1.1. Традиционная культура и культурная идентичность суваро-чувашей

...


18

Можно допустить, что в большинстве своем традиционная культура, благодаря устойчивости и крепости своего ядра, оказывает мощное ресурсное противодействие культурному распаду и маргинализации социума. Следовательно, обращение к традиционной культуре в условиях глобализации мож-


19

но считать закономерным процессом. Мы согласны с высказыванием о том, что традиционная культура «функционирует как основание для идентификации общества и его членов, маркировки себя самобытными образцами своей культуры» [22, с. 28—29]. На примере суваро-чувашей следует отметить, что отдельные компоненты традиционной культуры (традиционные праздники, национальная одежда, декоративно-прикладное искусство) поистине могут играть роль «маркеров» идентичности, отличать одну этническую группу от другой. Не стоит игнорировать и мнение о том, что в процессе глобализации, с одной стороны, вроде бы расширяется поле культурных взаимосвязей, а с другой — традиционные культуры теряют свой облик. Культурная идентичность в этом случае играет роль защитного механизма: «Любая культура владеет системой защитного механизма, способной защитить ее от чрезмерного инокультурного влияния: таков механизм сбережения и передачи своего предшествующего опыта и обычаев, развития у людей ощущения культурной идентичности и др.» [137, с. 213].

В исследовании более подробно рассмотрим элементы традиционной культуры суваро-чувашей, в плане раскрытия содержательных отличий, демонстрирующих ее традиционность в условиях современной российской культуры.

Для суваро-чувашей их традиционная культура (быт, семейный уклад, язык, одежда, традиционные праздники) имела большое значение — собственно, с учетом такой позиции они создавали свои поселения. Сохранить традиционную культуру в ее полноте они считали наиболее важной задачей, что подтверждает значимость отношения к ней. Богатая по содержанию культура суваро-чувашей отличалась от культур соседей особенностью языка. Язык современных чувашей, потомков суваро-булгар, за тысячелетия своего существования заметно отошел от тюркской группы языков — татарского, башкирского, казахского, уйгурского, узбекского и др. (которые без особого усилия понимают друг друга без перевода).

Суваро-чувашский язык — единственный сохранившийся в суваро-булгарской ветви. Он отличается от всех тюркских языков тем, что слова, содержащие звук [р], в других языках переходили на [з] (переход ротацизма к зетацизму): хĕр — дочь, саккăр — восемь, тăххăр — девять, çĕр — сто; в татарском языке: кыз — дочь, сигез — восемь, тугыз — девять, йоз — сто и т. д.


20

В суваро-чувашском языке есть необычные для других народов звуки: ă, ĕ, ç, у. В отличие от тюркских языков, суваро-чувашский, как и шумерский и египетский, состоит из одних мягких звуков, в нем отсутствуют звонкие согласные б, г, д, ж, з. В связи с этим суваро-чувашский язык вместе с древнебулгарским языком относятся к особой группе, названной суварской (булгарского типа). Следовательно, языки суварского и булгарского народов были близкими по своему строю, что указывает, несомненно, на происхождение их от общего корня [77, с. 207).

Касаясь языка суваро-чувашей, советский лингвист и этнограф Н.Н. Поппе отмечал, что чувашский язык не принадлежит ни к тюркской, ни к финской группе языков, его следует отнести к третьему звену и признать дотюркским. По фактическим данным, суваро-чувашский язык можно назвать близким как к угорским, так и к иранским языкам.

Этнограф и языковед Н.А. Андреев (Урхи) в своих исследованиях пришел к выводу, что в чувашском и древнеиранском языках пласт взаимозаимствований и лексических параллелей очень древен, как и культура этих народов [2]. А исследователь Ю.Ю. Ювенальев выявил в современном чувашском языке около четырехсот общих с восточноиранскими слов, восходящих к пратюркскому состоянию [185, с. 16]. Принадлежность суваро-булгар к индоиранскому миру несомненна, как бесспорен и имевшийся у них мощный тюркский субстрат. Но первичны исторические корни, взаимный обмен знаний и опыт у соседствующих народов всегда вторичен.

Ведь, как замечал еще академик Н.Я. Марр, чувашский язык перебрасывает мост от пракавказских языков к тюркским и индоевропейским. Сегодня такой язык наверно назвали бы «осевым» [100].

Своеобразный пратюркский и индоиранский язык и культура субарейцев оказали большое влияние на формирование тюркских языков и культуры местных алтайских народов. Термин «тюрки» появился сравнительно поздно, встречается в китайских летописях и относится к 542 г., и в период первых Тюркских каганатов (551—630, 687—744 гг.).

