Русские

Этноязыковая ситуация в городах Чувашской Республики: социологический аспект

Возмущает очень низкий уровень использования языка в школах — в общении с одноклассниками, преподавателями, директорами, библиотекарями, работниками столовой. В частности, более 95 % учеников говорят прежде всего на русском с учителями (и обычно всегда только на русском), хотя более 95 % считают, что учителя в основном говорят по-чувашски. Также практически все 96 опрошенных школьников, включая и сельских, пишут поздравления с 8 Марта или 23 Февраля родителям, бабушкам и дедушкам на русском, независимо от того, что значительная часть из них с ними говорит лишь на чувашском: школа как бы распространяет диглоссию. Итак, вместо того, чтобы подавать пример сбалансированного общественного использования двух государственных языков, школа в какой-то степени выступает как учреждение, в котором функции чувашского языка ограничены семейным и дружеским кругом или фольклором и церемониалами.

История народов Волго-Уральского региона

В настоящем учебном пособии в краткой форме рассматривается история народов, издавна населяющих Среднее Поволжье и Предуралье: удмуртов, коми, мордвы, марийцев, татар, башкир, чувашей, русских и др. История названных народов обрисована как важнейшая часть истории нашего региона, а также как составная часть российской и всеобщей истории.

Этнические различия в повседневной жизни молодежи

Для них «другая национальность» — это национальность, вызывающая к себе негативное отношение, от недоверия до отвращения. Эта группа не является однородной. В ней можно выделить две основных «других национальности»: кавказскую и чувашскую. Причем выбор зависел от национальности самого подростка. Так, русские ребята, как правило, писали о кавказской национальности как другой для себя, а татарские ребята — о чувашской. «Если мне говорят про чувашей, — рассказывает одна из татарских девушек, — то у меня есть какое-то отвращение к ним. Ну, они не аккуратны, грязнули, от них плохо пахнет. И поэтому я не очень стараюсь с ними общаться. И иногда их просто трудно понять...» А вот отрывок на ту же тему из сочинения другой татарской школьницы: «Ко всем национальностям, кроме чувашей, я отношусь положительно. Чуваши одеваются в какое-то тряпье, они очень много говорят». Другие татарские ребята, описывая свое отношение к чувашам, также говорили, что их отталкивает неаккуратность чуваш, непонятность их языка. Вообще можно отметить, что для Ульяновска свойственно пренебрежительное отношение к чувашской национальности. «Чувашин» или «чувашка» стали нарицательными, даже «ругательными» (как написала одна из школьниц) словами, обозначающими невежество, неаккуратность и болтливость человека.

Национально-языковые отношения в ситуации этнической мобилизации

В рамках исследовательского проекта «Этническое самосознание как фактор поведения социальных групп» (проект N 93-03-04198, грант РГНФ) одной из исследовательских процедур стал анализ общественных и научных дискурсов, направленный на изучение и анализ языковой политики как фактора этнокультурного взаимодействия на основе результатов исследований, опросов, проведенных исследовательскими центрами и отдельными исследователями в Татарстане, а также НИЦ «Регион» на территории Ульяновской области, пограничной с Татарстаном.

Русский генофонд на Русской равнине

В книге впервые проведен комплексный анализ данных разных наук о генофонде русского народа на основе геногеографической технологии. Сведена воедино вся имеющаяся на сегодняшний день информация о физическом облике, кожных узорах, группах крови, аутосомных ДНК маркерах, митохондриальной ДНК, Y хромосоме и фамилиях сотен русских популяций. Все эти семь "свидетелей" говорят с читателем на языке карт. Авторы провели обширное экспедиционное изучение русского населения - от Белого моря до Черного. Но чтобы проникнуть в историю русского генофонда, его "портрет" пришлось написать на фоне не только Европы, но и всей Евразии. Для этого привлечен огромный массив литературных данных. Сто двадцать пять карт книги позволят читателю увидеть все генофонды своими глазами. Книга рассчитана на исследователей разных специальностей, преподавателей, студентов и широкий круг читателей, которые любят получать сведения из рук самих учёных.

Эпохальная веха в истории народа

Проблема присоединения Чувашии к России достоверно, со ссылками на источники (документы) исследована академиком Академии наук СССР М.Н. Тихомировым в работе «Присоединение Чувашии к Русскому государству» (Советская этнография. 1950. №3. С. 93-106; Русское государство XV-XVII веков. М.: Наука, 1973. С. 41-115), в нескольких трудах доктора исторических наук, профессора С.О. Шмидта, в работах члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора С.М. Каштанова, доктора исторических наук, профессора А.А. Преображенского.

Заметки о чувашско-русских взаимоотношениях в средневолжской деревне на рубеже ХІХ—ХХ столетий

Какими же были отношения между чувашскими и русскими крестьянами в средневолжской деревне в конце ХІХ — начале ХХ в.? Ровными, исключительно дружественными и практически беспроблемными или же несколько иными? Об этом мне хотелось бы вести в данном конкретном случае — насколько это вообще возможно в объеме небольшого сообщения — разговор.

Спорные вопросы этнической истории северо-восточной Руси IX—XIII веков

Рассмотренные проблемы этнической истории Северо-Востока эпохи раннего средневековья далеки от окончательного разрешения. Однако в общих чертах выяснена роль двух основных этнических компонентов — славянского и финно-угорского — в процессе формирования древнерусской народности. Определены характер и доля вклада в материальную и духовную культуру скандинавов. Дальнейшие исследования, несомненно, углубят и конкретизируют наши представления о сложнейших процессах развития этого края в домонгольское время.

Равный брак

Одной из распространенных форм сближения советских народов стали сегодня национально смешанные семьи. Как много таких семей в нашей республике, каковы их этнические последствия? На эти и другие вопросы отвечает заведующий отделом археологии и этнографии Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР, кандидат исторических наук В.Н. Иванов.

Глава IV

До времени сложения Булгарского государства Среднее Поволжье в области военной техники не принадлежало к числу предовых областей. Здесь мы встречаем военные отряды племенных союзов, защищавших свою территорию от набегов соседей. Среди них на первом месте были конные сармато-аланские дружины, во многом воспринявшие военную тактику скифской конницы. Военное дело местных оседлых племён, оставивших нам городища рогожной керамики и памятники Пьяноборской культуры, несколько уступало своим соседям-кочевникам.

Subscribe to RSS - Русские