Предметы поклонения небесным светилам. Сюльгамы

В материалах, отражающих религиозно-мифологические воззрения суваро-булгар, ярко прослеживаются древние представления о зависимости людей и жизни на Земле от небесных светил. Суваро-булгары обожествляли природу, солнце, луну и прочие светила небесные и вообще видели в свете высочайшее существо и поклонялись ему (см. ил. 2).

На выявленных предметах поклонения небесным светилам ярко отражается художественное творчество людей древней эпохи. В них широко использованы изображения астральных и солярных знаков, свидетельствующие об устойчивом сохранении культа небесных светил. Символ солнца практикуется в форме самых разных солярных изображений: самый известный из них крест, который как знак солнца возник от изображения перпендикулярно наложенных друг на друга двух перекладин. Крест с доисторических времен служил охранительным символом в культуре практически каждого народа мира1. Крест известен с древних времен, задолго до появления христианства. Многолучевые знаки типа колеса; системы односторонних завитков в радиальной или круговой композиции; мотив ромба; круг с точкой посередине, — все они по сей день широко применяются в астрономических и астрологических символах. Знаки с четырьмя лучами типа колеса в изображениях наделялись магической силой2. Окружности, изображенные на костяных изделиях, обозначали бесконечность, и в какой-то степени свидетельствовали об астрономических познаниях суваро-булгар. Уже в те времена суваро-булгары могли определять небесные тела и ярко отражали их в искусстве (см. ил. 3).

Одной из разновидностей колеса является священный божественный символ солнца — свастика. Это — очень древний символ, являющийся общим для многих народов. В разные времена свастика символизировала удачу. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день, — отсюда более широкое значение его как символа плодородия и возрождения жизни; концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии3.

Ил. 2. Изображение солнца. Бронза, литье. X—XIII вв. Орнаментальные украшения суварского национального костюма с изображением солнца. XIX-XX вв. Амулет и памятный знак. 1998 г.

Интересно отметить, что после Февральской революции 1917 года Временное правительство России пыталось освоить свастику и даже печатала ее на банкнотах, которые были в ходу до 1922 года.

Одними из популярных символов солнца являются шести- и восьмиконечные звезды. Ю. Д. Петухов считает их символикой Древнего Египта, совпадающей с символикой Шумера, но в основе обоих знаков — символика первонарода, суперэтноса русов4. Но Ю. Д. Петухов не совсем прав, т. к. шести- и восьмиконечные символы были общими для многих этносов мира. Солнце являлось символом жизни и щедрости, знаком света, первичного огня (см. ил. 4).

Ил. 3. Предмет поклонения небесным светилам. Кость, резьба. X-XIII вв.

Все это получило распространение и в суваро-булгарской национальной вышивке. Например, мастерицы этнографической группы вирьял на налобной повязке масмак вышивали восьмиугольные символы солнца (см. ил. 5). На свадебном костюме жениха XVIII века по краю платка (çулăк) вышита свастика5. У группы анатри орнамент кĕскĕ был известен под названием «уйăх карти» (букв. «оградка вокруг луны»)6. Н. И. Ашмарин отмечает, что «по словам «старых» людей, рисунки узоров (имеется в виду вышивка «кĕскĕ». — Авт.) изображают солнце, как подателя жизни»7.

Ил. 4. Подвеска. Бронза, литье. X-XIII вв. Серебряная накладка. X-XIII вв. Подвеска. Бронза, литье. XIII-XIV вв.. 5. Головные повязки масмак. Фрагменты. Начало XX в.

Женщина, как и Мать-Земля, считалась подателем жизни и почиталась. Ее, как и Мать-Землю, защищали от злых духов, вышивая изображения солнца на груди рубашки. Обожествление солнца как подателя жизни привело к тому, что в старину сувары (чуваши) с целью приобщения к чудодейственной силе, носили его символы — амулеты. Бригадир Иосиф Копця, наблюдавший чувашей в конце XVIII века, указывал, что сувары (чувашки) носили «на груди отлитые из серебра изображения солнца»8. А бывшие мурзы предпочитали носить вместо серебряных амулетов золотые, для этого использовались и монеты (см. ил. 6).

