Вопросы и ответы

Присылайте свои вопросы,
связанные с историей и культурой суваро-булгар,
на e-mail almantay@gmail.com и мы постараемся найти на них ответы

(если есть уточнения и замечания по ответам — пишите на e-mail, либо регистрируйтесь на сайте и комментируйте)


 

Этногенез

Кто потомки булгар времён Кубрата и сувар времён Алп-Илитвера?

Ответ:

Сувары (суварсем, suvar). Язык — пратюркский / суварский (булгарский) (bulgar [bʌl'gɛər]). Культура суваро-булгарская. Сайты: Сувары.рф

Булгары (пулкарсем, пулхарсем, пăлхарсем, bulgar [bʌl'gɛər]).

  1. Булгары (bulgar [bʌl'gɛər]). Язык — пратюркский / булгарский (суварский) (bulgar [bʌl'gɛər]). Сайты: .?.
  2. Частично болгары (bulgarian [bʌl'gɛərɪən]). Язык — южнославянский (совр. болгарский (bulgarian [bʌl'gɛərɪən])). Культура южнославянско-христианская. Сайты: protobulgarians.com , www.voininatangra.org
  3. Частично карачаевцы (karachay [ˌkarə'ʧaɪ]) и балкарцы (balkar). Язык — тюркский / половецко-кыпчакский / кумыкско-карачаево-балкарская подгруппа (совр. карачаево-балкарский). Культура арабо-мусульманская. Сайты: karachays.com
  4. Частично кумыки (kumyk). Язык — тюркский / половецко-кыпчакский / кумыкско-карачаево-балкарская подгруппа (совр. кумыкский). Культура арабо-мусульманская. Сайты: kumukia.ru
  5. Частично башкиры (bashkir [bɑːʃ'kɪə(r)]). Язык — тюркский / поволжско-кыпчакский (совр. башкирский). Культура арабо-мусульманская. Сайты: bashkorttar.ru
  6. Частично казанские татары (kazan tatar [kə'zæn 'tɑːtə]) — потомки отатарившихся чуваш (см. чуваши-мусульмане) и татары-булгаристы. Язык — тюркский / поволжско-кыпчакский (совр. татарский). Культура арабо-мусульманская. Сайты: bulgar-portal.ru , bulgars.ru , bulgarizdat.ru
  7. Частично кряше́ны (православные татары). Язык — тюркский / поволжско-кыпчакский (совр. татарский). Культура русско-христианская. Сайты: vk.com/pravoslavenbulgar , missiakryashen.ru

Чуваши (чăвашсем, chuvash ['ʧuvæʃ]). Языки — пратюркский чувашский (суварский, булгарский). Культура чувашская, русско-христианская. Сайты: Chuvash.org

 

Почему было выбрано именно название «сувар»?

Среди множества имён, зафиксированных в исторических источниках и преданиях, — савир, савар, сабир, сувар, сăвар, савыр, сабар, субар, суар, сибир, сипир, суваз и др. — нужно было выбрать одно, которое бы расшифровывалось на родном языке и имело единое написание в большинстве языков мира. К тому же появление редуцированных гласных (ă, ĕ) в суваро-булгарском (чувашском) языке, по мнению О. А. Мудрака и В. В. Напольских, произошло не так давно и не восходит даже к волжско-булгарскому времени. Поэтому выбор пал на слово «сувар».

В суваро-булгарском языке ар — мужчина. Касательно вариантов на -ир, то в башкирском и татарском языках ир — мужчина. Для сравнения, в древнетюркском словаре: ER I 1. муж, мужчина.

Этноним «сувар» в исторических источниках упоминается по-разному — сабар (сапар), сабир (сепир), савир (сав ир), савар (сăвар), субар (супар), суар (сум ар), суваз (суас).

Алмантай (Иванов) В. Н. Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений. — Чебоксары, 2012. — С. 9.

