Леонид Браславский

Язычники, староверы, баптисты и другие — все в одном томе

На начало нынешнего года в Чувашии зарегистрировано около 200 религиозных объединений. Когда, почему и как они появились в нашей республике? На эти и другие вопросы дает развернутый ответ в своей новой книге «Религиозные и оккультные течения в Чувашии» религиовед Л. Браславский.

Вместо введения

Волна новых религиозных движений и культов постепенно докатилась и до Чувашии. Неограниченное число вероучений и религиозно мистических догм моментально заполнило пустующее после ухода социалистических принципов место в душе наших соотечественников. Потребность к духовности привела к созданию всевозможных течений от восточных экзотических групп до монашеских объединений, от тайных религиозных орденов до полувоенных организаций.

Литература и источники

1. Абдул-Баха Воля и Завещание Абдул-Баха. Санкт-Петербург, 1993.

2. Альманах по истории русского баптизма. Санкт-Петербург, 1997.

3. Аринин А.Н. Сен-Жермен о мудрости души или наука атманософия. Чебоксары, 1998.

4. Асауляк О. Книга огней. М., 1998.

5. Баха-Улла. М., 1992.

6. Бахаулла Крупицы. Санкт-Петербург, 1994.

7. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.

8. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен. М., 19%.

Послесловие

Конец 90-х годов подводит итоги эволюции сект, деноминаций, культов и оккультных течений XX века. Многое в них изменилось, иным стало и отношение к ним со стороны общественности. Раньше часто высказывались отрицательные оценки, отмечавшие свойственный нетрадиционным религиям культ иррационализма и мистики, их враждебность обществу. Потом прошло немного времени, и эта критика уступила место открытому одобрению и даже восхвалению нетрадиционных религий. Благодаря обновлению ими форм и методов они глубоко проникли в повседневную психологию средних слоев, особенно принадлежащей к ним молодежи и интеллигенции. Секты легализовались, клубы медитации, кружки йоги обрели статус практических семинаров, кооперативы занимаются нетрадиционными лечениями, создаются группы поиска контактеров.

Культы

В начале 90-х годов в разных районах нашей страны стали возрождаться так называемые языческие национальные веры — культы (в современной литературе их принято именовать термином — неоязычество). Ряды неоязычников на протяжении четырёх лет уверенно росли, им предоставляли для выступлений залы, средства массовой информации (газеты, журналы, радиоэфир, телевидение). Судя по высказыванию руководителей неоязыческих течений, основной целью их являлось изгнание «захватнической христианской церкви» с исконной территории. В сферу интересов «поборников исторической правды» и возрождения «национальной духовности» входят регионы России, где проживают их соплеменники. По оценкам некоторых экспертов, по своей сути к неоязыческим течениям примыкают и группы сатанистов. К сатанинским культам, действующим в России, относятся: «Южный крест», «Черный ангел», «Черный дракон», «Российская церковь сатаны», «Синий лотос», «Зеленый орден», «Общество сатаны», а также так называемый «внутренний круг» адептов Порфирия Иванова (118, 134).

От автора

Более тридцати лет занимаюсь я изучением религии в Чувашии. Издав ряд книг и несколько десятков статей в научных сборниках по религиозному сектантству, а затем книги «Православные храмы Чувашии» и «Ислам в Чувашии», казалось, что в принципе я достиг поставленной перед собой цели систематизировать и охарактеризовать в целом развитие религиозных движений в Чувашии концу XX века. Однако происходящие социально-политические перемены в стране выплеснули на арену жизни множество религиозных направлений, о которых не было известно в России и тем более в Чувашии. В конце 80-х годов по официальным данным, на территории Чувашии было зарегистрировано около 40 православных общин, 2 мусульманских общин и 2 общины евангельских христиан-баптистов. Кроме них без регистрации действовали несколько групп староверов, адвентистов, пятидесятников.

Subscribe to RSS - Леонид Браславский