Предки чувашей — суваро-булгары — многократно были вынуждены переселяться на неосвоенные территории, в связи с чем как суваро-болгары, так и другие народы по маршруту их передвижения оказывались в поле сильного воздействия 


21

культур Ирана, Индии, Китая, Ближнего Востока, Передней и Средней Азии, Кавказа, Причерноморья и др.

С этими процессами связана уникальность суваро-чувашского языка и поразительная оригинальность культуры, как материальной, так и духовной. Как показывает история, все этносы в этом плане не исключение, и суваро-булгары — следствие слияний и скрещиваний разных племен и народов, что, естественно, повлияло и на формирование их языка. В языке суваро-чувашей можно обнаружить слова, идентичные лексемам каждого этноса, который встречался на пути их миграции, то есть их язык успешно включил в свой состав разнообразную общеупотребительную лексику соседних этносов.

Культурная идентификация суваро-чувашей — результат историко-культурного процесса, который можно четко разделить на знаковые событийные этапы. Опираясь на труды ряда исследователей, можно выделить несколько этапов в истории сувар, суваро-булгар и суваро-чувашей.

I этап в истории сувар: из новейших исследований историков и лингвистов известно, что древние предки чувашей — субары/сувары, пулу/пулийцы с IV—III тысячелетий до н. э. проживали у истоков реки Тигр в Северо-Восточной Месопотамии, в регионе «Плодородного Полумесяца» в государстве Субарту и входили в субарейскую федерацию.

Страна Субарту, названная так аккадцами, в шумерских источниках в греческой транскрипции фигурирует как Субар/Сувар, с вариантами идеограмм Савур, Савир. В других шумерских документах — Шубрия (Subria), Шубре (ăиЬгĕ). Поскольку в греческой письменности б = в, возможен также вариант Шуврия [116, с. 28]. В Северной Месопотамии и поныне существует г. Савур, расположенный на одноименной реке.

Столицей страны Субарту был г. Пулу (Упуму). Древний город Пулу племени пулийцев (суварского союза племен династии Пулу). Упоминаемые в письменных источниках из царского архива Ассирии и Урарту, термины «пулу/пулийцы» и «Пулу», названия племен и местности, занятых производством металлов и металлических изделий, от слова pulad «булат», известны во многих языках Центральной и Средней Азии (см. вкладку).

II этап в истории сувар: начиная со II тысячелетия до н. э. субары/сувары, пулу/пулийцы из-за систематических военных 


22

действий на их территории последовательно переселялись: одна часть — на просторы Центральной и Средней Азии, а другая — на Кавказ.

II тысячелетие до н. э. — IV в. н. э. — эпоха проживания субар/сувар, пулу/пулийцев в Северо-Западном крае «Субей- си» (по-древнекитайски), т. е. союз племен субашей в Центральной и Средней Азии [116, с. 40—41, 46]. Китайцы этноним субар/сувар произносили как «субаш», т. к. у китайцев нет звука (иероглифа) р, поэтому в письменных источниках вместо р писали ш.

Из-за военных столкновений китайцев с хуннами/гуннами в I—II вв. субары/сувары переселились в недоступные для китайцев местности: в бассейн верхнего Иртыша, на Алтай и в регион Савур, а с IV в. — на Кавказ.

II в. до н. э. — III в. н. э. — субары/сувары, пулу/пулийцы на Кавказе; VI—VII вв. н. э. — Савирское царство, страна Савир, савиры/сувары размещались в северных районах современного Дагестана (одна часть) (см. вкладку).

В конце VII в. незначительная часть савир/сувар вошла в состав кыпчакизированного балкарского народа. В то же время сваны (грузины) называли балкарцев «савьяр» (т. е. сувар) [67, с. 18; 143]. Интересны и другие суваро-чувашские и карачаево-балкарские параллели: сув. усал «лихой» — кар.-балк. осал «лихой»; сув. çĕр «земля» — верх.-балк. зер «земля»; сув. Тĕп пултăр «Чтоб ты пропал!» — кар.-балк. Тюбъ болгÿун «Чтоб ты пропал!» и т. д.

II—IV вв. н. э. — савиры/сувары в Восточном Прикаспии (другая часть). В середине IV в. в причерноморских степях расселились суварские племена бугур/быгыр (гур/гыр означает «бык» или «племя»), С учетом транскрибирования суваро- чувашской буквы ă в других языках как у, ы и г = к, б = п или б = в, то слова бугур, быгыр превращаются в пекер или вăкăр «бык».

Сувары еще в глубокой древности имели своего покровителя, оберегом был бык, священное (тотемное) животное. Культ быка — древнейший на земле символ Турă (Бога), у сувар имел широкое распространение. Тур (шумер.) — бык. Египетские жрецы считали быка божеством солнца и золота.

Надо отметить, что субары/сувары входили в гуннскую федерацию, поэтому в источниках они упоминаются под именем «хунны» или «гун


23

ны». Термины «хунны» или «гунны» не являются названием одного народа, а означают военные объединения племен.