...реальной является только ротацированная форма сувар, восходящая к более ранней форме сабир, о чём свидетельствуют все исторические источники (за исключением Ибн Фадлана), ср.: Птолемей (II в.) — савар; Приск Паннийский (V в.) — сабир; Захария Ритор (V в.) — сабир; Прокопий Кесарийский (VI в.) — сабир; Мовсес Хоренаци (VI в.) — савир; Менандр Протектор (VI в.) — сабир; Иордан (VI в.) — савир, сабир; Феофилакт Симокатта (VI—VII вв.) — сабир; Константин Багрянородный (X в.) — сабар асфал — «белые сабиры»; Ибн Хордадбех (IX в.) — сувар; аль-Масуди (IX—X вв.) — савардия; эль-Балхи (X в.) — сувар; Ахмед ибн Фадлан (X в.) — суваз; аль-Истакри (X в.) — сувар; ал-Мукадесси (X в.) — сувар; Иосиф, хазарский каган (X в.) — сувар; Худуд аль-Алам (X в.) — сувар; Ибн Хаукаль (X в.) — сувар; Махмуд Кашгари (XI в.) — сувар; аль-Гарнати (XII в.) — сувар; ал-Идриси (XII в.) — сувар; Якут (XIII в.) — сувар; булгарская эпитафия (XIV в.) — сувар; карта Фра Мауро (1459 г.) — веда суар.

Егоров Н. И. Примечания // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. —  С. 59.

Всё-таки, мне кажется, О.Мудрак в данном случае прав: чувашские редуцированные — это именно чувашское, достаточно позднее явление, не восходящее к булгарскому (даже волжско-булгарскому) времени. Далее уже мои соображения: развитие редуцированных гласных в чувашском — не изолированное явление. Его нельзя отделять от развития редуцированных в татарском (и башкирском, да и, вероятно, казахском), в марийском и в южноудмуртских диалектах. Это — общее ареальное явление, произошедшее, скорее всего, уже в золотоордынское время, толчок к которому дал почти наверняка не булгарский, а кыпчакские языки ареала. Возможность (дополнительного) влияния какого-то суб- / суперстрата (протославянского, древневенгерского, русского, наконец) исключать нельзя (всё же именно в Поволжье этот процесс распространился широко и в языках разных семей) — но пока никто этого не доказал.

Напольских В. В.

Какое происхождение татар (казанских татар и мишарей)?

 

Кем были прародители?

 


 

Этнонимика

Может быть, самый древний из семантических типов этнонимии — самоназвание, означавшее своих в противоположность всем не своим, чужим. На протяжении многих тысячелетий люди жили замкнутыми родами, позже — племенами. «Все, что было вне племени, было вне закона» (Ф. Энгельс [20. 99]). Естественно, что именно из этого основного противопоставления возникали обозначения этнических образований. Поэтому этнонимами часто становились слова с такими лексическими значениями, как ‘человек’, ‘люди’. Самоназвание немцев — deutsch исследователи истолковывали из древнегерманского со значением ‘люди’, ‘народ’. То же значение и древнего этнонима удмуртов ар. Прежнее название коми — мурт ‘человек’ [19. 24], вошедшее и в этноним удмурт. По этимологии Вамбери и Мункачи, поддерживаемой А. Н. Кононовым, тюрк происходит из тюркского слова, означавшего ‘человек’ из tora ‘родиться’ [16]. Самоназвание ненцев — ненэць ‘человек’, как и нивх; двухмиллионный народ в Бирме карены называют себя пгханьо ‘человек’; название крупнейшего на острове Тимор народа атони означает ‘люди’; то же значение имеет таи (тхаи), как и даяки (на Калимантане); эскимосы называют себя инуит, азиатские эскимосы — ыгит, то и другое значит ‘люди’. Самоназвание готтентотов — кой-коин букв, ‘человеческие люди’, возможный смысл этого — «настоящие люди»; часть чукчей называла себя лыгъоравэтлян ‘настоящий человек’, одна из групп ненцев — неняй ненэць ‘настоящий человек’.

