Финно-угры

Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья

Несмотря на ограниченность раннесреденевековых письменных источников по истории региона, они позволяют хотя бы в общих чертах отследить эволюцию его этнической карты в булгарское время.

Конские захоронения и культ коня в среднем Поволжье и Предуралье во второй половине I — первой половине II тыс. н. э.: к постановке проблемы

Таким образом, культ коня на территории Среднего Поволжья и Прикамья во 2-й половине I — 1-й половине II тыс. н. э. отражал как местные традиции, так и процессы проникновения и закрепления культурных инноваций в период активизации миграционных процессов на евразийском континенте.

Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья. Часть I. Истоки этногенеза финских народов

В Европейской части России, на территории Среднего Поволжья и Приуралья, располагается семь национальных республик (Башкортостан, Мари-Эл, Коми, Татарстан, Удмуртия и Чувашия). Изучение вопросов происхождения проживающих здесь народов имеет не только научное и практическое значение. Их прошлое, настоящее и будущее неразрывно связано с историей России и является неотъемлемой частью современных этнокультурных процессов.

Костные остатки животных в погребальном обряде финно-угорских могильников 1 тыс. н. э. в Прикамье как этнографический признак

Погребальный обряд является одним из этнографических признаков, а изменения в ритуале могут являться и показателем включения иноплеменных групп населения на исследуемую территорию. Поэтому детальный анализ изученных могильников в плане захоронения животных может дать важные материалы для решения проблем социального и экономического развития финно-угорских этнических групп в рассматриваемый период.

О сообществе финно-угорских народов Урало-Поволжья и чувашей в поликультурном пространстве России XXI века

Итак, в культе Кереметя / Киреметя прослеживаются как очень древние финно-угорские почитания священных деревьев и мест, так и мусульманские культы святых и их могил. Фактически чувашская, отчасти марийская и удмуртская, народные религии до принятия христианства представляли собой мусульманско-языческий синкретизм. В них этнические постоянные проявляются в самых различных формах, прикрытые самыми различными ценностными обоснованиями в любых модификациях этнической культуры (9; 597). Относительно легко их можно обнаружить в преломленном сознании народа готовых, то есть внешних религиозно-идеологических представлений.

Русский генофонд на Русской равнине

В книге впервые проведен комплексный анализ данных разных наук о генофонде русского народа на основе геногеографической технологии. Сведена воедино вся имеющаяся на сегодняшний день информация о физическом облике, кожных узорах, группах крови, аутосомных ДНК маркерах, митохондриальной ДНК, Y хромосоме и фамилиях сотен русских популяций. Все эти семь "свидетелей" говорят с читателем на языке карт. Авторы провели обширное экспедиционное изучение русского населения - от Белого моря до Черного. Но чтобы проникнуть в историю русского генофонда, его "портрет" пришлось написать на фоне не только Европы, но и всей Евразии. Для этого привлечен огромный массив литературных данных. Сто двадцать пять карт книги позволят читателю увидеть все генофонды своими глазами. Книга рассчитана на исследователей разных специальностей, преподавателей, студентов и широкий круг читателей, которые любят получать сведения из рук самих учёных.

Спорные вопросы этнической истории северо-восточной Руси IX—XIII веков

Рассмотренные проблемы этнической истории Северо-Востока эпохи раннего средневековья далеки от окончательного разрешения. Однако в общих чертах выяснена роль двух основных этнических компонентов — славянского и финно-угорского — в процессе формирования древнерусской народности. Определены характер и доля вклада в материальную и духовную культуру скандинавов. Дальнейшие исследования, несомненно, углубят и конкретизируют наши представления о сложнейших процессах развития этого края в домонгольское время.

Кряшены и татары: некоторые данные по сравнительной характеристики быта

Кряшены больше, чем татары, сближаются также с соседними финскими народностями и с чувашами, ибо эти влияния у них не затемнены позднейшими мусульманско-восточными влияниями и скорее характеризуют прежние отношения народностей в крае, когда ислам еще не проникал так полно в быт народности, а влияние соседей, связанных с татарами общностью хозяйственных форм, возможных в крае, было с самого начала появления турок в В.-Камском крае и является, по-видимому, наследством более древних культур края. Не унаследовали кряшены и торговых навыков, которые проникли в татарские массы уже в русскую эпоху, вместе с горожанами из разрушенных городских центров, в которых они культивировались благодаря выгодным торговым путям. Эти пути связывали татарскую буржуазию особенно прочными узами с мусульманским Востоком, культура которого уже в русскую эпоху была объявлена верхами татарского общества национальной культурой. Ею то и пропитала татарская буржуазия широкие татарские массы, создавая центры образования в гуще татарских деревень, но она не коснулась кряшен, в то время уже оторванных. Формальное же отношение миссионеров к новой пастве и её быту дало то, что кряшены сохранили свой быт целиком и могут до известной степени служить живым остатком того быта, который имели широкие татарские массы до русского завоевания.

Калевала

В момент выхода Калевалы в 1835 году Финляндия в течение четверти века была автономным Великим Княжеством. До 1809 года Финляндия была частью Шведского государства. Калевала явилась поворотным моментом для финноязычной культуры и вызвала интерес также за рубежом. Она укрепила среди финнов уверенность в широкие возможности собственного языка и культуры. Она сделала маленький народ известным другим народам Европы. Калевалу стали называть финским национальным эпосом.

Subscribe to RSS - Финно-угры