Казань

Новое мифотворчество в современной исторической науке

Когда нет хлеба, то хочется зрелищ, когда всем плохо — хочется чуда. Эта почва всеобщего недовольства и всеобщего ожидания лучшего наиболее благоприятна для усвоения и даже развития того, что мы назовем мифом. Не зря же А. Ф. Лосев в качестве диалектической формулы вывел, что «миф есть в словах данная чудесная личностная история». Т. е. миф — есть по происхождению явление изустное (хотя бы первоначально), по форме — чудесное, по изложению — личностное (субъективное).

Казанские эксперты: возведение памятника «защитникам Казани» не имеет смысла

Главным памятником защитникам Кремля является мечеть Кул Шариф, ведь именно он погиб одним из последних защитников казанской цитадели в той битве. Этого более чем достаточно, создавать специальный памятник не целесообразно. К тому же, когда в свое время рассматривался вопрос о возможности возведения памятника защитникам Казани, не нашлось достойных проектов и идей.

Старая Казань: Рыбная площадь — Кольцо

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из главы «Сувары или чуваши?» книги Ильдара Абдулловича Алиева «Старая Казань: Рыбная площадь — Кольцо»

Памятнику защитникам Казани — быть

Памятнику защитникам Казани — бытьМонумент павшим воинам представляет собой пирамиду, на вершине которой находится каменный шар. По замыслу скульптора идея такова, что города могут разрушаться, исчезать с лица земли, но в памяти народной события, подобные обороне Казани в 1552 году, должны оставаться. Эта мысль будет написана на скульптуре на английском, русском и татарском языках. На самом же каменном ядре, на верхушке пирамиды, арабскими буквами выгравируют татарскую народную пословицу «Камень не вечен, нетленная память».

Историческая география города Казани и его предместий в XVI—XVII вв.

Столица татарского ханства была окружена слободами и деревнями, которые сыграли специфическую роль в становлении Казани как главного города региона, выполняя определенную хозяйственно-экономическую функцию. Большинство этих поселений располагалось на берегах рек и озер - Казанки, Булака, Ноксы, Дертюли, Киндери, Ички Казани, Кабан и других водоемов — благо, город и его окрестности были богаты ими. Такое расположение было продиктовано, в первую очередь, экономическими интересами. Ареал расположения селений, большая часть которых принадлежала ханам, к северу и востоку от Казани. Наше исследование показало, что населенные пункты в предместьях города, за исключением Армянской слободы, были татарскими, жители которых занимались производством ремесленных изделий, земледелием, скотоводством, побочными промыслами. Жители таких поселений, как Бишбалта, Кураишева слобода, стали специализироваться в производстве промышленных изделий. На восточном побережье озера Нижний Кабан процветала торгово-ремесленная слобода армян. Тезисы о существовании небольшого русского населенного пункта в районе Зилантовой горы и чувашских поселений в окрестностях Казани не подтверждаются.

На памятник защитникам Казани можно посмотреть

На памятник защитникам Казани можно посмотретьПамятник воинам, погибшим при взятии Казани в 1552 году, будет представлять собой композицию скалы и врезающегося в нее шара. По замыслу автора, художника-графика Академии живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина из Санкт-Петербурга Нияза Хазиахметова, скала символизирует Казанское ханство, а шар — войско Ивана Грозного. Скала будет выполнена из камня зеленый змеевик, а шар — из меди. На шаре будет выполнена надпись из Корана: «И об убитых на пути Всевышнего. Не говорите, что они мертвы. Нет! Они живы, но этого постичь вам не дано». Перевод надписи на татарском, русском и английском языках будет высечен на другом элементе композиции — скале.

Средневековая Казань

Взятие Казани Махмутеком и убиение им казанского князя является фактом захвата существовавшей до него местной власти с правом престолонаследия (вотчич — это наследник). Либея (Али-бия; «бий» означает князя) можно отождествлять с «царевичем и князем Али-бабой», упомянутым в Воскресенской летописи и Пискаревском летописце при сообщении о походе казанцев на Галич чуть раньше, в 1429 г. (Азый мог быть его параллельным именем или же его сыном-наследником-«вотчичом», ставшим князем к 1445 г.). Все эти материалы убедительно свидетельствуют о существовании отдельного, самостоятельного Казанского княжества с местным населением и с местным управлением. Завоевание этого княжества Махмутеком явилось не закономерным историческим процессом, а случаем, вызванным изгнанием из Золотой Орды его отца Улу-Мухаммеда и приходом последнего на восточно-русские земли, рядом с которыми, а именно в Казанском княжестве с его тюркским населением, возникла возможность восстановления низверженной в Орде ханской власти.
Безусловно, как политическое объединение, Казанское ханство образовалось после распада Золотой Орды. Именно тогда, когда пала некогда единая и мощная Орда, возникла возможность образования отдельных самостоятельных государств на ее перифериях, заселенных местным домонгольским населением. По марксистскому учению, «не государство обуславливает и определяет общество, а гражданским обществом обуславливается и определяется государство» Задолго до прихода чингизидов-ордынцев в Казани и на казанской земле жили волжские булгары, названные к тому времени казанцами — «булгары, глаголемии казанцы», по определению русских летописей.

Иван Грозный (1 серия)

В первой серии двухсерийного фильма «Иван Грозный», снятого Сергеем Эйзенштейном в 1944 г., описываются ранний период правления Ивана Грозного, первые восемнадцать лет — до введения опричнины в 1565 году. На это время приходятся военные победы под Казанью.

Краткая история города Казани

49. Около 1469 сделана была перепись земель Хана Ибрагима: «Со всею землею своею Камскою и Сыплинскою, и с Костятцкою, и из Беловоложкою, и Вотяцкою и Бакширскою». Ник. VI. II. К жителям нагорной стороны, (горные люди) причислены Чуваши, Черемиса, Мордва, Можары, Тарханы. Сузд. IV. 234. Царст. кн. 772.

Subscribe to RSS - Казань