Татары как этноним в летописях упоминаются с VI в. среди монгольских племен, кочевавших к юго-востоку от Байкала.

III этап в истории суваро-болгар: термин «болгары» впервые появляется среди сабиро/суваро-оногурских племен на Северном Кавказе в первой половине V в., когда последние одерживают ряд побед над кавказскими этносами и начинают формировать союз племен [67, с. 15]. Оногур — вун(ă) «десять» + вăкăр «бык», т. е. союз десяти сабиро/суваро-оногурских племен, имеющих тотем — быка.

По-видимому, в результате взаимной ассимиляции оно- гуро-сабирских племен «буту» (пугур) и ираноязычных усуней (уйсунов) в средне-азиатско-казахстанских степях и сформировалась протоболгарская этническая общность [67, с. 13].

Болгар — это приобретенное название, обыкновенный призыв к объединению: пол хар / пул кар, что означает «будь един». Термин «болгар» выступал как политоним, означающий сообщество этносов. Второго какого-либо значения этот термин не несет, а потому имеет смысл сконцентрировать понятия «сувар» в этническом, а «болгар» в политическом плане.

Впоследствии этот этноним-призыв воплощается в название государства савир/сувар. Но само государство Великая Болгария образовалось лишь в 30-х г. VII в. со столицей Фанагория на Таманском полуострове. Здесь происходит объединение двух ранее отделившихся групп субар/сувар — выходцев с Алтая и Кавказа, в данный союз входят также родственные племена и этнические группы, объединившиеся под общим названием пăлхар «болгар» (см. вкладку). Наибольшего расцвета эта федерация племен достигает при царе Куврате. После смерти Куврата власть в Великой Болгарии поделили его сыновья — Аспарух, Патпай и Котрак.

Тотем. Белый металл, литье. X-XIII вв.

Тотем. Белый металл, литье. X-XIII вв. [59, с. 74].


24

В конце VII в. под натиском арабов в государстве начались политические разногласия между сыновьями Куврата. Это обстоятельство способствовало тому, что значительная часть суваро-болгар во главе с Аспарухом ушла на запад, на берега Дуная, где начала борьбу с Византией, завершившуюся не только захватом бывших ее владений, но и образованием Болгарского государства на базе объединенного союза «семи славянских племен» [46, с. 7].

Оставшиеся в Прикубанье и Подонье суваро-болгары во времена Золотой Орды названы казаками: слова «казак», «атаман», «есаул» и еще ряд терминов объясняются по суваро- чувашски. На суваро-чувашском касак (касакан) буквально переводится «режущий», т. е. «режущий врага». Суваро-чувашские слова атте ман и эс ывăл, означающие «мой отец» и «ты сын», также точно характеризуют атамана — главу войска и его помощника — есаула.

Часть суваро-болгарских племен во главе с Патпаем осталась на приазовских землях, в последующем вошла в состав Хазарского каганата (см. вкладку). «Хазары» — политоним, этноса с таким названием не существовало, так первоначально называлась ханская гвардия, от перс, bazar «тысяча». После распада Хазарского каганата салтово-маяцкая культура продолжала сохраняться на территории Серебряной (Волжской) Булгарии.

Основная масса суваро-болгарских племен во главе с Кат- раком направилась в район Волго-Камья. Волжско-камские суваро-булгары, как и дунайские болгары, имея строгую военную организацию, в VII—IX вв. подчинили своей власти местные племена и в начале X в. создали первое на территории Среднего Поволжья и Прикамья раннее феодальное государство — Волжскую Булгарию [46, с. 9].

Термин «болгар» у историков употребляется лишь применительно к болгарам, проживавшим в северокавказско-при- азовском регионе до их переселения на Среднюю Волгу, а также по отношению к дунайским болгарам. Написание через у (булгары) историки оставляют за волго-камскими булгарами [177, с. 3].

IV этап в истории суваро-булгар: в X—XIII вв. — Суварское княжество в составе Серебряной (Волжской) Булгарии. Как отмечает историк, кандидат искусствоведения Д.Ф. Мадуров, политоним «булгары» имел довольно широкое приме-


25

нение. Дело в том, что под летописными «булгарами» оказывается население эрзянских (шокшанских) и мокшанских городов X—XIII вв.

Абу-Али Ахмед ибн-Омар, т. е. Ибн Руста, восточный ученый-энциклопедист первой половины X в., по происхождению перс [34], создал многотомный труд энциклопедического характера «Ал-Алак ан-нафиса» («Книга драгоценных ожерелий»), от которого в единственном экземпляре сохранился только седьмой том, содержащий крайне важные сведения о народах Поволжья и Прикаспия, в том числе и о серебряных булгарах. Ученый в книге упоминает в составе ал-балкари три группировки родственных племен: берсула (союз племен, имеющих тотем — барса), эсекел (оканчивается на ел, что означает совокупность, кучность народов) и балкар (пол хар / пул кар «будь един»). Название «балкар», по всей вероятности, произошло от политонима «болгар».

