Казанское ханство

К истории исследования проблем хозяйственной деятельности булгаро-татарского населения средневековых городов Среднего Поволжья (по данным археозоологических материалов)

В последнее время применения методов естественных и технических наук при работах с историческими материалами из археологических раскопок привлекают все большее внимание ученых-историков. Так, определение и статистическая обработка костных остатков домашних и диких животных, получаемых археологами при раскопках памятников материальной культуры древних людей, позволяют палеозоологам освещать важные стороны их хозяйственной деятельности, помогая тем самым изучению ряда вопросов, связанных с историей появления и развития производящих форм хозяйства с их социально-экономической направленностью. Эти исследования важны как для историков и археологов, для зоотехников и зоологов, поскольку представляются неоценимым вкладом в материалы для изучения истории животноводства, охоты, происхождения и эволюции домашних животных, в изучение вопросов, связанных с изменениями экологической обстановки края.

Информация Московского правительства о русском протекторате над Казанским ханством и о присоединении его к России, переданная дипломатами Священной Римской империи

Освещается вопрос об информации, доводимой Московским правительством в 1517–1584 гг. до сведения императоров «Священной Римской империи германской нации» о русском протекторате над Казанским ханством, о присоединении к России территорий Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, о договорных отношениях России с Ногайской Ордой.

История Казанского ханства в трудах татарских историков конца XIX — начала XX в.

В числе первых национальных историков, обративших пристальное внимание на историю Среднего Поволжья феодального периода, необходимо назвать имама Хусаина Амирханова (ок. 1815—1893). Активное увлечение историей своего народа он объяснял так: «Имеется много солидных книг, написанных на разных языках, которые отражают многие факты и дают их анализ, о разных странах-государствах (йорт) и ученых. Из книг по мусульманской юриспруденции известно многое о Булгарском Юрте, издавна бывшем Великим Исламским юртом. Во многих книгах он назван "Страна Булгар" (кэшэhрил Болгар). Несмотря на это, удивительно, нет ни одной достойной внимания исторической книги [об этой стране]»[2]. Его опубликованные исторические произведения «Таварихы Болгария» («История Булгарии», Казань, 1883) и «Ножумет-таварих» («Звезда историй», Петербург, 1884) имели большой успех у тюрко-мусульманской читательской аудитории конца XIX — начала XX в. Если «Звезда историй» содержала очерки о жизни и деятельности пророков, мусульманских правителей, Чингиз-хана, Тамерлана, Наполеона и т.д., то «История Булгарии» отражала мнение автора об этногенезе казанских татар (по определению Х. Амирхана – «булгар», «булгарских тюрок», «булгарских мусульман») и о жизнедеятельности правителей «Булгарского Юрта» (Волжской Булгарии и Казанского ханства).

Образование Казанского и Касимовского ханств

В монографии на основе многочисленных, в том числе впервые привлекаемых материалов рассматривается проблема распада Золотой Орды, возникновения и первых лет существования Казанского и Касимовского ханств. Сопоставляются существующие точки зрения, даются новые трактовки и гипотезы. Проблема возникновения Казанского и Касимовского ханств впервые рассматривается комплексно.

О кипчакско-несторианском происхождении кряшен

Не менее интересными для исследования оказываются так называемые татары-мишари. О них доподлинно известно, что ислам проник в их среду крайне поздно, в XVI—XVII веках среди них были еще неисламизированные татары. То есть эти татары исламизировались уже после взятия Казани — это тем более любопытно, так как Нижегородские татары говорят на особом диалекте татарского языка, который практически идентичен диалекту молькеевских кряшен. Также было замечено, что именно их язык гораздо ближе стоит к куманскому, то есть кыпчакскому языку и их антропологические особенности: большая европеоидность, подтверждает их кыпчакское прошлое — как известно кипчаки были европеоиды. Таким образом, у нас есть достоверные источники о татарах, которые были исламизированы крайне поздно, и о кряшенах, которые близки с ними по языку и антропологическим признакам. Более того, среди исторических памятников мишарей часто находят кресты, а многие их праздничные традиции явно имеют христианские корни. Получается, что нынешние татары-мишари, в основном исповедующие ислам, ранее были язычниками или несторианами, как и их предки кипчаки, а возможно, какое-то время они были и православными. В то время как молькеевские кряшены из того же состояния, но пришли не к исламу, а к православию. Однако молькеевские кряшены — это особая группа, но известно, что и язык других кряшен, не подвергшихся влиянию татарско-казанского языка, считается более архаичным, что естественно, в этом языке сохраняются древне кипчакские слова.

