Мещера, мещеряки, мишари

ББК 03. 3 (2Тат)

Орлов А. М.
Мещера, мещеряки, мишари. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1992. — 112 с.

В книге освещаются малоизвестные страницы истории Мещерского края, занимавшей в ХV—XVII вв. особое место в отношениях русских княжеств с разноязычным населением этого региона, а также поволжских степей, специфике вхождении татар-мишарей в состав многонациональной России.

Рассчитана на широкий круг читателей.

ISBN 5-298-01050-4

© Татарское книжное издательство, 1992

Ссылки

 


В книге освещаются малоизвестные истории Мещерского края, занимавшей особое место в отношениях русских княжеств с разноязычными племенами региона, а также поволжских степей, специфике вхождения татар-мишарей в состав многонациональной России.

В предисловии говорится о том, что поволжские татары, основу которых составляют две этнические группы: казанские татары и татары-мишари, являются одним из многочисленных народов бывшего Советского народа. Они расселены по всем регионам страны. У этого народа богатейшие возможности для самореализации — в контакте с другими народами татары проявляют свои лучшие черты, отстаивают свою самобытность, язык, культуру, традиции, благотворно влияют на другие народы. Вместе с тем нельзя забывать о том, что этот народ в течение многих веков находился в центре драматических событий — монгольского нашествия, господства Золотой Орды, противостояния русского государства и татарских ханств.

К сожалению, в советской исторической науке длительное время культивировались идеологические штампы и схемы, сложившиеся в эпоху дворянско-буржуазной России, когда начали формироваться образы народов-богоносцев и народов врагов. Идеологические шоры, несмотря на кажущиеся благовидные цели, мешали формированию сознания общности народов России, не способствовали удовлетворению их естественных устремлений к взаимопониманию, сближению. Это очень четко прослеживаются на примере освещения истории русско-татарских отношений, истории татар Мещеры.

В течение многих веков татары-мишари жили в Мещере, где и сложилась мишарская общность. С расширением рамок русско-татарского сотрудничества мишари в конце XVI — течении XVII веков начинают расселяться во многих регионах, служат в оборонительных системах, входят в состав российского войска, участвуют в освобождении западных земель.

Расселение татар из Мещеры, а позднее из нижегородских, симбирских, тамбовских, пензенских, мордовских земель в пределы Казанской, Уфимской, Оренбургской и др. губерний. В татаро-мишарской среде сформировались такие выдающиеся деятели как Н. М. Карамзин, С. С. Тургенев, К. А. Тимирязев, Ф. Ф. Ушаков, А. Н. Радищев, Беклемишевы, Бахметьевы, Чаадаевы и многие другие.

Вместе с тем мишарская среда дала многих выдающихся деятелей татарской культуры — Гафур Кулахметов и Гаяз Исхаки, Кави Наджми и Хусяин Фейзханов, Шариф Камал и Хади Такташ.

В данной книге предпринимается попытка обобщить исторические сведения о татарах-мишарях, рассказать о малоизвестных фактах их сотрудничества с русским народом.

 

Содержание

К вопросу о происхождении татар-мишарей.
Татары-мишари на службе русского государства.
Татары-мишари в период становления многонационального государства.
Татары-мишари в эпоху Смуты.
На рубежах России.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Эволюция сословия служилых татар в дворянскую эпоху.
Судьба татар-мишарей в период разложения феодальных отношений и развития капитализма.
Заключение.

 


 

Предисловие

Поволжские татары, в основу которых поставлены две этнические группы — казанские татары и татары-мишари, являются одним из многочисленных народов быв. Советского Союза. Они расселены по всем регионам страны. Поволжских татар можно встретить не только в Поволжье и Приуралье, но и среди шахтёров Кузбасса, рыбаков Сахалина и Камчатки, их много в Сибири, на Севере, в крупных городах — в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, Свердловске, Самаре, Новосибирске. Они весьма заметны среди населения Средней Азии, Казахстана.

У этого народа богатейшие возможности для самореализации — в контакте с другими народами татары проявляют свои лучшие черты, отстаивают свою самобытность, язык, культуру, традиции, оказывают благотворное влияние на другие народы. Вместе с тем нельзя забывать о том, что этот народ в течение многих веков находился в центре драматических исторических событий — монгольского нашествия, господства Золотой Орды, противостояния русского государства и татарских ханств.

К сожалению, в советской исторической науке длительное время культивировались идеологические штампы и схемы, сложившиеся в эпоху дворянско-буржуазной России, когда начали формироваться образы народов-богоносцев и народов-врагов. Идеологические шоры, несмотря на кажущиеся благовидные цели, мешали формированию сознания исторической общности народов России, не способствовали удовлетворению их естественных устремлений к взаимопониманию, сближению. Отдельные авторы популярных изданий, особенно адресованных детям, юношеству, увлекаясь показом патриотизма своего народа, принижают роль других народов в исторических событиях, забывают о фактах сотрудничества, совместной борьбы, тем самым искажают ход истории, представляя его как односторонний процесс. Это очень четко прослеживается на примере изложения истории русско-татарских отношений.

