Чуваши или сувары? Продолжение дискуссии

Ежегодное собрание Союза чувашских краеведовЧуваши мы, или сувары? Общественная дискуссия на эту тему, начатая ранее в Чебоксарах, была продолжена за Круглым столом на Ежегодном собрании Союза чувашских краеведов (СЧК), прошедшем 30 октября 2010 года в зале Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН). На эту тему выступил один из авторов идеи переименования чувашей в сувары Владимир Алмантай. - Исследования чувашских историков говорят, что мы являемся потомками суваров, - считает он. (Кстати, недавно в Чебоксарах он провел презентацию свой книги, где изложено обоснование концепции.)

- В завершившейся на днях Всероссийской переписи населения, по нашим сведениям c мест, несколько сот чувашей записали себя суварами в графе «Ваша национальная принадлежность», в том числе, в других регионах, — сказал автору этих строк сопредседатель чебоксарского фонда «Сувар» Тимер Тяпкин. Он не согласен с обвинениями в расколе нации в адрес инициаторов переименования со стороны оппонентов. — Заявили же осетины, что они считают себя потомками аланов. Это они отразили и в названии своей республики — Северная Осетия-Алания. Или возьмем якутов. У них Республика Саха-Якутия. Значительная часть молодежи, прежде всего городская, у которых родители — чуваши, не считают себя чувашами, и не записывают себя ими. А суварами признать себя они готовы.

Действительно, самоназвания народов и установившиеся ранее этнонимы не всегда совпадают. Например, марийцев в Российской империи называли черемисами, удмуртов – вотяками. Идеологи-патриоты эрзян считают неправильным, что их называют мордвой. И др.

Таким образом, более интересные темы обсуждались во второй части собрания. А в его первой половине с отчетным докладом о работе Союза чувашских краеведов выступил его почетный председатель ученый-филолог Виталий Станьял. Новым председателем СЧК избрали заместителя директора ЧГИГН, специалиста музейного дела Эдуарда Бахмисова. 

Интересно, что в недрах СЧК, организованного в 1991 году, через год родилось и действует еще одно общественное объединение – Чувашская народная академия (ЧНА). На собрании новым руководителем ЧНА избран известный краевед и педагог из Моргаушского района Евгений Ерагин (Ешендей). И это еще не все. В перестроечном 1988 году в Чебоксарах родилось общественное объединение – Чувашский народный хурал (ЧНХ). Инициатором создания и их идеологом являлся все тот же неутомимый В. Станьял. На нынешнем собрании председателем Центрального совета ЧНХ избран народный писатель Чувашии Денис Гордеев.

В ежегодном слете краеведов в Чебоксарах участвовали не только энтузиасты из Чувашии, но и активисты из чувашской диаспоры Башкирии, Татарии, Самарской и Ульяновской областей – представители национальной интеллигенции Российской Федерации. Они привезли в дар Национальной библиотеке Чувашской Республики свои книги по краеведению, как правило, изданные за свой счет. Среди них можно особо отметить: «Энциклопедию чувашских сел Самарской области» Виктора Симакова, «Историю родного края» Виталия Козлова из Татарии и другие издания.

Собрание завершилось исполнением песенного фольклора чувашей, живущих в бассейне реки Свияги в Татарстане, в стороне, называемой Тăхăр Ял. Как всегда с блеском спел песни этого края руководитель Совета старейшин чувашей Татарии ветеран труда Василий Дедушкин. А в обеденный перерыв оргкомитет организовал фуршет с блюдами национальной кухни и традиционным чаем.

Тимĕр АКТАШ.

Чебоксары.

Источник: http://mosentesh2.ucoz.ru/news/chuvashi_ili_suvary/2010-10-31-408