Кряшены

Кто спасет исчезающие ценности, или перспективы развития культуры кряшен в современных условиях

В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Волго-Камского региона к России сложились исторические условия, при которых часть булгарского населения, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков. Основные признаки этнической культуры этих двух христианских сообществ получили свое оформление в глубинах истории Волго-Камского региона. История формирования этнической, а также конфессиональной культуры этих сообществ интересна и привлекает к себе внимание специалистов различных направлений в науке. Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько иной оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчакском языке.

Национальное самоопределение кряшен: история и современность

23 ноября 2012 года в столице Татарстана прошло заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Национальное самоопределение кряшен: история и современность», прошедшее в формате научной конференции. Мероприятие было организовано Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ и было посвящено памяти известного кряшенского историка Максима Глухова (1937—2003), которому исполнилось бы в этот день 75 лет.

Ногай, ногаи и ногайцы

В самом деле, Ногайская Орда как государственное образование возникла в конце ХIV — начале ХV вв. Создавалась она напряженной деятельностью не менее великого темника, чем Ногай, темника из мангытов Идегея. Вот и спрашивается: кто уже помнил умершего почти 100 лет назад Ногая и почему орда не взяла себе название по имени еще живого тогда лидера — Идегея? Ведь Идегей — гордость ногайского и татарского народов и теперь. О нем сложился народный эпос, от него берут начало все известные в истории ногайские беклярибеки. Почему бы им не взять в качестве самоназвания этноним «идегейцы»? Звучало бы не менее эффектно.

Позывные вечности в истории

Самое же интересное, пожалуй, в том, что в такое время ислам принимали целыми поселениями чуваши, марийцы, удмурты, мордва и даже русские (Материалы по истории Татарии, с. 235). Надо полагать, это были такие русские населенные пункты, жители которых владели татарским языком, а сами поселения находились в окружении татарских деревень. Ну, а отдельным русским семьям, особенно ремесленникам (кузнецам, пимокатчикам и др.), жившим непосредственно в татарских общинах, как говорится в таких случаях, сам Бог велел.

Нагайбаки — гвардейцы Сеюмбеки

Или, попробуйте, например, сказать современному татарину-«булгаристу», особенно выходцу из среды отпавших* от христианства, что он тоже в сущности ногай, а его изначальное самоназвание — керешен, т. е. житель гор, горец. Он даже слышать про это не захочет, с порога отметет идею...

Школа Тимофеева

С момента открытия до февраля 1917 года было известно как Центральная крещено-татарская школа. В течение нескольких лет после революции она именовалась Кряшенской учительской семинарией, а до слияния ее в 1930 году с рабфаком Восточно-педагогического института. — Кряшенским педагогическим техникумом.

Достоверная гипотеза о происхождении казанских татар

В капитальном труде «История Татарской АССР» на с. 103 читаем: «На развалинах Волжской Булгарии на местной этнической и экономической базе в середине XV века возникло новое государственное объединение — Казанское ханство, на территории которого и происходит процесс завершения формирования казанских татар. Этническую основу этого народа по преимуществу составляли камские булгары.»

Кряшены и их народная религиозность

Начиная статью о религиозности кряшен, вероятно, следовало бы привести некое краткое энциклопедическое определение того, кем собственно являются кряшены, но с подобным определением дело обстоит далеко не так просто и связано это с тем, что сама история происхождения кряшен довольно неоднозначна и относительно их происхождения существует большое количество версий. Кряшен часто называют крещеными татарами. Действительно, большая часть кряшен традиционно исповедует православное христианство, хотя есть и отдельные группы некрещеных кряшен. Проживают они по преимуществу в Республике Татарстан, но компактные расселения кряшен есть и в других регионах Поволжья.

Кряшены и их соседи: межкультурное взаимодействие и этническая идентичность

Данные заметки основываются на наблюдениях и материалах собранных мной во время полевой работы в Республике Татарстан летом 2006 года и предыдущим летом 2005 года. Главным объектом моего внимания было кряшенское население Пестречинского и Кайбицкого районов Республики, издавна компактно проживающее в этой местности. Как известно, кряшены Пестречинского района относятся к заказанской этнографической группе; кряшенское население Кайбицкого района известно под именем «молькеевских кряшен» и также представляют собой особую этнографическую группу со своей историко-культурной спецификой.

Казанские татары и их предки

Таким образом, формирование народности казанских татар нача­лось после возникновения Казанского ханства и продолжалось несколько столетий, именно путем отатаривания в основном чувашей, они же булгары, которых и надо считать в первую очередь пред­ками казанских татар.

Страницы

Subscribe to RSS - Кряшены