Примеров так много, что этимологическая ревизия некоторых из этих этнонимов не поколеблет группы в целом.

Никонов В. А. Этнонимия // Этнонимы: Сборник статей / Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Отв. ред. В.А. Никонов. — М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1970. — С. 15.

Имя родоначальника при родовом строе могло стать основой наименования его потомков. Многие названия населенных пунктов в некоторых землях (из славянских земель особенно часто в Белоруссии, Чехии, Боснии) возникли как патронимичные названия жителей и лишь с течением времени превратились в названия мест. Множество таких примеров привел В. Ташицкий (по польской территории Мазовия [61]) со славянскими суффиксами -ичи, -ята, служившими для обозначения потомков: Адамовичи, Антоничи, Карпята, Петровята.

Однако в действительности едва ли таковы многие этнонимы бесписьменных времен, когда о предках ходили смутные легенды, густо перемешанные с фантастическими вымыслами. Чаще как раз обратное: этноним, кажущийся патронимичным, породил имя мифического «предка», которое произведено из этнонима, ставшего непонятным. Это обычные персонифицирующие мифы, возникающие из попыток объяснить непонятное название. Достаточно исследованные в топонимии (например, миф о Ромуле, мнимом основателе Рима), они неоднократно обнаружены и среди этнонимов. Из обоих названий одного народа — хай и армен — возникли мифы о его сказочных родоначальниках Хайке и его сыне Арменаке. По малым островам Индонезии, от берегов Суматры до берегов Сулавеси, рассеяно племя баджау, название которого предание связывает с именем родоначальника. Не больше оснований верить летописному сообщению, что названия племен вятичи и радимичи указывают на их прародителей Вятко и Радима. Различны тысячелетия, различны страны, а рождение мифического предка из этнонима типологически одинаково.

Подлинно патронимических этнонимов гораздо меньше, чем кажется.

Нет критерия, чтобы проверить истинность патронимического происхождения отдельного этнонима. Понятно, что нет и письменных свидетельств, современных возникновению патронимического этнонима, — такие памятники всегда очень поздни по отношению к факту, о котором сообщают; род или племя удостаиваются письменных упоминаний, когда родоначальник уже стал достоянием фольклора.

Никонов В. А. Этнонимия // Этнонимы: Сборник статей / Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Отв. ред. В.А. Никонов. — М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1970. — С. 15.

 

Какая этимология слова «сувар»?

 

Какая этимология слова «булгар»?

 

Какая этимология слова «чуваш»?

 

Какая этимология слова «гунн»?

 

Какая этимология слова «хазар»?

 

 

Топонимика

Какая этимология названий «Шупашкар», «Чебоксары», «Вăта Сувар»?

Солнце приближалось к полудню, когда, миновав Козмодемьянск и Ильинскую пустынь и отдохнув по гладкой дороге, путники увидали впереди чувашскую столицу. Бородатов желая развлечься, обратился к своему ямщику:
— Василий Иванович! — что это за деревня виднеется? — сказал он, указывая на Чебоксары.
Тот угрюмо молчал.
— Я говорю, что это, мол, за деревня там? — повторил Бородатов, издеваясь над самолюбием чуваша.
— Дурак! — ответил ямшик без всякой злобы, а с таким сердечным и глубоким сожалением к Бородатову, точно скорбел за его незнание. — Да это наш город Чуксары! — восторженно добавил он, повернув к нему свое волосатое румяное лицо.
— Вот как! — невинным тоном проговорил Бородатов, будто только-что догадавшись. — А давно ли она городом стала?
— Давно! — Тут жил один честный чувашин, тогда была деревня, а потом умер — и стала она городом.
— Чем же он был знаменит?
— Богатый был и добрый был, теперь таких нет. Чуксаром его звали. И деревню звали Чуксаровой, и город зовем Чуксары.

Телешов Н. Д. На тройках. // Русские писатели о чувашах. — Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1946. — С. 140—141.

