Савиры

История чувашского народа: савирская гипотеза

Салмин А. К. История чувашского народа: савирская гипотезаВ работе доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунтскамера) РАН А. К. Салмина на основе последних достижений этнонимики, истории, географии, этногеномики, антропологии, археологии, религии, языка и этнографии представлена савирская гипотеза происхождения чувашского народа.

Этноним чуваши в лабиринтах времени

Есть утвердившееся мнение, что предки чувашей известны как савиры / сувары [Булатов, Димитриев 1962: 226—236; Егоров 1988: 3—18; Таймасов 2001: 7—33; Николаев 2005: 120, 292—293]. Этот тезис остается открытым для обсуждения, но в любом случае он содержит достаточную почву для историко-филологических разысканий.

Савиры на Кавказе

Во второй половине II в. сувары, предки чувашей (в лингвистической форме Σαύαςοι), зафиксированы Птолемеем на Кавказе ниже аорсов и пагиритов [1, с. 287, 321]. Скорректировать территорию расселения помогает «География» Страбона. Начиная с северных народов, получается следующая картина: сарматы, затем скифы-кочевники, живущие в кибитках, потом аорсы и сираки, проживавшие до Кавказских гор. «Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса», — писал Страбон [2, с. 480]. Хотя Страбона и Птолемея разделяют два века, картина передвижения народов со второй половины I в. до н. э. до второй половины II в. кардинально не изменилась. Нетрудно определить пространство, занимаемое этими племенами от р. Танаис (Дон) до Рипейских (Уральских) гор по горизонтали и от низовий Итиля (Волги) до Кавказских гор по вертикали.

Глава IX. Падение империи гуннов. Расселение народов, входивших в Гуннскую федерацию

После смерти Аттилы между его наследниками разгорелся спор за власть. Ослабление центральной власти, естественно, вызвало сепаратистские настроения среди народов и племён, входивших в состав империи Аттилы.

Религиозные представления населения Прикаспийского Дагестана в IV—VII вв.

В эпоху Великого переселения народов (IV—VII вв.) Прикаспийский Дагестан стал новой, обретенной родиной для многих тюркоязычных племен Центральной Азии и Южной Сибири. Формирование тюркоязычного населения в Прикаспии имело свою специфику. Этот процесс был длительным и многоэтапным, в нем участвовали различные тюркоязычные племена. По данным письменных источников, в 90-е гг. IV в. в Прикаспийский регион переместились крупные массы гуннских племен, в начале VI в. на этой территории обосновались булгарские племена (савиры и другие). В период с конца VI по 30-е гг. VII в. на Прикаспийский Дагестан было распространено влияние Первого Тюркского каганата, активно использовавшего его как плацдарм в противостоянии с сасанидским Ираном. С середины VII в. до захвата этого региона Арабским халифатом в 40-х гг. VIII в. его население находилось под властью каганов Хазарии.

Гунны=Савиры=Хазары=Карачаево-Балкарцы=Дигорцы

Попытки определения «хазарского языка» продолжаются до сих пор, однако в методе исследования этого вопроса существенных новаций не произошло с самого XIX в. и все сводится лишь в толкованию известных «хазарских» слов: Саркел, Итиль, хакан, бек, шад, джавышгар и др. При этом, например, известные специалисты (З. Гомбоц, Ю. Немет и др.) по древнебулгарскому языку никогда не ставили знака равенства между булгарским и хазарским языками и отмечали, что в хазарскую империю входило большинство булгаро-тюркского населения, но хазары изначально восточно-тюркского происхождения, поэтому их язык следует резко отличать от языка булгар и, следовательно «чувашских особенностей», т. е. ротацизма и ламбдаизма, в хазарском языке искать незачем [Федотов 1983: 9].

К вопросу о языке хазар и гуннов Северного Кавказа (савиров)

«История агван» является компилятивным сборником, составленным из различных текстов, подобранных составителем в X в. Текст, посвященный гуннам Северного Кавказа и содержащий гуннские слова, не столь красив и пышен по своему слогу, как другие части рукописи, но в нем поражает живость и реализм описываемых событий, в особенности быта гуннов. Явно это писал человек, который сам непосредственно наблюдал за происходившим. В научной литературе, посвященной «Истории агван» отмечалась живость и правдоподобность изложения фактов, переданных явно из первых рук и ввиду этого их большая ценность [Абегян 1975: 259].

Именник гуннских царей (Кавказская Гунния)

Тедрехон. Упоминается в первом десятилетии IV в. в "Истории Тарона" Зеноба Глака под именем "царь Севера Тедрехон". Возглавляемые им гуннские войска барсилов вторглись через Каспийский проход на Албанию. Само имя, скорее всего, искаженное от тюркского Тенгрихан. В "Истории агван" (VII в.) оно упоминается как имя главного божества гуннов, приводится также прямая иранская параллель - "Аспендиат". Последняя - одна из форм иранского имени Исфендияр ("святой, священнный, божественный"). По мнению В. Гукасяна, "этот Тенгри-хан явлется одним из первых хаганов или предводителей тюрок", что вполне согласуется с их мировоззрением, согласно которому каждый хаган (каган) или его наследник считался символом бога, его наместником на земле.

Дорогою тысячилетий: кумыки и их этнородственные связи

Камиль Алиев нашел оригинальные ответы на многие вопросы гунно- и кумыковедения. Привлекая для работы тексты армянских, сирийских, византийских историков, а также тюрко-мусульманские местные хроники, труды М. Артамонова, А. Бернштама. П. Коковцова, Ю Немета, Зеки Велиди Тогана, Ф. Кырзы-оглу, Л. Лаврова, И. Мизиева, С Плетневой, С. Гаджиевой и многих других отечественных историков и филологов, автор предлагает свое видение родословной кумыков, их многообразных этнородственных связей на всем протяжении многовекового сушествования, становления и развития кумыкской государственности, династических линий кумыкских правителей — шаухалов Тарковских. Во многих своих аспектах — это книга для чтения по истории не только кумыков, но и их сородичей балкарцев, карачаевцев, караимов, крымских и волжских татар. Можно не сомневаться, что исследование Камиля Алиева не оставит читателея безраличным, ибо История, встающая за страницами его книги, не терпит безразличия, напротив, пробуждает собственное мышление читателя.

От гипотезы дрейфа материков к гипотезе происхождения гуннов — предков чувашей и других тюркских народов. Часть I

Антей Илитвер. От гипотезы дрейфа материков к гипотезе происхождения гуннов — предков чувашей и других тюркских народов. Ч. 1. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993. — 56 с.Автор этой брошюры на фоне показа прохождения геофизических процессов на нашей планете и изменения климата пытается раскрыть древнейшую историю далеких предков чувашей. Нет сомнения и том, что брошюра вызовет определённый интерес у читателей, наведет на интересные, пусть и гипотетические, размышления. Конечно, будут и не согласные с точкой зрения автора читатели.

Страницы

Subscribe to RSS - Савиры