Среди племен ал-балкари сувары не указаны, по той простой причине, что составляли самостоятельную народность, занимавшую область со столицей в городе Сувар.

Суварский народ занимал территорию по левому берегу Волги. Булгарские племена, как известно, еще в IX—X вв. поселились на правобережных землях Среднего Поволжья. Часть суварского народа тогда еще могла занимать правобережную территорию Волжской Булгарин [77, с. 206, 216].

В середине X в. в письме хазарского царя Иосифа г. Сувар указан как центр племени сувар. Перечисляя соседствующие с ними (хазарами) народы, Иосиф дважды упоминает сувар, причем в первый раз они указаны на левобережье Волги, а во второй раз — и на правобережье [83, с. 99]. Хазарский царь Иосиф в данном случае имел в виду место расположения г. Аял-Сувар, как второго центра суварского народа (см. вкладку).

Около с. Большая Таяба Яльчикского района (Чувашия) археологи обратили внимание, что на Аял-Суварском городище X—XIV вв. выявлены следы кирпичного здания с подпольной системой отопления такого же устройства, что и в кирпичных домах Болгара и Сувара. Возраст Аял-Суварского городища подтверждают находки еще досоветских времен. Среди них топор-жезл, хранящийся ныне в Национальном музее Финляндии (из коллекции В.И. Заусайлова № 5385-3288), известный по публикациям [Tallgren, 1918, с. 26. Табл. III: 11].


26

Географ XI в. Махмуд Кашгарский на карте, приложенной к словарю тюркского языка, г. Сувар помещает на западном берегу реки Итиль (Волги). На правом берегу Волги, на земле буртасов, помещает сувар арабский географ XII в. аль- Идриси [76, с. 269]. Археологами было установлено, что юго- восточные, северо-восточные и центральные части современной Чувашии прочно входили в состав Булгарского государства X—XIII вв. Селения, связанные с названием народа сувар, находятся на территории Чувашской Республики: Мăн Супар (д. Албахтино) и Пĕчĕк Супар (д. Малые Собары). Звук «п» в других языках произносится как «в».

V этап в истории суваро-булгар: XIII в. (1236 г.) — Суварское княжество и Серебряную (Волжскую) Булгарию завоевывают монголо-татары. Но уничтожена была государственность суваро-булгар, а не народ, к слову, приверженцы бул- гаризма склонны путать государственность с этногенезом.

Суваро-булгарское население в середине XIII в. вытеснялось на север Приказанья и Заказанья и частично ассимилировалось. Это затруднило развитие суваро-булгар в социально-экономическом и политическом плане, хотя они оставались оседлыми земледельцами и ремесленниками.

В середине XV в. (1438 г.) Золотая Орда распадается, но культурное наследие Серебряной (Волжской) Булгарии сохраняется.

По утверждению В.Д. Димитриева и И.П. Панькова, значительные массы сельского населения основной территории Волжской Булгарии, как левобережной, так и правобережной частей ее, включая, несомненно, суварский народ, «еще в 30—40-х гг. XIII в., спасаясь от опустошительных походов татар-монголов, а в дальнейшем укрываясь от невыносимого золотоордынского гнета, переселились в Приказанье и в северные районы Чувашского Поволжья» [47, с. 90—91].

Переход сувар в западные области Волжской Булгарии, по-видимому, был обусловлен не только сопротивлением насаждению чуждой им мусульманской религии и идеологии, отказом подчиняться центральной булгарской власти, но и прежде всего необходимостью освоения новых плодородных земель в условиях интенсивного развития земледелия. Весьма возможно, что многие средневековые памятники южной и центральной частей Чувашии принадлежали переселившимся суварам [77, с. 216] (см. вкладку).


27

В памяти суваро-чувашей сохранилось представление о величии древнего г. Сувар, игравшего важную экономическую и политическую роль в X—XIII вв. в Серебряной (Волжской) Булгарии.

Развалины Сувара, расположенные на р. Утке, на левом притоке р. Волга, известны татарскому населению под древним названием Суар, а местные суваро-чуваши называют их Сувар или Сăвар. Название города перешло на современное русское село Кузнечиха, местные татары именуют село Иске Суар, а суваро-чуваши — Кивĕ Сувар или Кивĕ Сăвар; Новую Кузнечиху татары называют Янга Суар, суваро-чуваши — Çĕнĕ Сувар или Çĕнĕ Сăвар.

