Кряшены

Кто спасет исчезающие ценности, или перспективы развития культуры кряшен в современных условиях

В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Волго-Камского региона к России сложились исторические условия, при которых часть булгарского населения, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков. Основные признаки этнической культуры этих двух христианских сообществ получили свое оформление в глубинах истории Волго-Камского региона. История формирования этнической, а также конфессиональной культуры этих сообществ интересна и привлекает к себе внимание специалистов различных направлений в науке. Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько иной оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчакском языке.

Ногай, ногаи и ногайцы

В самом деле, Ногайская Орда как государственное образование возникла в конце ХIV — начале ХV вв. Создавалась она напряженной деятельностью не менее великого темника, чем Ногай, темника из мангытов Идегея. Вот и спрашивается: кто уже помнил умершего почти 100 лет назад Ногая и почему орда не взяла себе название по имени еще живого тогда лидера — Идегея? Ведь Идегей — гордость ногайского и татарского народов и теперь. О нем сложился народный эпос, от него берут начало все известные в истории ногайские беклярибеки. Почему бы им не взять в качестве самоназвания этноним «идегейцы»? Звучало бы не менее эффектно.

Позывные вечности в истории

Самое же интересное, пожалуй, в том, что в такое время ислам принимали целыми поселениями чуваши, марийцы, удмурты, мордва и даже русские (Материалы по истории Татарии, с. 235). Надо полагать, это были такие русские населенные пункты, жители которых владели татарским языком, а сами поселения находились в окружении татарских деревень. Ну, а отдельным русским семьям, особенно ремесленникам (кузнецам, пимокатчикам и др.), жившим непосредственно в татарских общинах, как говорится в таких случаях, сам Бог велел.

Нагайбаки — гвардейцы Сеюмбеки

Или, попробуйте, например, сказать современному татарину-«булгаристу», особенно выходцу из среды отпавших* от христианства, что он тоже в сущности ногай, а его изначальное самоназвание — керешен, т. е. житель гор, горец. Он даже слышать про это не захочет, с порога отметет идею...

Школа Тимофеева

С момента открытия до февраля 1917 года было известно как Центральная крещено-татарская школа. В течение нескольких лет после революции она именовалась Кряшенской учительской семинарией, а до слияния ее в 1930 году с рабфаком Восточно-педагогического института. — Кряшенским педагогическим техникумом.

Достоверная гипотеза о происхождении казанских татар

В капитальном труде «История Татарской АССР» на с. 103 читаем: «На развалинах Волжской Булгарии на местной этнической и экономической базе в середине XV века возникло новое государственное объединение — Казанское ханство, на территории которого и происходит процесс завершения формирования казанских татар. Этническую основу этого народа по преимуществу составляли камские булгары.»

Кряшены и их соседи: межкультурное взаимодействие и этническая идентичность

Данные заметки основываются на наблюдениях и материалах собранных мной во время полевой работы в Республике Татарстан летом 2006 года и предыдущим летом 2005 года. Главным объектом моего внимания было кряшенское население Пестречинского и Кайбицкого районов Республики, издавна компактно проживающее в этой местности. Как известно, кряшены Пестречинского района относятся к заказанской этнографической группе; кряшенское население Кайбицкого района известно под именем «молькеевских кряшен» и также представляют собой особую этнографическую группу со своей историко-культурной спецификой.

Казанские татары и их предки

Таким образом, формирование народности казанских татар нача­лось после возникновения Казанского ханства и продолжалось несколько столетий, именно путем отатаривания в основном чувашей, они же булгары, которых и надо считать в первую очередь пред­ками казанских татар.

Проблемы этнокультурной специфики кряшен и нагайбаков в общественно-политических дискуссиях рубежа XX—XXI вв.

Теперь, когда прошло уже немало времени и «отшумели страсти» по переписи 9—16 октября 2002 г., как и по обнародованию её результатов (2004—05 гг.), представляется возможным — и даже неизбежным — ретроспективный взгляд на процесс «субэтноконфессионального самоопределения», вновь охвативший, как и столетие назад (на изломе веков и тысячелетий), ряд российских регионов.

Ранний монотеизм в аграрном «языческом» ритуале татаро-чувашского межэтнического пограничья

И древние типы верований могут повторяться в развитых религиях, стадиально предшествуя им. Автор ограниченно использует устаревший термин «язычество» (которым обычно переводится параллельно существующее в Средневолжье и Приуралье на разных языках любопытное понятие «некрещенство»).
Действительно, к рассматриваемой ситуации в чувашском и соседнем татарском «некрещенстве» неприложимы ни понятие «политеизм» (многобожие), ни даже « (г)енотеизм» (главнобожие). Традиционные верования чувашей описывает, насколько удалось проследить, не модель «верховный бог — боги» (живущие на небе и сочетающиеся функциями), а, скорее, модель «бог — духи». У татароязычных же «язычников» схема мироосмысления аналогична, но ещё более проста.

Страницы

Subscribe to RSS - Кряшены