Эта история в освещении многих авторов предстает как сплошная цепь захватнических войн, непрерывного противостояния. За пределами истории остается судьба предков современных поволжских татар — булгар, буртасов, маджар, кипчаков и других тюркоязычных племен и народов Поволжья и Приуралья, произвольно получивших название татар в эпоху господства Золотой Орды и после ее распада.

Да, современные поволжские татары сложились в единый этнос из множества компонентов. Довольно сложной по происхождению является и мишарская этническая группа татар.

Татары-мишари в течение многих веков жили в Мещере, местности, расположенной в среднем течении реки Оки Именно здесь цроисходят интенсивные контакты между тюркоязычными племенами и народами (кипчаками, буртасами, булгарами и др.) и мордвой, предками русских кривичами, муромой, мерей и другими славянскими и финно-угорскими племенами. Здесь начинается сотрудничество разноязычных народов.

С расширением рамок русско-татарского сотрудничества мишаря в юнце XVI — ХVII вв. расселяются во многих так называемых понизовых городах Поволжья, смешиваясь с другими народами — чувашами, черемисой, мордвой, башкирами — служат в оборонительных системах (так называемых засечных чертах, крепостях), входят в состав российского войска, участвуют в боевых действиях против западных соперников России.

Расселение мишарей из Мещеры, а позднее из нижегородских, симбирских, тамбовских, пензенских земель по Поволжью и Приуралью, продолжается и в XVIII — XIX вв. Много татар-мишарей оказывается не только в Казанской, Уфимской и Оренбургской губерниях. В Башкирии еще в XIX в. имелись мещеряцко-башкирские казачьи полки, участвовавшие в боевых действиях.

Мещера продолжает жить в памяти народа, в гордом названии татар-мишарей, их преданности Отчизне, звучит как символ сотрудничества различных народов края. Отсюда вышла целая плеяда видных деятелей — военных, ученых, дипломатов, писателей, предпринимателей, которые вобрали в себя лучшие черты многих народов, кровно породнившихся между собой — русских, татар, мордвы, черемис, чувашей. Во многих поколениях они несли в себе свое татарское прошлое и русское настоящее. Выдающийся писатель А. И. Куприн, например, гордился тем, что он потомок татарского хана Колунчака и офицер русской армии. В таком же сплаве исторической памяти и этнокультурной среды сформировались такие выдающиеся деятели, как Н. М. Карамзин, И. С. Тургенев, К. А. Тимирязев, Ф. Ф. Ушаков, А. Н. Радищев, Строгановы, Беклемишевы, Бахметьевы, Юсуповы, Апраксины, Чаадаевы, Вельяминовы и многие другие.

Вместе с тем мишарская среда дала многих выдающихся деятелей татарской культуры — Гафур Кулахметов и Гаяз Исхаков, Кави Наджми и Хусаин Фейзханов, Шариф Камал и Хади Такташ.

Заглядывая в прошлое татар-мишарей, мы лучше узнаем специфику процесса становления и всего татарского народа.

В данной книге предпринимается попытка обобщить исторические сведения о татарах-мишарях, рассказать о малоизвестных современному читателю фактах их сотрудничества с русским народом.

Автор благодарит научных сотрудников Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова КНЦ РосАН, особенно его зав. сектором истории С. Х. Алишева, и членов кафедры истории татарского народа Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова (Ленина) во главе с М. А. Усмановым за ценные указания по освещению темы

К вопросу о происхождении татар-мишареи

О Мещере больше всего написано поэтических слов как об одном из красивейших уголков центра России. Меньше всего изучена она исторически, хотя Мещера занимает особое место в этнической истории России. Здесь, как и на соседних землях Рязанщины, Нижегородского Поволжья, Мордовии, вступили в отношения все три основные группы племен и народов нашей страны — угро-финские, славянские и тюркские. Мурома, меря, кривичи, мордва, бесермены, маджары, булгары, буртасы, кипчаки, ногайцы, татары, русские, башкиры — далеко не полный перечень народов, заявивших о себе здесь и обитавших рядом в течение многих веков.

Можно смело сказать, что в Мещере в миниатюре зародилась модель будущей многонациональной России. Отсюда эта модель, увеличиваясь в объеме, распространилась на другие регионы — к востоку, юго-востоку, по всему Поволжью, Приуралью, вовлекая в свою сферу все новые народы. Ныне забыты многие из народов Мещеры, стерты из памяти их названия. Мало кто знает, например, о мещере, совсем исчезли маджары, мурома, буртасы, меря„ булгары. кипчаки (половцы). Лишь осколки некоторых из этих народов сохранились за пределами Мещеры — это бесермены в Удмуртии, мордва-каратаи в Татарии, остальные слились с более крупными народами.

Чтобы воссоздать историю Мещеры и связь татар с Мещерой, необходимо уточнить значение этого термина. Термин «Мещера» употребляется в нескольких значениях:

1) Мещера как географическое понятие;

2) Мещера как народ;

3) Мещера в значении области, земли;

4) Как производные от них «мещерские города»: Мещерский Городец (Касимов), Кадом, Елатьма, Темников, Шацк, позднее — Арзамас, Алатырь, Курмыш.