Суваро-булгары при вынужденных переселениях переносили на новые места древние названия своих городов. На Венецианской карте братьев Франциско и Доминико Пицигано 1367 г. на месте нынешних Чебоксар изображен город без указания названия. На составленной португальцем Фра Мауро карте 1459 г. на месте нынешних Чебоксар обозначен город Veda Suar [176], что свидетельствует о существовании на указанном месте столицы средневековых сувар. В слове «suar» по характерному для суваро-чувашского языка закону между гласными «и» и «а» встал «V».

Археологические находки свидетельствуют, что город Veda Suar, что на карте Фра Мауро 1459 г., на самом деле существовал еще в XIII в. Для знающих чувашский язык понятно, что речь идет о Вăта Сувар (Средний Сувар или в значении «вĕтĕ» — Малый Сувар). Город был, и основали его либо переселенцы из Сувара, находившегося на левобережье Волги, подвергшегося разорению монголо-татарами, либо торговцы-сува- ры — как торговую факторию на правобережье Волги. Во всяком случае, как известно, значительная часть болгаро-сувар переходила на правый берег Волги и основывала здесь свои поселения [150]. Интересно отметить, что санскр. Veda означает знание.

По поводу нынешнего названия города Чебоксары (Шу- пашкар) академик Н.Я. Марр писал: «Очевидно, этот Шубаш- кар, то есть город шубашов или суваров — тот город времен болгарского владычества, который арабские географы называют (j'j-^) Suvar» [100, с. 70]. Название речки Чебоксарка, протекающей по территории Veda Suar, известно до взятия Казани как Suar. Исток речки Suar находится около д. Чандрово. В реку Suar впадает Сугутка.


28

Город Веда Суар (Чебоксары) на карте 1459 г.

Город Веда Суар (Чебоксары) на карте 1459 г. [176].

Надгробные памятники XIII—XIV вв., выявленные на территории Серебряной (Волжской) Булгарии, были расшифрованы с помощью чувашского языка [143, с. 85; 166, с. 396— 404], который доказательно свидетельствует о том, что он относится к суваро-булгарскому. Данный факт подтверждает, что древние суваро-булгары и современные чуваши представляют собой единый этнос, что зафиксировано и в этнониме «сувар» (. И народ этот объединяют уникальный язык, ментальность и вся специфика материальной и духовной культуры. Поэтому есть необходимость рассмотреть вопрос о возвращении народу его истинного этнического названия — сувары = чуваши. На наш взгляд, в дальнейшем будет справедливо, если название народа и компоненты его культуры будут квалифицироваться как суваро-чувашские.

VI этап в истории суваро-чувашей: XV—XVI вв. (1438— 1552 гг.) — время существования Казанского ханства. Казанское ханство включило в свой состав суваро-булгарские земли — народы Среднего Поволжья.


29

Пришлые татары-кыпчаки и ногайцы начали занимать территории Арской земли лишь с 20-х г. XV в., а Предкамье и Вятские земли — со второй половины XVI в.

В своде «Археологические памятники ТАССР» (Казань, 1982, № 414, с. 187) относительно Янсуварского кладбища сказано: «К северо-западу от села находится место старого кладбища, предположительно датированное XV—XVI вв. Как предполагается, это суварское кладбище, где стояли надгробные камни с надписями в виде арабской вязи вплоть до XIX в.».

Недалеко от с. Янсувар в пойме р. Меша находятся деревни Нырсувар, Темяш-Нырсувар и Иксувар, во всех четырех этих селениях живут татары-кряшены. В традиционной культуре этих деревень выявляются параллели с суваро-чувашским, как, например, земледельческие праздники, моление о дожде чÿк, костюм, архитектура домов и т. д., что не характерно для татар — мусульман-суннитов.

Впервые название «чюваша» упоминается в книге А.И. Лызлова «Скифская история» (1692) в связи с событиями 1508 г. [94, с. 77]. Хотя русские дружины направлялись в Серебряную (Волжскую) Булгарию через территорию современной Чувашии в X—XV вв. двадцать три раза (!), но в русских летописях ни разу не упоминаются «чюваша» [ПО, с. 86]. Таким образом, до начала XVI в. ни греческие, ни европейские, ни арабские писатели, из которых особенно последние издавна хорошо знали местный край, не говорят о «чюваша» ни слова.

В русских письменных источниках 1511 г. от Р.Х. или 7019 г. от сотворения мира бесермяне называются «чепецкими чювашами». В документах 1547 и 1551 гг. предки бесермян известны как «чюваша Арская». Заказанье раньше называлось Арской землей. Экзоэтноним «чюваша» был самоназванием предков бесермян вплоть до середины XVII в. Учеными давно замечено, что в первой половине XVII в. экзоэтноним «чюваша» постепенно вытесняется этнонимом «бесермяне». В XVII в. с принятием «чювашами» ислама происходила замена экзоэтнонима «чюваша» этнонимом «бесермяне» [131, с. 149, 152]. Со второй половины XVIII в. букву ю в слове «чюваша» начинают писать у так, как она произносится.