 

Столица чувашъ, центръ ихъ торговыхъ и промышденныхъ предпріятій. Названіе города производятъ отъ именъ жившихъ здѣсь въ давнія времена двухъ чувашскихъ іомзъ Чебака и Сара*).

На другой годъ послѣ взятія Казани, деревня Чебоксарова была превращена въ городъ;

*) Іомзами у чувашъ-язычниковъ назывались старики, преимущественно вдовые, которые наблюдали за исполненіемъ обрядовъ. Іомэы назнали жертвы и дни моленій, предсказывали будущее, ворожили, лечили больныхъ и пр.

Иллюстрированный спутникъ по Волгѣ. — Казань: Типо-литография Ключникова, 1884. — С. 89.

 

...суварские племена при вынужденных переселениях переносили на новые места древние названия своих городов и селений, а этноним «сувар» («савур») сохранили от первого упоминания о них более четырёх тысяч лет назад до названия последнего своего города Вăта Сăвар (Веда Сувар) — т. е. современных Чебоксар (рис. 97, 98). Чебоксары имеют, таким образом, три названия. Первое — название местности Чебоксар. С учетом чередоваемости букв с, ч, ш, ç в чувашском, трансформирования буквы ă на других языках в у, ы, е, заменяемости буквы к в х из огузского языка в озурский чебок превращается в шăпах (в чувашском б = п). Окончание -сар означает место, аналогично названию села в чувашском Лапсар — ровное место. Возможно, это место названо аналогично древнему городу Хобоксар в Центральной Азии. Ведь там тоже в I в. н. э. племена субашей ушли на север к реке Чёрный Иртыш от китайских нашествий (рис. 98, верхний правый угол). Там также при к > х слово Хобоксар, Хобахсар с чувашского языка переводится как «лопуховое место». Действительно, город расположен на истоке речки.

Тогда напрашивается вывод, что переселенцы из г. Сувар Волжской Булгарии (после татаро-монгольского погрома) назвали новое место своего поселения на правом берегу Волги Шăпахсар — в смысле «тихое», «отдалённое», «глухое место».

Объяснение второму названию: переселенцы из г. Сувар сохранили название своего разгромленного города, добавив слово вăта (веда) — по-чув. «средний».

Третье название связано с тем, что сувазы/субаши/шубаши назвали свой город на своем языке Шупашкар (шубаш при чередовании ш > ч, транскрибировании у на чувашский ăб = в в греческих источниках — чăвашкар — город), т. е. город субашей, чувашей.

Николаев В. В. История чувашей. Древняя эпоха. Атлас. — Чебоксары: Фонд историко-культрурологических исследований им. К. В. Иванова, 2007. — 76—77 с.

 

 

Какая этимология названия «Казань»?

 

Разное

Какой город был столицей Серебряной (Волжской) Булгарии?

 

Какое происхождение казанско-татарского булгаризма?

 

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

 

В какой демографической, этнокультурной и языковой ситуации находятся чуваши?

 

 

Комментарии

Уважаемый редактор! Имеет ли восточно-иранская теория (в частности, её поддерживает М. Е. Ткачук, а Салават Галлямов (также сторонник этой теории) приводит факт раннего упоминания Савир в «Махабхарате» вместе с индоарийским племенем Синдов, делая вывод об их общем этническом происхождении.