Географически Мещерская низменность находится в пределах Московской, Владимирской, Рязанской областей, ее примерные границы на западе — р. Москва, на северер. Клязьма, на юго-востоке — р. Ока, ее среднее течение.

Мещера как область, земля впервые упоминается в связи с историей мещерских князей В «Родословной книre» сообщается что «в лето 6706 (1298 г.) князь Ширинский Бахмет, Усеинов сын, пришел из Большой орды в Мещеру, и Мещеру воевал и засел ее...» Известно также, что его сын Беклемиш принял крещение, был назван Михаилом, в Андрееве городке поставил храм во имя Преображения Господне и с собою крестил многих людей. «У князя Михаила сын князь Федор, у Федора — Юрий, и, князь Юрий был на Дону, пришел из Мещеры к великому князю Дмитрию Ивановичу с своим полком. У Юрьи сын. князь Александр». Есть сведения о том, что князь Юрий пал в Куликовской битве и что кроме рода Бахмета были и другие владетели — мещерские князья, принимавшие, участие в битве с Мамаем.

В 1382 г. великий князь Василий Дмитриевич добился от Тохтамыша ярлыка на Мещеру, и Мещера стала рассматриваться как Отчина русских князей, прежде всего московских.

После Куликовской битвы начинается новый этап в истории Мещеры. Мещерская земля как владения мещерских князей постепенно стала терять свою автономию и начинает приобретать значение буферной платформы между русскими землями и Востоком.

Внимание Москвы к Мещере объясняется ее особым географическим положением. Длительное время Мещера была единственной инородческой землей, находившейся в непосредственной близости к русским княжествам. Она обеспечивала прямой выход к мордовским и татарским землям».

Мещера как инородческая область была расположена между Рязанской землею и Муромским княжеством. Она включала земли по Оке и ее левым притокам Пре и Нижнему Гусю, по р. Мокше. В этих пределах в 1462 г. находились города Мещерский Городец, Елатьма, Кадом, Темников.

К концу XVI в. по мере развития русской колонизации границы Мещеры расширились за счет присоединения. южных земель по Цне и Мокше. В 1553 г. центр Мещеры перемещается в Шацк — он становится административным центром всей Мещеры, за исключением незначительного округа г. Касимова. Позднее из состава Мещеры выделяются Елатомский, Шацкий и Кадомский, затем Темниковский, Краснослободский, Троицкий, Спасский уезды Тамбовской губернии, Керенский, Чембарский — Пензенской губернии. В состав Мещеры входила и часть Наровчат ского уезда '. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Мещерская земля не совпадает с границами мещерской равнины. Мещера как бы раздвигается на юг. Затем, уже в первой трети ХЧП в., в связи с массовым переселением татар в пределы Нижегородского края мещерскими городами стали называться Арзамас, Алатырь, Курмыш. Это дает повод для утверждения о том, что Мещерская земля названа по мещерской народности.

В истории Мещеры мы имеем дело с целым рядом других загадок. Одна из них — жила ли в этом крае мещера? Этноним от названия местности, или наоборот?! Почему татары, жившие здесь, назывались мещерянами, мещеряками, маджарами и, наконец, — мишарами?

Одни исследователи считают, что название Мещеры перенесено на князей тюркского происхождения, ставших владельцами земель по р. Цна и в низовьях р. Мокша. Есть и противоположная гипотеза. В частности, П. Н. Петpoв подвергает сомнению широко распространенное утверждение о том, что родоначальник князей мещерских Гусейя Ширинский является выходцем из Большой Орды, который якобы в 1298 г. пришел в Мещеру и начал распространять здесь магометанство. Свое мнение он обосновывает тем, что к тому времени Золотая Орда еще не была мусульманской. Петров видит в нем «местного уроженца, воспринявшего учение Магомета в Булгаре и, явясь на родину, начавшего обращение ея огнем и мечом» 2.

Исторические сведения о мещерском племени очень противоречивы. Не однозначны и трактовки этих сведений. Есть суждения, что мещеры как народности не было. Другие же считают, что мещерские племена были, но они ассимилировались: частью с русскими, частью — с татарами. Третьи же полагают, что мещера переместилась к череми' се и слилась с нею, поскольку мещера, как и черемнса, относится к угро-финской группе народов.

До монгольского нашествия и в период господства Золотой Орды термин «мещера» как этноним в летописях н других исторических документах вообще не употребляется. И только начиная с конца XIV в. (1882, 1402 гг.) появляется в качестве географического названия.

___________________________________________________________________________

1Черменский П. Н. Материалы по исторической географии Мещеры. — Археографический ежегодник, 1960. — М., 1962. — С. 43; Любавский М. К. Образование основ государственности великорусской народности. — Л., 1929. — С. 90.

2Петров П. Н. История родов русского дворянства. Т. 1. — СПб., 1886. С. 206 — 206.

Исходя из этого В. А Куфтин утверждает, что этноним был введен в более поздние документы после появления указаний на «Мещерскую область», «мещерские городки», «мещерскую рать». Мещера как название народа вводится в текст «Повести временных лет» вместо черемисы в старых списках этой летописи. Исследователь указывает на неуместное употребление термина «мещеряки» в отношении к русской мещере1.