Предки современных чувашей под идентичным названием в исторических источниках появляются только в 1521 г. Австрийский дипломат XVI в. Сигизмунд Герберштейн, посе-


30

тивший Среднее Поволжье в 1521 г., относительно «чюва- шей» использовал две формы названия одного и того же этноса: Czubashi и Zuwaschi [35, с. 170].

По мнению языковеда Ю. Немета, «тюркский термин t’savavas (чăваш) идентичен с волжско-тюркским словом zivas (спокойный, скромный, мирный). То же самое следует произнести и о киргизском родовом названии zivas = чаваш. У нижних кумадинцев есть род чабаш (мирный, миролюбивый, медленный). Все три последних имени принадлежат к одной семантической группе, представляя собой своеобразные прозвища» [113, с. 302].

Г.И. Комиссаров (Вантер) отмечает: «...самое название “чуваш”, “чеваш”, “чăаш” в настоящее время не поддается филологическому объяснению. Смысл его неизвестен» [84, с. 323].

Наличие в слове «чăваш» звуков ч и ш свидетельствует о том, что слово это в чувашском языке относительно новое и, скорее всего, заимствовано из какого-то кыпчакского языка. Реальными претендентами могут быть казанско-татарский и, возможно, среднекыпчакский (золотоордынской эпохи) языки. Обращаясь к данным кыпчакских языков, обнаруживаем, что этническое название чувашей в татарском представлено в форме чуваш или чуаш (чит. чьташ или, точнее, ч'ăууаш'), в башкирском — сыуаш (чит. căwaш), а в других кыпчакских языках — в заимствованной из русского языка форме чуваш [52, с. 333—334]. В марийском — суас (это анатри и анат енчи) и «татары Заказанья», суасла мари (это вирьял или тури). И сегодня марийцы чувашей называют «суас» и «суасла мари» (буквально: человек на суварский лад).

Г.И. Комиссаров указывает: «...луговые черемисы до сих пор называют татар словом “суас” (суас), равносильным названию “чуваш” (“чăваш”), что объясняется тем обстоятельством, что черемисы смешали татар с болгарами-мухаммедянами, которых они считали за чуваш» [84, с. 3181.

На общность болгарских и чувашских элементов впервые обратил внимание болгарский этнограф И. Коев. В письме от 26 мая 1965 г. он сообщил следующее: «Нашите капанци имат глагол “сувря” в смысле “уважам”, “почитам”, а вие чувашите имате също “су”, диалект “сăв”; суше или сăваплă — “уважаемый”, “почитаемый”» [46, с. 25].

Суша ар (сувар) или сăваплă ар (сăвар) — «уважаемый человек» или «почитаемый человек», свободный от суеты, за-


31

нимающийся нравственным самосовершенствованием, имеющий чувство собственного достоинства, хранящий память о прошлом, усвоивший обряды и обычаи предков, заботящийся о завтрашнем дне подрастающего поколения, милосердный.

Сусăр çын или сусăр ар — инвалид, маргинал — человек, воспитанный в эклектической среде (смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов), впитавший обрывки разнородных культур. Маргинал воспитывается в условиях глобализации, разрушающей культуру, занимает промежуточное положение между носителями целостной культуры.

VII этап в истории суваро-чувашей: с середины XVI в. (1552 г.) — суваро-чуваши в составе Русского государства. Во второй половине XVI в. суваро-чуваши переселились из Приказанья, Заказанья и обосновывались в северной и центральной частях территории современной Чувашии.

Суваро-чуваши для освоения «дикого поля» переезжали в свои исконные земли в южных районах Чувашии. Переселились и основали свои селения в Симбирском, Самарском и Саратовском краях, поселения в Закамье, Приуралье и Башкирии, где сумели сохранить самобытную материальную и духовную культуру. Переселение происходило в течение продолжительного времени — со второй половины XVI в. до начала XVIII в. С вхождением в состав Русского государства суваро-чуваши заняли почти всю территорию современной Чувашии.

Н.И. Ашмарин делает предположение, что в старину слово «чăваш» произносилось самими чувашами несколько иначе, чем теперь, а именно: ёуаё, суас, сывас или сывас (çуаç, çуас, çăваç: çăвас). «...В этом-то более древнем виде, — полагает ученый, — оно и было взято черемисами в их богатый чувашизмами язык» [12, с. 46].

