Екатерина Ягафова

Чуваши-мусульмане в XVIII — начале XXI вв.

Ягафова Е. А. Чуваши-мусульмане в XVIII — начале XXI вв.: Монография. — Самара: ПГСГА, 2009. — 128 с.; цв. илл.Монография является первым исследованием этноконфессиональной группы чувашей-мусульман, основанным на архивных, публицистических и полевых этнографических материалах автора. В книге представлена детальная картина формирования группы, особенностей религиозно-обрядовой культуры в XVIII — начале XXI вв.
Издание адресовано этнологам, историкам, религиоведам, культурологам.

Заключение

Исламизация чувашей в Урало-Поволжье в XVIII-XX вв. осуществлялась в несколько этапов. В течение первого этапа, с середины XVIII — в первые десятилетия XIX вв., исламизация носила единичный характер и происходила в местах тесного и многовекового соседства с мусульманами (Присвияжье, север Башкирии). На последующем этапе, в XIX — первых десятилетиях XX вв., переход в мусульманскую религию стал массовым явлением, отразившимся в росте численности и расширении ареала данной этноконфессиональной группы. Исламизация чувашей протекала в рамках массового «отступнического» движения в Урало-Поволжье, охватившего почти все народы региона.

Введение

Структуры большинства народов Урало-Поволжья отличаются мозаичностью и складываются из общностей разного таксономического уровня: субэтнических, этнографических и локальных групп. Составной частью этносов являются малые этноконфессиональные группы (ЭКГ): некрещеные марийцы, чуваши, удмурты, исламизированные группы и представители неортодоксальных христианских течений среди этих народов: старообрядцы, баптисты и др. Формирование групп связано с политической историей Российского государства, с историей взаимоотношений государства и различных конфессий в Урало-Поволжье в XVII-XIX вв.

Формирование и традиционная культура этнотерриториальных групп чувашей в Урало-Поволжье (XVII — начало XX вв.)

Изучение формирования и этнокультурных особенностей локальных (этнотерриториальных) групп представляется актуальной проблемой в контексте процессов, происходящих сегодня в гуманитарной, науке. Атмосфера относительной открытости, характерная для последних десятилетий, позволила отечественным ученым-обществоведам, в том числе и этнологам, гораздо свободнее, чем раньше, высказывать и отстаивать собственные точки зрения, а также сделала возможной привлечение зарубежных теоретических разработок. Такая ситуация привела к критическому пересмотру теоретико-методологических основ этнологии, прежде всего теории этноса, и активной дискуссии о природе этноса и этничности, нашедшей отражение на страницах «Этнографического обозрения» и в отдельных изданиях.

Subscribe to RSS - Екатерина Ягафова