Другие дореволюционные исследователи этнической истории Мещеры (Лызлов, Черепнин, Селиванов, Иловайский и др.) считают, что мещера еще в домонгольскую эпоху (X—XI вв.) сошла с насиженных мест или вытеснена тюркоязычными племенами. А. И. Лызлов, например, сообщает, что «они (мешера) жили прежде на нижней Оке; теснимые русскими они в первоначальный еще период нашей истории удалились на северо-восток, точно так же как вследствие этих же причин и черемиса переселилась на Волгу и Каму из Ростовской области, где прежде того обитали»2.

А. И. Черепнин, исследовавший могильники Мещеры IX—XI вв., заключает, что «в период образования рязанско-окских могильников эта часть населения (речь идет о восточно-финских племенах) не была уже господствующей в долине средней Оки, — население финского происхождения уже утратило свою самостоятельность и вынуждено было уступить главенство пришлому воинственному конному племени, которое в период образования могильников составляло значительную и высшую часть местного населения, отличавшуюся по своему характеру от коренного населения рязанского края. Пришлые завоеватели по многим признакам принадлежали к степным кочевникам тюркской народности»3.

Как установлено, тюркоязычными народами, проникшими в Мещеру, были вначале половцы (кипчаки), затем — булгары.

В конце XI в. в Мещере столкнулись половцы и русские. Половцы потеснили к северу рассеянную мещеру. Русские князья основываются на Оке в том месте, где она достигла наибольшего юго-западного изгиба. Русские срубили обычный острог и начали собирать ясак с туземцев. В эти годы здесь создается небольшая христианская община, которой противостояли язычники и мусульмане. Ислам был занесён сюда булгарами. Последние не только имели постоянные торговые сношения с поволжскими и поокскими племенами, но даже несколько времени господствовали в Муроме. Булгары поддерживали мусульман, язычники находили опору в соседней мордве.

___________________________________________________________________________

1 Куфтин Б. А. Материальная культура русской Мещеры. — М., 1926, с. 16 — 17.

2Лызлов А. И. Скифская история. СПб., 1787, с. 83.

3 Цит.: Селиванов А. В. О древнейшем населении Приокского района. — Труды Рязанской ученой архивной комиссии. Т. 21. — Вып. 2. — 1908. — С. 93.

Д. И. Иловайский пишет о столкновениях русских с половцами и булгарами. Борьба между рязанцами и половцами продолжалась непрерывно до самого появления татаро-монгол. Вместе с тем наблюдается сотрудничество русских князей с половецкими ханами. Князья дружились с ханами, вступали с ними в родство, искали у них убежища и войска в случае своих неудач. С другой стороны, рязанские князья своею ласкою привлекали к себе многих детей и братьев от половецких ханов и обращали их в христианство.

Из потомков половецких ханов и вельмож вышли такие дворянские роды, как Кобяковы, Сунбуловы-Коробьины, Селивановы, Апраксины1.

В пределах Мещеры в домонгольские времена обитали и булгары. О булгарском населении края мы узнаем из истории русской колонизации и распространении там христианской религии. О булгарском присутствии в Мещере и их влиянии на местные племена говорят частые столкновения между ними и русскими Мещеры, происходившие в конце XII в. Так, в 1183 г. рязанский тысяцкий Матвей Андреевич разбил булгар близ Кадомы, а в 1209 г. он был здесь убит2.

О тесных разносторонних связях булгар с Муромской землей свидетельствуют находки при раскопках Тумовского селища — предшественника древнерусского Мурома, — в частности, фрагменты булгарской глиняной посуды, гирьки и разновесы, арабские дирхемы. Булгары поставляли в землю Мурома металлы — медь, серебро, из которых изготавливались на месте многочисленные украшения. Е. И. Горюнова считает, что эти сведения свидетельствуют о существовании в Муроме булгарского торгового фактора.

___________________________________________________________________________

1 Иловайский Д, История Рязанского княжества. — М., 1858, с. 24, 32, 49 и др.

2 Карамзин И. М. История государства Российского. Т, П1, прим. 153; Черменский П, И. Наступление на мордву. — Изв. Тамбовского об-ва изучении природы и культуры местн. края. Вып. Зз 1928, с. 58—59,

Следует иметь в виду, что через Муромскую землю проходил водный путь по Оке, связывающий Рязань с Булгаром1.

Н. M Щегольков, ссылаясь на церковные источники, что в 1236 г. часть булгар, спасаясь от нашествия монголо-татар бросилась в окрестности Арзамаса, основала свои селения, сохранявшиеся до середины XVI в.2

Некоторые исследователи (Халиков, Фахрутдинов, Мухамедова) считают булгар, расселенных к западу от Волжской Булгарии, булгаризованными буртасами, что вполне вероятно, если иметь в виду их тюркоязычность, длительные тесные контакты. В эпоху Золотой Орды сюда проникают бесермены, буртасы, маджары, крымские татары, ногайцы.

