Бесермяне

Историко-этимологический аспект самоназвания бесермян

Представляется весьма вероятным и логичным, что волжские булгары, а позднее и казанские татары, подразделяли подчиненное им немусульманское население на «мирных» и «немирных» инородцев — «чувашей» и «черемисов». Таким образом в разряд «мирных», т. е. чувашей, совершенно законно попало население правобережья Волги — Горной стороны (предки нынешних чувашей), а также немусульманское население Заказанья, Арской земли — чуваша арские. Население этого последнего района в этническом плане и в волжско-булгарскую, и в золото-ордынскую эпохи, и в эпоху Казанского ханства было, по всей видимости, весьма пёстрым. Наряду с булгарским и кипчакским населением, исповедовавшим ислам, здесь проживали и тюркоязычные немусульманские группы, говорившие, вероятно, на языке, близком современному чувашскому, а также предки южных удмуртов и бесермян. Всю совокупность этого подвластного и платившего подати попеременно Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанскому ханству мирного земледельческого населения булгары и кипчаки именовали «чувашами». Переселившись на Чепцу, предки бесермян принесли туда с собой и это своё старое название.

Самоназвания удмуртов и бесермян, их варианты, названия соседних народов в языке удмуртов и бесермян

Наши исследования языка северных удмуртов наталкивают на мысль о том, что историческая чуваша в бассейне Чепцы была не бесермянами, а действительно группой чувашей, которые жили на одной территории, зачастую в одних населённых пунктах с бесермянами и постепенно смешались с ними.

Об обстоятельствах появления каринских арских князей на Вятке

В грамотах, выданных от имени великого князя Иван IV каринским арским князьям, также предлагалось «ис казанских мест вотяков и чюваш призывати жити на Вятку на мое великого князя имя…и которые люди вотяки и чюваша придут…за которого за арского князя жити, за тем живет». Грамоты XVI в. в числе разноплеменного состава населения Вятской земли (русские, удмурты-отяки, татары, марийцы-черемисы) особо выделяют арян — очевидно выходцев из Арской земли, т. е. «из зарубежья». Поскольку, как нам кажется, первоначально Кара-беку и его потомкам Иваном III было позволено «ведать и доход имать» именно с данной категории населения, включавшей в себя южных удмуртов и бесермян (в источниках «[арская] чюваша»), за ними и закрепилось определение арские [князья].

К вопросу о происхождении самоназвания бесермян

Среди существующих на сегодняшний день гипотез о происхождении этнонима чуваш наиболее обоснованной, на мой взгляд, является та, что возводит данный этнический термин к общетюркскому нарицательному слову со значением «мирный, тихий, спокойный, смирный». Такая трактовка, кроме прочего, хорошо согласуется с мирным, неагрессивным характером и поведением чувашей, отличавшим в историческое время этот народ от их воинственных соседей-марийцев. Наиболее же вероятным предположением о происхождении поволжско-тюркского названия марийцев (тат. чирмеш, чув. çармăс) выглядит гипотеза о его связи с тюркским корнем *čer- ‘сражаться, воевать’. Из этого же поволжско-тюркского источника происходит, по-видимому, и старое русское название марийцев — черемисы.

Из истории формирования этнолингвистических групп удмуртов. Арская группа

Без сомнения, в состав арских, как и южных удмуртов, в большом количестве влились бесермяне (чуваши), поселения которых фиксируют документы ещё XVII—XVIII вв. В среде нижнекамско-нижневятского населения шло обудмуртивание этого крупного и до сего времени загадочного этноса, жившего совместно с удмуртами в составе Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. В середине II тыс. н. э. вместе с нижневятскими удмуртами и с омусульманившимися арскими князьями по невыясненным нами причинам бесермяне переселяются на Нижнюю Чепцу, в среду слободских удмуртов, а оставшаяся часть ассимилировалась в среде татар и удмуртов.

Татарская нация: история и современное развитие

В книге собраны наиболее интересные публикации учёных и государственных деятелей Республики Татарстан последних лет, посвященные анализу проблем этнического развития татарского народа. Сборник подготовлен в связи с предстоящей Всероссийской переписью населения 2002 г. и позволяет глубже понять многие дискуссионные вопросы об истории, культуре татар, их этническом становлении. В работе содержатся и публикации, посвященные сценариям будущего татарской нации.

Бисермины

Можно предположить, что представители булгарской знати, принявшие уже ранее ислам «среднеазиатского образца», после официального принятия ислама в Булгарии в 922 г. продолжали использовать старый термин besermen, противопоставляя себя, как своего рода «староверов», остальной массе новообращенных мусульман. Появление особого самоназвания способствовало дальнейшему выделению первоначально чисто конфессиональной и социальной группы, и позже, в период кипчакизации населения бывшей Волжской Булгарии, этот термин мог уже использоваться в качестве этнонима, обозначающего потомков булгар (булгарской знати) в отличие от кипчаков-татар и других этнических групп.

Новые грамоты арским князьям на Вятке

Почти полное отсутствие письменных источников является серьезной проблемой в изучении истории Удмуртии до XVII в. Достаточно отметить, что для XIV в. мы располагаем одним, а для XV в. двумя довольно смутными известиями русских летописных сводов об удмуртах и районах их расселения. От XVI в. до нас дошло не более десятка подлинных документов, имеющих отношение к территории Удмуртии. К тому же летописи и другие источники очень слабо дифференцируют удмуртов от соседних народов, и проблема идентификации употребляемых в них этнонимов остается нерешенной до сих пор.

Глава IV. Пережитки булгарской культуры у казанских татар и чуваш

Теснейшая связь булгар и казанских татар устанавливается на целом ряде памятников материальной культуры, по антропологическому материалу и по письменным источникам. На тесную связь современных татар с булгарами указывают и те родословные, которые ведутся очень многими татарскими семьями, и которые имеют исходной точкой лиц, вышедших из Болгара.

Subscribe to RSS - Бесермяне