«Идегеево побоище» ЦК ВКП(б)

«Идегеево побоище» ЦК ВКП(б): Пост. обкома ВКП(б) от 6.10.1944 / Публ. и комм. И. Измайлова // Родина. — 1997. — № 3/4. — С. 116—118.

Источник: http://my.mail.ru/community/hu...

 


 

...

Каждому народу нужна своя история. Перед самой войной было решено наконец-то наделить таковой и татар... по типу «Истории СССР». Для этого в 1939 году в Казани создается Татарский НИИ языка, литературы и истории, научные сотрудники которого активно включились в работу.

В 1940 году в двух номерах журнала «Совет эдэбияты» («Советская литература») фольклорист Н. Исанбет опубликовал сводный текст татарского эпоса об Идегее с комментариями, в которых давалась яркая характеристика личности Идегея и отмечался огромный вклад Улуса Джучи (Золотой Орды) в историю и культуру татарского народа1. В 1944 году поэт С. Липкин подготовил перевод дастана на русский язык2. Работу не остановила и война. Казанские историки Н. Ф. Калинин и X. Г. Гимади вместе с эвакуированными из Москвы учёными Б. Д. Грековым, С. В. Бахрушиным, Л. В. Черепниным подготовили «Очерки по истории ТАССР». В них подчеркивалась местная основа татарского народа, критиковалась завоевательная политика монголов и ханов Золотой Орды, говорилось о неизбежности и прогрессивности вхождения Поволжья в состав России3.

Казалось бы, все идет по плану. Но 9 августа 1944 года появляется постановление ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации».

Как ни странно, в обкоме не торопились реагировать на него. Первое обсуждение состоялось 4 сентября, а первое собрание республиканского партактива по «принятию мер» — лишь 18 сентября.

Старт кампании обсуждений и осуждений был дан.

Пересмотру подвергли программы вузов и средних школ, из которых изъяли упоминания об эпосе и Золотой Орде. На своем специальном заседании бюро обкома ВКП (б) 6 октября 1944 года приняло постановление «Об ошибках и недостатках в работе Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории». (До недавнего времени этот документ считался совершенно секретным и никогда не цитировался.)

По горячим следам сотрудники института провели партсобрание и созвали совещание с участием писателей и научной общественности Казани, где слушался доклад «Ошибки в освещении вопросов истории Татарии и истории татарской литературы и задачи по выполнению постановления ЦК ВКП (б)»4. «Проработки» продолжались и на заседаниях отделов института, принявших целую программу действий5.

К этому времени уже стало ясно, что, несмотря на свою ортодоксальность, «Очерки по истории ТАССР» требуют серьезной переработки.

Основные ориентиры этой «истории» определялись в постановлениях довольно четко: запрет на упоминание Улуса Джучи и его культурных достижений в положительном смысле, «добро» на изучение участия татар в народных восстаниях против царизма, за исключением национально-освободительных выступлений, преувеличение дикости татар в прошлом и прославление достижений Советской Татарии. По-военному строгий порядок отныне водворялся и в классификации персоналий: деятели татарской истории, особенно средневековой, — отрицательные, русские князья — положительные.

Этот же принцип переносился и на XX век: «борцы за счастье народное», действовавшие под руководством Сталина, — герои, а все остальные — и идеологи, и участники национального движения (Г. Исхаки, С. Максуди, Ф. Туктаров, Ю. Акчура и другие), и большевики, иногда отступавшие от «генеральной линии» партии (М. Султангалеев, Г. Ибрагимов и другие), — «враги народа».

Для закрепления «урока» в журнале «Большевик» появляются статьи, посвященные «ошибкам националистического характера» в Татарии. В одной из них особо отмечалось «антинаучное приукрашивание роли Золотой Орды», подчеркивалось, что Идегей «изображался как татарский народный герой, а Золотая Орда — как передовое государство своего времени». А это уже отступление от «великой идеи — ленинско-сталинской дружбы народов СССР», что «ведет к разрыву дружбы между народами, к ослаблению мощи советского государства», а всякий, кто совершает этот проступок, «становится пособником врага, врагом нашего великого дела»6.

Против популяризации Идегея как героя татарского народа в том же «Большевике» резко выступил начальник Управления пропаганды и агитации Г. Ф. Александров. Он отметил, что Идегей, «как и Мамай, как и Токтамыш, стремился восстановить былое могущество Золотой Орды набегами на русскую землю». Говоря об эпосе, он пытался доказать, что в нём «выражены чуждые татарскому народу националистические идеи»: «крупный феодал... враг русского народа изображался как национальный герой»7.

В одночасье Улус Джучи, его население, культура и государственные деятели канули в небытие, а татары на своей земле стали безродными космополитами.

Зияющую брешь, образовавшуюся после запрета на историю Улуса Джучи, было решено заполнить «местными булгарскими корнями». Научно обосновать это решили на «научной сессии о происхождении казанских татар» (25—26 апреля 1946 г.), проведенной Отделением истории и философии АН СССР и Казанского филиала АН СССР. Выступавшие историки, археологи, тюркологи и антропологи единогласно предложили впредь считать современных татар потомками волжских булгар, а Улус Джучи рассматривать лишь как чисто внешнее явление в этнической истории татарского народа8.

Окончательно этот посыл был закреплен в «Истории Татарской АССР», проспект которой после принятия постановления обкома неоднократно переписывался и переделывался. Авторы во всех отчетах и докладных записках, говоря о принципах написания «Истории», особо отмечали, что «они стремились исходить из указаний, сделанных в постановлении ЦК ВКП (б) от 9. 08. 1944 г.». Один из авторов — X. Г. Гимади отмечает, что «авторы исходили из положения, что в формировании казанских татар основное участие принимали местные племена и камские булгары, которые затем объединились в государство «волжских булгар». Татаро-монголы рассматриваются как завоеватели, которые, основав агрессивное государство — Золотая Орда, установили свое иго над народами Среднего Поволжья, в том числе предками казанских татар — булгарами. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, как вассальное государство... Казанское ханство рассматривается, как государство, возникшее на базе булгарского царства, что стало возможным благодаря распаду Золотой Орды. В первую очередь в результате тех ударов, которые нанесли Орде русский и другие угнетенные народы»9. Судя по документам, эти положения неоднократно рассматривались на заседаниях бюро обкома и отдела истории Института истории АН СССР, а позднее стали основой для изданного в 1951 году первого тома «Истории Татарской АССР»10.

Примечания

  1. Татарский народный эпос «Идегей». / Исанбет Н. 500-летие татарского народного эпического дастана «Идегей» // Совет эдэбияты (Казань). — 1940. — № 11/12 (на татарском языке).
  2. Хусни Ф. «Идегей». Русский перевод писателя С. Липкина // Красная Татария. 1944. 13 июня.
  3. Отдел рукописей Института языка, литературы и истории АН РТ. Ф. 52. Оп. 1. Д. 125. Л. 6, 18.
  4. Там же. Д. 126. Л. 7.
  5. Там же. Л. 41.
  6. Усилить идейно-политическую работу партийных организаций // Большевик. — 1944. — № 17/18. — С. 4, 5.
  7. Александров Г. Ф. О некоторых задачах общественных наук в современных условиях // Большевик. — 1945. — № 14. — С. 17,
  8. Происхождение казанских татар. Казань, 1948; Советская этнография. — 1946. — №3.
  9. Очерки по истории Татарии (Краткий проспект). — Казань, 1945.
  10. История Татарской АССР. Т. 1. — Казань, 1951; 2-е изд. — Казань, 1955.