Провинция Синдх
Благословенная земля Синдху, или страна Саувиров, как её ещё называли в древности.
Согласно "Махабхарате" — великой древнеиндийской эпической поэме, здесь, в стародавние времена, царствовал легендарный царь из рода небожителей Кродхаваша — Сувира, родоначальник Саувиров (Савиров, Сабиров, Сувиров, Субиров) — славного народа, населявшего некогда эти земли. Праправнук Сувиры, один из героев и участников событий, описанных в "Махабхарате" (см. Сказание о похищении Драупади), властитель страны Синдху и царь Саувиров — Джаядратха приходился зятем царю Дхритараштре и шурином Дурьодхане. Его супругой была Духшала — единственная дочь Дхритараштры.
Саувиры во главе с Джаядратхой выступили против Пандавов на стороне Кауравов в битве на Курукшетре и потерпели сокрушительное поражение. Со временем они отказались от Вед, что привело к деградации до уровня вратьев (вратья — народы, не придерживающиеся ведических традиций, варвары). Терпящие поражения и теснимые восточными и южными соседями, сувиры смещаются на северо-восток и, пройдя через территорию совр. Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Алтая выходят на сибирские просторы, где они уже именуются Савиры (Сабиры, Сабары, Сувары). Собственно говоря, своему названию Сибирь (Сабир, Савир, Субир) т.е. земля Савиров (Сабиров, Сабаров), обязана именно им — потомкам Сувиры — царя из рода богов. Смешавшись с племенами гуннов, Савиры перемещаются на юго-запад, а уже оттуда, вместе с сарматами, мигрируют на Кавказ далее на север, заселяя территории Чувашии, Татарстана, Мари-Эль, Удмуртии и трансформировались в чуваш, а также теперешних обрусевших т.н. русских"-севирян Сумской, Черниговской и Курской областей. Здесь название Савиры трансформируется в Савиряне, Северяне, Северы, Севера, Север, Севрюки. К VIII в. По официальной версии Северяне создают восточно-славянский племенной союз, возводят первые укреплённые города. В IX веке на обширных территориях между Чёрным и Балтийским морями существуют уже 12 восточно-славянских племенных союзов: северяне, вятичи, радимичи, уличи, поляне, древляне, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, тиверцы, дреговичи, кривичи, словене (или словене ильменские, проживавшие у берегов Ильмень — озера в западной части совр. Новгородской области). Об этом нам свидетельствует "Повесть временных лет" или "Несторова летопись" — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. До 19 века Северяне стояли особняком от русских, как и казаки имели второй родной язык с древним тюркским наречием. Основа Запорожского, Донского и Волжского казачества составляли воинские племена, в т.ч. и племена савиров, которые назывались по разному сувары, субаши, северы, сары-азманы, севрюги и т.д. История севрюг и чуваш очень похожи, т.к в недалеком прошлом это был единый народ. Если считать своих родителей "япона матерь", то последующее поколение будет считать и называться "русскими", "украинцами", "казаками", "татарами". Обрусевшийся, обтатарившийся... потомки с фашистским национализмом будут уничтожать свои корни, чтоб доказать,что они являются истинными патриотами своей родины и истинные носители древней культуры. До 18 века чувашские князья носили т.н. чубы, а простые воины имели право носит чубы и косы, только во время боевых действий. Чуб и коса это разновидность иерархической принадлежности. Это традиция была заведена еще в древние времена, когда предки чувашей проживали на территории Индии, Шумер, находились в хеттском государстве и у гуннах, последующем т.н. гуннская прическа. В настоящее время и в Чувашии что-то подобное (Северо-Черниговскому княжеству) происходит, если не заниматься патриотическим воспитанием молодого поколения, т.е. нужно прививать традиции родной культуры и языка. Самобытность, культуру и язык нужно сохранять и беречь, как зеницу ока. Сила рода в памяти подвигов предков, традиции, культуры и языка. Примеров много это и Дунайская Болгария, Чернигово-Северское княжество, Казанское ханство, Сибирское ханство и т.д. все говорят на разных языках, но духовное единство и родовая память остается, как бы история не раскидывало всех. Главное разбудить родовую память. Посмотрите как тесно связаны народы Украины и Чувашии, только национальные женские костюмы говорят о многом, не отличишь украинку от чувашской женщины, если не брать во внимание головной убор, белорусы также ближе, смотрите национальный орнамент не отличишь о чувашского. Если смотреть глубже можно найти интересные изыскание савиров (сувар,суваз и т.д.) в направление Ближнего востока, Африки (берберы, тауреги), Индонезии, Ирана, Туркмении, Турции, Индии, Пакистана, Афганистана и т.д.

С уважением Александр!