«Сепирсем тесе ĕлĕк Пугачевпа перле çĕмĕрсе çÿренĕ çынсене каланă: тет. Сепир — так называют тех, кто участвовал в Пугачевском восстании» [13]. Еще раз хочется напомнить слова Н.И. Ашмарина о том, что в 70-х гг. XVIII в. так называемые чуваши на самом деле себя называли «сепир», подтверждая тем самым живучесть древнего этнического, природного самоназвания. Но через непродолжительное время они потеряли свою этническую идентичность, а название поселения сумели сохранить. Сепперел ялĕ — с. Саперкино в Исаклинском


32

районе Самарской области, основано в 1751 г. суваро-чувашами из д. Выла Ядринского уезда.

В своих же преданиях сами чуваши себя отождествляют с народом сувар и булгар, населявшим Волжскую Булгарию, который бежал в ее лесные северные области, спасаясь от монголо-татарского нашествия [95, с. 5]. И.И. Одюков в своих трудах указывает, что «тогда их называли не чувашами, а какими-то суварами» [48, с. 42].

Как отмечает доктор исторических наук, профессор В.Ф. Каховский, «суварский язык и лег в основу низового диалекта чувашского языка, в котором не случайно более четко выступают некоторые отмеченные отличия от болгарского». Переселившиеся компактной массой сувары (сувазы) образовали ядро этнографической группы анатри — низовых чувашей, этноним которых «сувазы-чуваши» стал общим для единой чувашской народности [77, с. 208, 217].

В слове «сувар» (jl у~^), как и в слове «булгар» (jliLlI), второй звук — краткое а (ă), у дунайских болгар он сейчас присутствует и обозначается буквой «Ъ». Соседи суваро-булгар, финно-угорские племена, вместо с произносили ш. Тюркские народы, конечный звук р заменяли на з. Вот и возникал из «сувар» сначала «суваз», затем «чуваш».

Таким образом, выстраивается следующая схема происхождения экзоэтнонима чуваш/чăваш: сапăр (сапар)/супар (су- бар) — савар/савир — сапир (сабир)/сепир (себир) — сăвар/су- вар — суас (суаз)/сувас (суваз) — сăвас/суваш — чăваш/чуваш.

В XIII—XIV вв. этноним «татары» был распространен на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. В XVI—XVIII вв. под этнонимом «черемиса» или «черемисские татары» скрываются марийцы и чуваши, под этнонимом «горные черемиса», а также «черемиса» и «черемисские татары» на правобережье Волги выступают в основном чуваши и небольшая группа горных марийцев [51, с. 68]. Черемисы — старое название марийцев. До взятия Казани на северной территории сегодняшней Чувашии жили черемисы. Поэтому в некоторых источниках черемисы известны как «чюваши».

Слово «чуваш» не является исконным названием суваро- булгарского народа, это социальный термин, навязанный царскими чиновниками в начале XVI в., который окончательно закрепился в XVII в., что отражено в писцовой книге Казанского уезда.


33

«Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов», составленная Иваном Болтиным, включает в себя описание части земель Казанского уезда с нерусским служилым и ясачным населением.

При описании д. Евлушеик писец противопоставляет землю ясачных людей («ясачная чюваша») и землю «служилого татарина и его чюваши» (ПК, л. 32). Писцовая книга показывает, что, как только «ясачная чюваша» становился служилым, он начинал называться служилым татарином (ПК, л. 33— 34). Это указывает на то, что писцы под термином «чюваша» никак не могли иметь в виду название народа — это социальный, а не этнический термин в данной писцовой книге, а следовательно, вообще в жизни в конце XVI — начале XVII в. О том, что под «чюваша» в писцовой книге понимается вовсе не национальный признак, а социальная категория населения, говорит и то, что в источнике упоминаются татарские кладбища возле деревень с «ясачные чюваша» (ПК, л. 29 об., 44, 91 об.) [24, с. 23-24].

Кандидат исторических наук Г.А. Николаев также отмечает, что «ясачные чуваши» (мордва, марийцы, удмурты, татары) есть тяглое население Среднего Поволжья, в XVI—XVIII вв. платившее феодальному государству «ясак» (ренту-налог) [118, с. 411-412].

Село Чувашли известно с 1602—1603 гг. как д. Чюваш. До 1940-х гг. в официальных источниках упоминается как два селения: Чувашская Лашманка и Чуваш-Ясак. На эпиграфических памятниках XVI — начала XVII в. села Чувашли Высокогорского района Республики Татарстан употребляются термин «султан», что означает «мужественный правитель», и термин «гияли» в значениях «муж» и «жена». Название д. Чувашли, казалось бы, указывает на то, что она чувашская, но там проживают исключительно татары. Термины «султан» и «гияли» чисто татарские.

