Антон Салмин

История чувашского народа: анализ основных версий

Салмин А. К. История чувашского народа: анализ основных версийМонография посвящена анализу имеющихся основных версий происхождения чувашского народа. Междисциплинарное исследование охватывает хронологические рамки со II в. до середины XX в. Анализируются савирская, булгарская, тюрко-монгольская, гуннская, персидская и угорская версии.

История чувашского народа: савирская гипотеза

Салмин А. К. История чувашского народа: савирская гипотезаВ работе доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунтскамера) РАН А. К. Салмина на основе последних достижений этнонимики, истории, географии, этногеномики, антропологии, археологии, религии, языка и этнографии представлена савирская гипотеза происхождения чувашского народа.

Българите: от Армения до Казан

Това е първото комплексно изследване върху историята на българите от страна на автора. Антон Кирилович Салмин е доктор на историческите науки, водещ научен сътрудник в Музея по антропология и етнография „Петър Велики“ (Кунсткамера) към Руската академия на науките. В своя труд той се основава на достиженията на науки като етнонимика, история, география, етногеномика, археология, религиознание, езикознание, етнология. Основна опора на изследването са първоизточниците.

История чувашей в их этнонимах

Таким образом, этноним чуваш прошел длинный исторический путь трансформации в виде сепер (себер) ^ сывыр (савар) ^ савир (савар, сапир, сабир) ^ сувар (сувас, суван) ^ суваш ^ чаваш (t’savas). Такова судьба этнонима чуваши в лабиринтах времени. Как видим, вопреки расхожему мнению, что этнонимы не могут быть надежным источником в исследованиях по этногенезу, они отражают подлинную историю народа и даже указывают на хронологическую последовательность судьбоносных событий.

Этноним чуваши в лабиринтах времени

Есть утвердившееся мнение, что предки чувашей известны как савиры / сувары [Булатов, Димитриев 1962: 226—236; Егоров 1988: 3—18; Таймасов 2001: 7—33; Николаев 2005: 120, 292—293]. Этот тезис остается открытым для обсуждения, но в любом случае он содержит достаточную почву для историко-филологических разысканий.

Савиры на Кавказе

Во второй половине II в. сувары, предки чувашей (в лингвистической форме Σαύαςοι), зафиксированы Птолемеем на Кавказе ниже аорсов и пагиритов [1, с. 287, 321]. Скорректировать территорию расселения помогает «География» Страбона. Начиная с северных народов, получается следующая картина: сарматы, затем скифы-кочевники, живущие в кибитках, потом аорсы и сираки, проживавшие до Кавказских гор. «Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса», — писал Страбон [2, с. 480]. Хотя Страбона и Птолемея разделяют два века, картина передвижения народов со второй половины I в. до н. э. до второй половины II в. кардинально не изменилась. Нетрудно определить пространство, занимаемое этими племенами от р. Танаис (Дон) до Рипейских (Уральских) гор по горизонтали и от низовий Итиля (Волги) до Кавказских гор по вертикали.

В. В. Радлов и его труды в контексте чувашеведения

Труды В.В. Радлова непосредственно о чувашах, генетически родственных с ними народах, а также об их исторических соседях имеют фундаментальное значение. Пока же радловские разработки чувашеведами не приведены в стройный ряд. Наблюдения, излагаемые здесь, являются первой попыткой систематизации работ Василия Васильевича Радлова в контексте чувашеведения.

Традиционные обряды и верования чувашей

Монография даёт системное представление о малоизученных аспектах народных обрядов и верований чувашей — системе жертвенных даров, вещей, а также о флоре и фауне. Книга написана в русле сравнительно-исторической методологии. Исследование адресовано этнологам и религиоведам, а также всем, кто интересуется вопросами традиционной культуры.

Система религии чувашей

Логически выдержанные монографические работы по методологии изучения системы фольк-религии (system of the folk religion) в мировом религиоведении отсутствуют. Настоящее исследование выполняет две взаимосвязанные задачи: теоретически обосновывает преимущества системного изучения народной религии и впервые дает наиболее полное системное представление о фольк-религии конкретного народа — чувашей. Исследуются система праздников и обрядов, а также система верований. Для реконструкции тех или иных ритуалов, молений, божеств и т. д. автор широко использует сравнительный материал. Книга снабжена таблицами и схемами. Рассчитана на этнологов и религиоведов, а также на всех, кого интересуют вопросы традиционной культуры.

Мост в рай (фрагмент чувашских поминок)

Исследователи высказывают сомнения о наличии в этнических религиях понятия «Рай». Тем не менее, анализ материалов дает положительный ответ. В частности фрагмент традиционных чувашских поминок. В юпа (поминки) чуваши по пути на кладбище проводится немаловажный обряд, который можно было бы назвать «мостом для покойного». Мостик могли построить как до приезда кортежа со столбом, так и по приезду. Для этого выбирают место недалеко от околицы. У д. Старое Бахтиярово Цивильского уезда мостик покойного строили у оврага по дороге в с. Можарки. Такое место для всей деревни было одно и то же.

Subscribe to RSS - Антон Салмин