Могильники

Раннеболгарский Больше-Тарханский могильник

Памятник расположен на правом берегу Волги у западной окраины села Большие Тарханы Тетюшского района. Грунтовый могильник обнаружен в 1939—1941 гг. Изучение его начато в 1950 г. и продолжено в 1957 и 1960 гг.

О могильнике написана большая монография В. Ф. Генинга и А. Х. Халикова. Исследователи считают, что могильник оставлен группой болгарского населения Подонья, откочевавшего в Среднее Поволжье в конце VII — начале VIII в. По комплексам вещей, а также найденным в могильнике сасанидской драхме, монете хорезмийского типа времен арабского завоевания; обломку аббасидского дирхема, он датируется второй половиной VIII — первой половиной IX вв. и является одним из наиболее ранних памятников приазовских болгар в Среднем Поволжье.

Больше-Меминский могильник

Исследование языческих позднесредневековых могильников XVI—XVIII вв., расположенных на территории Татарии, длительное время оставалось вне поля зрения исследователей. Дореволюционная этнографическая литература была основным источником по материальной и духовной культуре языческих народов, проживающих на этой территории, зачастую она носила противоречивый характер. В связи с этим, в настоящее время возникла необходимость введения в научный оборот археологических материалов по истории инородцев XVI—XVIII вв. Больше-Меминский могильник является одним из первых памятников, давших массовый археологический материал для исследования.

Костные остатки животных в погребальном обряде финно-угорских могильников 1 тыс. н. э. в Прикамье как этнографический признак

Погребальный обряд является одним из этнографических признаков, а изменения в ритуале могут являться и показателем включения иноплеменных групп населения на исследуемую территорию. Поэтому детальный анализ изученных могильников в плане захоронения животных может дать важные материалы для решения проблем социального и экономического развития финно-угорских этнических групп в рассматриваемый период.

Погребальный обряд народов Волго-Камья XVI—XIX веков по археологическим и этнографическим материалам

Сопоставительный анализ погребального обряда чуваш, марийцев и татар по археологическим и этнографическим данным позволил придти к следующим выводам: 1. Погребальный обряд чувашского, марийского и удмуртского народов включает в себя много общих элементов, имеющих видимо, истоки в древней культуре поволжских финнов (небольшая глубина могильных ям, отсутствие фобов, захоронение умерших на лубяной или войлочной подстилках, наличие угольной подсыпки на дне могил, северная ориентация умерших, набор погребального инвентаря и украшений, облом кончиков ножей и т. д.). Наличие некоторых несущественных отличий не в состоянии изменить общей картины в целом. 2. Сопоставление чувашского погребального обряда с языческим и мусульманским обрядами волжских булгар свидетельствуют об их отличии. Погребальные обряды этих народов не имеют в своей основе общих элементов и их развитие шло различными путями. 3. Приведенные археологические и этнографические параллели убедительно указывают на сохранение в погребальном обряде чуваш генетических связей с финно-язычными народами и прежде всего с марийцами. 4. Видимо поволжско-финский компонент, близкий к марийскому, сыграл большую роль в формировании погребального обряда чувашского народа и в его этногенезе в целом. 5. Высказывания некоторых чувашских исследователей о мусульманстве на территории Чувашии не являются на наш взгляд убедительными и не подтверждаются археологическими и этнографическими материалами. 6. Дальнейшее изучение погребальных памятников на территории Чувашии, в частности могильников второй половины I—II тысячелетий н. э., позволит в дальнейшем полнее выявить роль тюркоязычных и финноязычных этнических компонентов в формировании чувашского народа.

Могильники ранних болгар на Самарской Луке

Матвеева Г. И. Могильники ранних болгар на Самарской Луке — Самара: Самарский университет, 1997. — 226 с., 129 илл.Книга представляет собой публикапию материалов раннеболгарских могильников конца VII—VIII веков, исследованных экспедицией Самарского университета на Самарской Луке. Подробно рассматривается погребальный инвентарь Новинковского II курганного могильника и некоторых других могильников, выявленных в окрестностях сёл Рождествено, Новинки и Шелехметь.

Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории)

В книге, подготовленной на основе обширного археологического материала, освещается этнокультурная история Волжской Болгарии периода ее формирования. Автор показывает, как в результате сложного взаимодействия в VIII — начале X в. последовательно шло формирование яркой и самобытной языческой культуры нового этноса — волжских болгар. Приводятся новые данные о времени принятия болгарами мусульманства, появлении постоянных поселений и городов, становления первого в Среднем Поволжье государства.

Ранние болгары на Волге (Больше-Тарханский могильник)

Настоящая публикация посвящена результатам исследования Больше-Тарханского могильника. Авторы сочли необходимым наиболее полное издание материалов этого памятника соответствующей научной систематизацией и интерпретацией их, а также с привлечением данных и по другим, известным и частично изученным памятникам Среднего Поволжья, связанным, по нашему мнению, с проблемой истории древних болгар.

Subscribe to RSS - Могильники