VIII этап в истории суваро-чувашей: сувар — это этническое самоназвание предков современных чувашей, сохранилось по сей день в виде этнических имен [64, с. 161—174], гидронимов и топонимов [62, с. 26—30]. Целый ряд данных указывает на наличие у чувашей генетической и культурной преемственности сувар. Языческие верования прикаспийских сувар VII в., описанные армянским писателем X в. М. Каганкатваци, в деталях и названиях некоторых божеств (почитание 


34

бога Тангрихана, священных дубовых рощ, отдельно стоящих деревьев), бога огня Куар (иран. квар «солнце»), совершении обрядов с жертвоприношениями в честь различных духов и т. д. совпадают с языческой религией чувашей XVI—XVIII вв. [25; 67, с. 18].

В современном чувашском народе сохраняется традиционная культура и древний язык суваро-булгарских предков, в связи с чем многие идентифицируют себя с суварами, поэтому в начале XXI в., по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., в соответствии с Приказом № 74 от 27.01.2010, Федеральной службой государственной статистики Министерства экономического развития РФ наравне с такими национальностями, как русские (код 2), татары (код 3), украинцы (код 4), башкиры (код 5) и др., включена и национальность сувары (код 1191).

Вследствие этого в последнее время в свидетельствах о рождении ребенка, в свидетельствах о заключении брака в графе «национальность» стали писать — «сувар» (см. вкладку).

Сами себя мы называем «сувары» или «суваро-чуваши», но некоторые так называемые профессиональные историки и писатели в своих околонаучных трудах именуют нас «болгаро-чуваши». Тут, как говорится, кому-то близко свое, родное, а кому-то ближе мнение приспособленцев и пиарщиков.

Булгар (болгар) — это этноним-призыв, означающий «будь един», объединял народы в рамках одного государства, куда входили предки современных чувашей, казанских татар, марийцев, мордвы, удмуртов и бесермян и др.

Надо отметить, что этноним-призыв «булгар» у предков казанских татар стал общим только с середины XIII в., после завоевания монголо-татарами Серебряной (Волжской) Булгарин и с образованием Булгарского улуса Золотой Орды. Не случайно по-тюркски bulgar означает «народ», «простонародье»; по-венгерски pojgar означает «гражданин».

До начала эпохи Просвещения, к концу XVII в., ни чуваши, ни татары, ни финно-угорские этносы не идентифицировали себя с булгарами. Политоним «булгары» начинает занимать в истории народов Поволжья особое место во второй половине XIX в. Булгарская идентичность, несомненно, имеет книжно-литературное происхождение.

В 1920-х гг. пропагандировалось утверждение о том, что чуваши являются единственными прямыми и чистыми потом-


35

ками волжско-камских болгар, допускалась буржуазно-националистическая идеализация эпохи государства Волжской Болгарии. В работах Д.П. Петрова (Юмана), М.П. Петрова, А.П. Прокопьева (Милли) и других краеведов болгарский период изображался как «золотой век» в истории чувашей. В эти же годы националисты развернули кампанию по переименованию чувашей в болгар, а Чувашскую АССР предлагали назвать «Болгарской» [46, с. 10].

Огромное количество левобережных суваро-булгар в XIII— XIV вв. переселилось в Приказанье и бассейн р. Свияга, в XVI— XVII вв. их называли «чепецкими чювашами» и «ясачными чювашами». В то время в Казанском уезде насчитывалось более ста так называемых «чювашских» селений [24]. В дальнейшем они слились с татарами. Таким образом, булгарское (болгарское) наследие является таким же общим достоянием для суваро-чувашей, казанских татар, марийцев, мордвы, удмуртов и бесермян, каким является наследство Киевской Руси для русских, белорусов и украинцев.

Использование в околонаучных трудах терминов «болгары-чуваши» и «булгары-татары» является антинаучным, т. к. в период булгарского владычества на Средней Волге этносов под названием «чуваши» и «татары» не было. Булгары (болгары) — это собирательный образ (как, например, россияне), мог означать некое состояние народов в рамках общей государственности. С распадом Серебряной (Волжской) Булгарин в 1236 г. и Булгарского улуса Золотой Орды в 1438 г. исчезла общность «булгарский народ». Аналогию в этом смысле можно провести с Советским Союзом. Исчез СССР, и исчезла общность «советский народ», равно как и с развалом Югославии, существовавшей с 1918 по 2003 гг., не стало югославского народа и т. д.

Таким образом, все признаки традиционности, которые выражаются в межпоколенческой преемственности, этническом характере, устойчивости и определенности содержания, укорененности на территории обитания своих предков и др., характерны для культуры суваро-чувашей. На протяжении столетий суваро-чуваши успешно передавали культурные традиции из поколения в поколение. Компоненты иных культур за многовековую историю существования постепенно проникали в их традиционную культуру и быстро адаптировались в ней. Лишь только в советский период межпоколенческая 


36

преемственная связь в культуре у существенной части суваро-чувашей, особенно городского населения, была частично нарушена из-за внедрения в массы идеологии «советского человека», что привело к разрушению механизмов передачи традиции.

...