Повторное проникновение русских в Мещеру относится к концу XIV — началу ХV вв., когда Мещера Тамерланом передается русским князьям, начинается распродажа мещерских земель. Купив земли мещерских князей, московские государи направляют сюда своих наместников и служилых людей. В частности, в 1426 г. а затем в 1508 г. говорится о праве русских служилых людей пользоваться городами Елатьмою и Кадомом. Из содержания духовной грамоты Ивана III (1504 г.) видно, что кроме владений мордовских князей в Мещере были особые волости и села3.

Впервые гипотезу о единстве происхождения татар-мишарей и русской мещеры выдвинул П. П. Семенов (Тянь-Шанский). Он писал: «Мещеряки или мещера, туркофинское или, лучше сказать, отчасти отатарившееся, отчасти обрусевшее финское племя, обитавшее раньше в так называемой Мещерской области»4. Аналогичную формулировку дали Б. Ф, Миллер, С. П. Толстов, С. А. Токарев.

Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 50-е годы подверглась проверке учёными научно-исследовательского института антропологии МГУ. На основании антропологических материалов они высказались «против точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры», и указали на возможность генетической связи русской мещеры с локальными «группами мордвы-эрзя»

___________________________________________________________________________

1 Горюнова E. И. Этническая история Волго-Окского междуречья. — Материалы и исследовании по археологии, 1961, № 94, с. 181 — 182; Дубов И. В. Великий Волжский путь. — Л„1989, с. 140.

2 Щегольков И. М, Исторические сведения о городе Арзамасе. — Арзамас, 1911, с. 6.

3 Акты юридические, № 161, с. 177; СГГД, ч, 1, № 144,

4 Семенов П. П. (Тянь-шанский). Географически-статистический словарь Российской империи. Т. П1. СПб., 1866, с. 231—232:

Но есть и другая версия. Некоторые исследователи Мещеры, в частности, П. Н. Черменский и др., склонны видеть в мещере разновидность черемисы. На наш взгляд, это вполне вероятно, если исходить из того, что авторам лето. писей средневековья была присуща тенденция видеть укрупненные этнические общности. В XV—XVI вв. в прилегающих к Мещере землях упоминается черемиса рядом с мордвой, а позднее, в XVII в., — с казанскими татарами. Если принять за мещеру черемисов, то последние упоминаются в 1489 году, рядом с мордвой между Муромом и Мещерой, с одной стороны, и Казанью, с другой. В частности, Иван III послал в Казань хану Мухомеду Эмину посольство, которое сообщало, что «князь великий велел тебе говорити: и ты бы в Казане через мордву и через черемису на Муром и на Мещеру не ездил никто, а ездили бы из Казани все Волгою на Новгороде на Нижнем»2.

Почти в это же время (1483 г.) в духовной грамоте великих князей Московского и Рязанского в перечне черных людей Мещеры даются бесермены, мордва, мочары. А вот мещеры и черемисы в грамоте мы не встречаем3.

Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 гг., черемису наблюдает только в пределах Нижегородской земли, в числе народов Мещеры их не перечисляет. Он пишет, что «черемисы живут в лесах около Н. Новгорода», живут также вокруг «крепости, называемой Сурой».

Черемисы «всплывают» в 1572 г. в духовной грамоте Ивана IV. Они перечисляются рядом с мордвой, «в Н. Новгороде, Муроме, Мещере, Алаторе, Курмыше н Арзамасе с волостьми, и с путьми, и с селы» '. В конце 70-х и начале 80-х годов ХVI в. происходит «черемисская война», которая охватила огромную территорию Нижегородского уезда и причинила большое разорение местному населению 5

___________________________________________________________________________

1 Алексеева Т. И., Васильев Б. А, К вопросу о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей. — Краткие сообщения ин-та атнографин АН СССР. Т. XXXI. 1959, с. 13.

а 11итл Навеки вместе. Исторические очерки. Саранск, 1985, с. 29.

а СГГД, ч. 1, № 76, с. 285 — 287.

а ДДГ, № 104, с. 436 — 437.

а См, : Анпилогов Г. Н. Нижегородские документы XVI в. (1588 — 1600 гг'.). — М., 1977.

О присутствии черемис рядом с мордвой и мещерскими татарами говорят и наблюдения английского дипломата Флетчера (1588—1589 гг.). Он пишет о «черемисских татарах» вблизи Кадома, о «мордовских татарах». Эти сочетания скорее всего говорят о татарах, живущих среди черемис и мордвы, но подтверждают и наличие черемисского населения в Мещере1. Термин «черемисские татары употреблялся и применительно к черемисам, обитавшим к востоку от Н. Новгорода. Примечательно то, что часть из них исповедовала ислам, а другая — язычество2.

Особо следует сказать о «татаризации» Мещеры — ведь к XVI в. большая её часть стала в сущности татарской и отсюда начинается расселение татар-мишарей по другим регионам Поволжья. Этот процесс иногда объясняют подчинением местного нетатарского населения пришлым татарским феодалам. Действительно, феодализация Мещеры имела свою специфику — у мордвы и мещеры не было своей государственности, и они легко подпадали в зависимость от славянских или тюркоязычных феодалов.