Средневолжские народы в политических и социально-экономических условиях Казанского ханства

Новизна работы состоит в том, что в ней обобщаются достижения предшествующей историографии проблемы и на основе анализа всех имеющихся на данный момент источников производится объективное изучение истории средневолжских народов XV — первой половины XVI веков.

Присоединение Марийского края к Русскому государству

Обстоятельства, которые привели к вхождению народов Среднего Поволжья, в том числе и марийцев, в состав Русского государства, вызывают живой и постоянный интерес у значительной части населения средневолжского региона и России в целом. Во многом это связано с выдвижением на передний план как государством, так и обществом вопросов, связанных с разносторонними межгосударственными и межэтническими взаимоотношениями в прошлом и настоящем. Даже людей, далеких от политики и не занимающихся соответствующими научными исследованиями, манят своими хитросплетениями, драматизмом, порой парадоксальностью и загадочностью, а также своим величием события тех лет. Это было время, когда марийцы и другие народы Среднего Поволжья, несмотря на длительное и упорное сопротивление, были вынуждены влиться в государственное образование русского этноса, когда зарождалась могущественная полиэтническая держава, Российская империя.

Раздел VI. Казанское ханство

В той же «Казанской истории» сообщается, что вместе с Улу-Мухаммедом пришли тогда 3000 воинов. Это — явно приуменьшенное число. Армия золотоордынского хана даже в период распада государства, когда от него ушли многие военачальники и часть войска, никак не могла составлять такое мизерное количество. Да и происходившие затем известные нам события говорят о том, что Улу-Мухаммед располагал еще немалыми силами. Его армия разгромила 40-тысячное войско Василия II, а с отрядом в 3000 воинов сделать это было просто невозможно; также невозможно было осаждать с этим войском Москву в течение 10 дней всего год спустя, а в 1445 году еще раз разгромить московское войско и взять в плен самого великого князя. Учитывая все это, есть основание говорить о том, что армия Улу-Мухаммеда состояла из несравнимо большего числа воинов, чем указано в «Казанской истории». Если он победил русскую армию в 40 000 воинов, то можно предположить, что ханское войско было едва ли меньше. Таким образом, общую численность татарского населения улу-мухаммедовской орды можно было бы назвать в пределах не менее 200 тысяч. Чтобы вычислить состав населения какого-нибудь государства или города, если известно количество их воинов, умножают это число на пять, ибо семья каждого воина (старики, женщины, дети и др.) состояла в среднем из пяти человек. Так принято в историко-этнографической науке.
Следовательно, вместе с Улу-Мухаммедом в Среднее Поволжье пришло солидное количество татарского населения, сыгравшее большую роль в окончательном формировании народности казанских татар.

История родного края. Учебное пособие. Хрестоматия. Часть I. — Чебоксары, 1993.

medium_Istoriya_rodnogo_kraya_1993.jpgХрестоматия по истории Чувашского края, часть I, представляет собой сборник документов и материалов, охватывающих его историю с древнейших времен во 1917 г. Публикуемые материалы подобраны в соответствии с программой по истории Чувашии и могут быть использованы как в учебной, так и во внеклассной работе с учащимися VIII —X классов. Построенная на разнообразном материале хрестоматия представляет интерес не только для учителей истории, но и для всех интересующихся прошлым своего края.

Очерки по истории Казанского ханства

Книга посвящена истории Казанского ханства — государства Поволжских татар, существовавшего в бассейнах среднего и нижнего течения р. Волги с 1438 г. по 1552 г. Завоевание Казанского ханства царем Иваном IV явилось важнейшей исторической вехой в формировании Российского государства. Автор книги, проф. М. Худяков, детально прослеживает периоды становления, развития и падения Казанского ханства, анализирует причины и следствия падения.

Subscribe to RSS - Казанское ханство