Алп-Илитвер

Христианская культура средневековой Аварии (VII—XVI вв.) в контексте реконструкции политической истории

Спустя два года вышеописанных событий состоялось сокрушительное нашествие хазар на Закавказье. По предположению А. П. Новосельцева — принятие Алп-Илутвером христианства было враждебно встречено основной частью хазарской знати. В последующее время, вплоть до 30-х г. VIII в. нет никаких известий о попытках изменения религии хазар. По мнению Артамонова М. И., обращение князя гуннов Алп-Илутвера было только эпизодом, не сыгравшим сколько-нибудь заметной роли в религиозной жизни страны гуннов, хотя распространение христианства, начавшееся раннее этого эпизода, несомненно продолжалось и после него. И, несмотря на определенные успехи христианских миссионеров, чья деятельность находит наиболее яркое конкретное воплощение в остатках верхнечирьюртовских церквей VII в., христианство не стало официальной религией каганата.

Великий князь Алп-Илитвер

Алп-Илитвер (худ. А.-З. Мусаев)Этот исторический персонаж впервые фигурирует в "Истории агван" Моисея Каганкатваци под 626 г. В этом году Джебу-хаган (Орхан) предпринял поход в Армению. С ним вместе принял участие в этом походе "кровожадный орленок", которого в честь его княжеской принадлежности величали шадом (с. 110, 119). Собственным именем его было Булу, к которому прибавлялся и титул "шад" (принц, т.е. сын кагана). Его имя фигурирует рядом с византийским императором Ираклием в его войнах с персами. Титул "шад" Булу/Булан, по всей вероятности, носил до самой смерти своего отца в 631 г. и переподчинения гуннов хазарским ханам из рода Ашина. С этого времени гунны становятся федератами хазар, а их правитель-царь носит титул "элтебер".

Глава XLV. Ответ на письмо гуннов

От Саhака, армянского католикоса, от всей духовной братии, от князя армянского Григора и от всей паствы наших церквей — радуйтесь в Господе!

Мы беспредельной радостью благодарим [Господа] за обильные дары Христа, за животворное спасение ваше, посланное вам Богом, о которых было нам рассказано.

Глава XLIV. Послание князя гуннов в Армению с той же просьбой

«Епископосапету Великой Армении святому Саhаку и полководцу Армении многопохвальному князю Григору премного приветствий!

Глава XLIII. Возвращение Исраэла, епископа Мец колманка [из страны] гуннов. Двое из вельмож прибывают вслед за ним и просят его стать предводителем [гуннов]

Великий и благочестивый князь гуннов Илитуер снарядил [двоих] вельмож своей страны Итгина из Хурсана и Чата-хазра вслед за святым Исраэлом, с дружественными предложениями и просьбой [назначить Исраэла] духовным предводителем страны гуннов.

Глава XLI. Гунны веруют в Христа через епископа Исраэла. Разрушение капищ и водружение Креста Христова

Доброжелательный великопрестольный князь Алп-Илитуер, его вельможи и многочисленные воины, вдохновенные весьма словами мужа Божьего, увлеченно, с охотой слушавшие его красноречивые проповеди и сладостные наставления, стали восславлять Бога, говоря: «Теперь мы истинно веруем, что Господь чрез него [Исраэла] ниспослал нам свое благодатное утешение, чтобы удержать нас от неразумных дел и всяких дьявольских поступков».

Глава XLII. Великий князь гуннов Илитуер советуется со своими вельможами, чтобы епископ Исраэл остался у них и утвердил там престол hайрапетский

Собрал великий князь гуннов всех вельмож и нахараров своего царства на доброе совещание и говорит им: «Мрак невежества, затмевающий души наши, издавна окутывал нас, и потому мы не могли увидеть свет справедливости всей вселенной. Ныне Господь наш Иисус [132] Христос благостью своей, в лице епископа сего, послал нам предводителя жизни, который и словами, и делами своими укорял и ругал нас за наше беззаконие, и помог нам познать Бога, Творца всего и вся, его чудотворную силу, в которую я истинно уверовал разумом своим

Этническая история Северного Кавказа IV—X вв.

Книга посвящена периоду IV—X вв., имевшему особо важное значение в формировании современных этнических общностей Северного Кавказа. В ней этническая история народов Северного Кавказа рассматривается как единый взаимосвязанный процесс развития Северо-Кавказского региона в целом. В своих выводах автора опирается на анализ разнообразных письменных источников, привлекая данные археологии, этнографии, фольклора и лингвистики.

Царство гуннов в Северном Дагестане

В третьей четверти VII в. владетелем Албании, граничившей на западе с Иверией, на севере с Дербентом, а на юге простиравшейся до Аракса, был князь Джуаншер (636-669 гг.). Он участвовал в борьбе Ирана с арабами, но, убедившись в безнадёжности дела Сасанидов, вернулся на родину и, уничтожив находившийся в г. Партаве персидский гарнизон, на короткое время сделал свою страну независимой.

Subscribe to RSS - Алп-Илитвер