О принадлежности некоторых мещерских земель татарам говорится вскоре после присоединения их к русским княжествам. В 1405 г. в договорной грамоте великого князя Василия Дмитриевича с князем Владимиром Андреевичем, «сей названный младшим братом великого князя обещается не вступаться в Мещеру с волостями и в места татарские и мордовские»3.

Татарские феодалы, убегая от своих, более сильных сюзеренов со своими людьми расселяются по лесам, бортным ухожаям, вовлекая в свою среду тюркоязычные общины. В Мещере поселяются все новые татарские феодалы, перешедшие на службу Московскому государству. Так, род Усекая Сулейманова, сына князя Колончакова, был пожалован в районе Мещеры Дмитрием Донским «поместьем и тамгою и с посаду поземельными и полавочными деньгами»4. В низовьях Мокши и Цны имелись татарские поселения на землях древних родов Седиахмета, Адашева, Кугушевых, Асбердиновых, Богиша.

___________________________________________________________________________

1 Флетчер. О государстве русском. СПб., 1905, с. 12, 83.

2 Олеарий А. Описание путешествия в Московию н через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906, с. 364.

3 СГГД, ч. 1, № 38, с, 70.

4 Степанов Р. Д, К вопросу о служилых и ясачных татаРах — Сб. аспирантских работ. — Иад. КГУ, 1964, с 57.

В конце XV — начале XVI вв. в окрестностях Темникова находились татарские селения Азарепино, Шукетрово, Алкаев Болезино, Кадышево, Аракчеево, Чюрнша, Кадомо-Агеев Агишева, Айтуганово, Акбулатово, Байтеряково, Терегул во и многие др.1

Мещерские князья XIII — ХЧ вв. по всей вероятности управляли местным тюркоязычным населением. В истории Мещеры и Мордовии известны так называемые мордовские князья-татары, управляющие мордвой, о чем несколько подробнее будет сказано в последующих главах. Позднее на части территории Мещеры помещается татарский царевич Касим. Согласовав предварительно с рязанским великим князем Василием Васильевичем при посредств князя Кобяка Айдаровича и Исака Ахматовича, московский великий князь заключает с царевичем договор, в силу которого царевичу отводилась часть Мещеры во владение. При этом перечисляется этнический состав ясачных людей — бесермене, мордва, мочары3.

Мордовские князья, как и мещерские, были выходцами из Золотой Орды, имели свои городища и селнща н мордовских «беляках» или управляли местным население по власти Золотой Орды или Москвы. Татарские владения имелись на месте Саровской пустыни — городок Сараклы «Тюленево городище» (с. Тюленево Елатомского уезда) городок Стельдом на берегу Мокши, верстах в 10 от ны нешнего г. Темникова, ниже по течению Мокши — Городише (Старый Темников). В 15 верстах от Краснослободска на месте селения Ефаева было страновище татарских мурз Тениша и Ефая. Много было татарских владений по другим местам Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Симбирской губернии '.

Татарские селения имелись в непосредственной блнзо сти Арзамаса, в частности, по обоим берегам Теши. Ес предания, что татарские селения были на речке Акша Само название этой речки — искаженное татарское слов «Ак су» (Белая река). В 3 верстах от Арзамаса на Акш существовало русское селение с татарским названием Исупово 4.

___________________________________________________________________________

1 Халиков А. Х. Тзтерскнй народ и его предки. — Казань, 1989, с. 167 — 168.

2 СГГЛ, ч. 1, №№ 115 — 116; Любавский М. К., Образование основной государственной геррнторнн велнкорусской нзродносгн.

3 МельниковП. И. Очерки мордвы. — Русский вестник т. 69, 1867, с. 504 — 506; Смирнов И. И. Мордва. — Изд. ОАИ г. Х, в. 1 с 318.

4 Щегольков Н. М. Указан. работа, с. 14, 30. 14

Несмотря на частые набеги. на местных татар. (а они были и со стороны степняков, и со стороны Русских), татары не покидали Мещеру. Князь Бехан, построивший г. Сараклыч, перебирается за р. Мокшу, на левобережье, Темниковский уезд, строит себе поселенье на том месте, где ныне село Кангуш. В архиве Саровского монастыря сведения о родоначальнике князей Седехметовых: «Князья Седехметовы жили в деревне, в лесу за Мокшей и от мору и от рати Рязанской разошлися в разные места... От вода Седехметовых пошли селения на Бегеевской поляне, Кавтотижине, Апаеве, Дашкине, Адаеве и др.»1.

К середине XVI в. Мещера приобрела татарский облик настолько, что «волжские воровские люди, в случае плохой поживы на Волге, обыкновенно отправлялись добывать себе зипуны у темниковских и кадомских татар'.

В XVI в. в числе мордовских владетелей называются и мажары, что указывает на близость мажар с татарами. Мажары перечисляются наряду с казанскими князьями, тарханами (феодалы из среды чувашей и черемисов), обращавшимися к царю с предложениями своих услуг.

