Полное название деревни сохранялось до 1918 г. (Государственный исторический архив Чувашской Республики).

В 1600—1650 гг. жители Бибарсова-Чадукасов стали основателями еще двух селений. Одно из них Шинарпоси (так называется с 1918 г.), второе — Бибарсово околодок Шинеры, с 1918 г. Шинары (Государственный исторический архив Чувашской Республики).

Все названные населенные пункты, в том числе и Бибарсово-Чадукасы, получили хорошее развитие благодаря Большому Сибирскому тракту. В 1834—1850 гг. деревня Бибарсово-Чадукасы была волостным центром. Позже она вошла в состав Чубаевской волости Цивильского района. После 1918 г. перестала упоминаться первая часть названия (Бибарсово). Ныне эта деревня является центром Чадукасинского сельского поселения. За время своего существования деревня пережила всякое. С учетом всего этого и в связи с 900-летием со дня основания хорошо бы вернуть деревне первоначальное название — Бибарсово-Чадукасы. Надеюсь, что, если мы все будем едины в своих помыслах и мечтах, это воплотится в жизнь.

А. ВАЛЕНТИНОВ.

Ял пурнӑҫӗ. — 2012 ҫ. — Ҫу, 29 (45 (9253) №).

Перевод на русский язык сделан
сотрудником Чувашского государственного
института гуманитарных наук А. Долговой.