В то же время наблюдается усиленное проникновение Русских в Мещеру и перемещение татар к востоку от Мещеры. Это связано с тем, что после покорения Казани русское правительство в целях укреплении своей власти Раздает мордовские и татарские земли русским помещикам. В результате такой политики уже в начале XVII в. в Елатомском, Шацком и частично Кадомском уездах плотной массой сидят русские помещики, тогда как обширные территории Темниковского уезда все еще остаются в руках татарских землевладельцев'. Отдельные татарские поселения в Мещере сохраняются еще и в XVII— XVIII вв. А. Олеарий, посетивший эти места в 30-е годы XVII в., пишет о том, что Муром населен русскими и татаами, что «здесь начало поселений мордовских татар, которые все покорны великому князю» '.

В XVI — ХЧП вв. в Мещере наряду с татарами-кипчаками и бесерменами фигурируют башкиры, буртасы, буртасские татары, маджары, называемые общим названием мещеряк, мещеряков

___________________________________________________________________________

1 Зепекин М. И. Указав. работа, л. 25, 32.

2 АИ, т. 1, с. 230; Смнрноп М. И. О князьях Мещерспнх... — С. 184.

3 Чермепский П. Н. Культурно-исторнческнй очерк Тамбовской губерннн. — С. 19, .

Олеарий А Описание нутешестеня п Москозню... С. 355—356.

Особенно часто упоминаются маджары. Впервые этноним «мачярин» употребляется рядом с мордвой, бесерменами в договорной грамоте 1483 г. 1 Вельяминов-Зернов в примечании к своему труду так комментирует этот термин: «мачярин» очевидно то же, что мещерянин, мещер (у нас они назывались можарами), имя народа одного происхождения с мордвой. Мишари — отатарившиеся остатки прежней мещеры» '.

В конце XVI—ХVII вв. происходит татаризация всех тюркоязычных народов Мещеры (буртасов, башкир, маджар и др.) и дифференциация угро-финских народ (мордвы, черемисов и др.). Видимо, зто происходит в связи с образованием сословия служилых татар. Об это говорит фраза из исторического документа, относящего к 1575 г. «в Темникове татары из тарханов, башкирцев, можерян» з. Об этом процессе свидетельствуют и употребляемые термины «бургасские татаровя» в районе Кадом (1596 г.) 4, кадомские бургасы (1682 г. — последний раз) Одновременно с этим начинается расселение татар-мишарей в другие регионы Поволжья и Приуралья. Постепенно Мещера теряет свой татарский облик. Лишь отдельны татарские селения, находящиеся в окружении русских мордовских, напоминают историческое прошлое Мещеры

Для исследования истории татар-мишарей важное значение имеет выяснение вопросов об их происхождении, расселении, контактах с другими народами.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами татар-мишарей, считает, что именно в Мещере и прилетающих к ней районах сложилась мишарская группа татар, расселившаяся из Мещеры по другим районам Поволжья и Приуралья. В этнографической литературе вы делаются четыре территориальные группы татар-мишарей: окская, волжско-правобережная, заволжская (левобережная) и приуральская. В окской группе четко выделяется темниковская (чокающая) подгруппа, охватывающая

___________________________________________________________________________

1 ДДГ, № 76, с. 283 — 287.

2 Велья минов-Зернов В, В. Исследование о касвмовских царях в царевичах. Т. 1. СПб., 1863, с. 1.

3 Изв. Тамб. УАК, вып. 23, 1889, с. 30 — 31.

4 Там же, 1890, с. Пб — Н7.

з Черменский П. Н. Народ буртасы по известиям восточных писателей я данным топонимики. — Историческая география россие. — М., 1970. с. 90.

западные районы Мордовии и прилегающие к ней районы Рязанской и Тамбовской областей. В волжско-пра вобережной группе выделяется сергачская (цокающая) подгруппа. Учитывая историю формирования, эту подгруппу иногда называют сергачско-кадомской. Из носителей темниковского говора образовались кузнецкая (Пензенская обл.), лямбнрская (Мордовия) и хвалынская (Саратовская обл.) подгруппы волжско-правобережной группы татар-мишарей. Представители этой группы расселены и иа волжском левобережье и в Приуралье.

Выходцы из Сергачско-кадомского региона группы образовали буинско-симбирскую подгруппу, а также байкибашскую подгруппу приуральской группы татар-мишарей. Чистопольская и чердаклинская, а также альметьевско-бавлинская подгруппы левобережной группы мишарей, расселенных в Татарстане, имеют смешанный характер.

Фонетические особенности говора (цоканье или чоканье) сохраняются независимо от места расселения, характера контактов с другими этническими группами и в современных условиях. До начала интенсивного процесса урбанизации сохранялись различия и в элементах материальной культуры (одежде, жилищах и др.), что позволяет говорить о некоторой автономности и различиях в этнической основе различных групп татар-мишарей.

Вопрос о происхождении указанных этнографических групп решался в рамках единой концепции этногенеза мишарей. Между тем дифференцированный подход позволяет оценить достоверность выдвинутых гипотез об этногенезе татар-мишарей, о их отношении к маджарам, буртасам, булгарам, кипчакам.

Впервые гипотезу о древнетюркском населении Мещеры выдвинул В. В. Вельяминов-Зернов, исследовавший историю Касимовского царства. Он считал мишарей древними насельниками (аборигенами) данной местности и видел в них «отатарившиеся остатки финно-угорской мещеры — мочаров или можаров» '. Эта гипотеза была принята многими исследователями как основа объяснения этнонима «мишари». Она была подхвачена и местными истоиками и этнографами, проявившими большой интерес к истории татарского населения края '. На IV сьезде членов

___________________________________________________________________________

1 Вельямивов-Зернов В, В. Указан. работа, с 30 — 31

2 Магницкий В. К. Нечто о чувашах, татарах и мишарях. — ДНГУАК. Т, ПI. Отд. 1, с, 37 — 60; П о п о в Н. Сведения о нижегородских татарах. — Нижегор. епарх. ведомости, 1896, № 10 — 11.

Общества археологии, этнографии и истории при Казанском университете Можаровский высказал мысль: мещера и мишари — искаженное чувашами и мордвой название летописных «можар». Эту точку зрения поддержал и другой участник съезда — академик В. В. Радлов. Он отождествлял можар с мишарями, указав на то, что они (мишари) прежде обитали густыми массами в южной части Казанского ханства и тогда были известны русским под названием «можар», — этноним, трансформировавшийся в тюркском звучании на «мяшяр». Скорее всего наоборот: мяшяр на мажар '. Несколько иного мнения придерживался П. П. Семенов, который считал, что мещеряки или мещера — это потомки отатарившегося, отчасти обрусевшего финского племени, уцелевшие ныне только в Оренбургской, Пермской, Пензенской и Саратовской губерниях. В прежние времена они обитали в так называемой Мещерской области. Он предполагает, что казанские татары и мещера когда-то составляли одно непрерывное целое. Мещера оказалась разделенной на две части — восточная часть оказалась под властью и влиянием татар, западная — под влиянием русских, сохранив от своих предков только цоканье'.

Точки зрения угро-финского происхождения мишарей придерживался и Х. Фейзханов, выходец из нижегородских татар, адъюнкт Петербургского университета, сотрудничавший с Вельяминовым-Зерновым в исследовании истории Касимовского царства. «Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, — писал он, — одако они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев» '.

Гипотезу, высказанную В. В. Вельяминовым-Зерновым В. В. Радловым, развивали в советское время С. П. Толстов, Б. А. Куфтин, Т. А. Трофимова, Т. И. Алексеева Б. А. Васильев и др.

___________________________________________________________________________

1 Труды IV Археологического съезда в России. Т. 1. — Кзззпы. 1884, с. 17.

2 Семенов П. П. Геогр-стат. словарь..., Т. Ш, с 281.

3 Цит Усманов Миркасим. Заветная мсчта Хусаина Фейзханова. — Казань, 1980, с. 79.

С. П. Толстов, в частности, категорично заявлял, что «в лице русской мещеры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего племени, часть которых отатарилась, — другая же часть обрусела» 1.

Другую гипотезу о происхождении татар-мишарей, э основном на материалах нижегородских и симбирских татар, выдвинул Г. Н. Ахмаров «. Он считал, что мишариэто потомки тех кочевников Азии, которые в XIII в. хлынули в Европу и утвердились на Ахтубе под именем Золотой Орды. При распаде Золотой Орды часть этого племени под предводительством царевича Касыма в середине XV. в. утвердилась на Оке. Оставшиеся в степи татары стали называть себя ногайцами. Часть ногайцев в начале XVII в. (1612 г.) пришла в места современного расселения нижегородских татар, в Алатырский уезд, вытеснила мордву и заняла их поселения. При этом он категорично утверждал о том, что в этих местах татар до этого не было.

Г. Н. Ахмаров обращает внимание на цоканье, имеющее место в мишарском диалекте и во многих восточно-тюркских наречиях, а также в монгольском языке, находит много общих слов с языком алтайских татар (напр., карагат, ыцкыр, карсак, куэы, куй, куцкар, сырга, ут, байтал, 'ялцы, елкы). Акцентирует внимание на русских заимствованиях, касающихся в основном строений, домашнего хозяйства, земледелия, что, по его мнению, является доказательством отсутствия длительных контактов с другими тюркоязычными народами. В подтверждение своего выведа Ахмаров приводит и такой факт: мишари Карсунекого Курмышского и Сергачского уездов называют себя татарами, а пензенских татар относят к «настоящим» ми Ахмаров считал, что название «мишар» навязано татарам Поволжья мещерского формирования казанцами.

Предположение о том, что предками мишарей были тюркоязычные этнические элементы — выходцы из Золотой Орды, содержится и в Большой Советской Энциклопедии з.

В последние десятилетия появились более углубленные исследования по этногенезу татар Поволжья и Приуралья. Среди них монография Р. Г. Мухамедовой «Татары-мишари» (М., 1972).

___________________________________________________________________________

1 Толстов С. П. Итоги и псрспективы изучения кзпцокзльпыл групп Нпжегсрсдсксй губерния. — Сб, Культура и быт нзсслекпп ЦПО. М 1929 с 158 — 159

2 См Ахмаров Г. Н. О языке и пзродпсстп мпшзрсй. — Изв. ОАИЭ, т. XIX. Вып. 2. Казань.

3 Большая Советская Экцпклопедпп. Т. 27. — М„1954, с. 686.