Осмысление женских нагрудных вышивок и нарядов как символов небесных светил отразилось и в фольклоре. Так, в народной загадке «Пÿрт тăрринче кĕрчеллĕ кĕскĕ выртать» («На крыше дома лежит вышитое кеске»), т. е. в данном случае «кĕскĕ» означает звезду — «çăлтăр» В одной из старинных свадебных песен женские наряды приравниваются к небесным светилам (П. В. Денисов. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. — Чебоксары, 1969):

Ил. 6. Подвеска из золотой и серебряной монеты. XVIII в. Подвеска из серебра с каллиграфией. XIX в.

Пуçăм тулли хушпум пур:
Уйăх карти пултăр-и!

Авăм тулли çут кĕмĕл:
Уйăх çутти пултăр-и!

«На голове у меня хушпу,
Пусть будет лунным кругом.

Вся грудь моя в блестящем серебре
Пусть будет лунным светом».

В праздничном женском головном уборе «хушпу. « среди мелких овальных монет часто встречаются овальные серебряные пластинки с выгравированными крестообразными изображениями. По мнению исследователей, эти пластинки символизируют Вселенную («тĕнче») и датируются XVI-XVII веками. П. В. Денисов отметил интересный факт: символическое четырехугольное изображение «тĕнче», т. е. вселенной, наносилось и на лепешки, приготовленные для жертвоприношения. О живучести этой традиции говорит и то, что суварские (чувашские) женщины вплоть до наших дней, по старой памяти, ставя хлеба в печь, наносят на них крестообразные изображения — символ вселенной9 (см. ил. 7).

Ил. 7. Овальная серебряная пластинка. XVII в. Деталь суварского национального костюма. Белый металл. XIX в Головные повязки «масмак». Начало XX в.Среди девичьих нагрудных украшений встречаются лунницы с замкнутыми концами, напоминающие чем-то сюльгам. Вокруг окружности и самого украшения отделка выполнена сканью в изящном исполнении, с поразительным совершенством зерновых узоров. Зерновые узоры созданы в виде треугольников, напоминающих на сюльгаме гору (Ту) и окружность (Ра). А центральная часть окружности — пустота, называемая «тĕнче» (см. ил. 8).

Сюльгамы. В Волжской Булгарии сюльгамы в основном носили сувары и финноугорские племена, т. к. в средневековье многие ритуалы и у тех, и у других были сходны и связаны с общим немусульманским культом10. В Волжской Булгарии сюльгам был общепризнанным символом Çÿлти Турă («Верховный Бог», «Всевышний»), а этническая (народная) религия являлась одной из государственных.

Ил. 8. Лунница. Серебро, скань, зернь. X-XIII вв.

Сюльгамы имеют треугольную форму с окружностью на вершине. Сама вершина есть пристанище божественного высшего начала. Окружность на вершине треугольника означает солнце (Ра), т. е. символ источника всей жизни на земле, а треугольник — гору (Ту). Связь мироздания с Ту (горой) показывает нам связь религии суваро-булгар с горами южных стран. Суваро-булгарское название бога — Турă — Д. Ф. Мадуров связывает с древнеегипетским богом солнца Ра и с суваро-булгарским названием горы Ту. Турă — высшее начало в этнической религии суваро-булгар.

Ил. 9. Сюльгам. Бронза, литье. X—XIII вв. Сюльгам с гравировкой. Начало XX в. Булгарская серебряная анонимная монета. XIII в. Сюльгам. Бронза, литье. XIX в. Головная повязка «масмак». XIX в.

Центральная часть сюльгама — пустота, она называется «тĕнче» (по-сув. «вселенная»). В китайском языке тьень — «небо», а тьенци — «небесная энергия» (погода). У древних египтян тем — «владыка до самого крайнего предела»11 (см. ил. 9).

В дохристианских религиозных верованиях одно из центральных мест занимает культ материнства — «ама». По воззрениям сувар (чувашей), все в природе приобрело свое жизненное начало от ама, без нее не мыслилось никакого развития. А. Фукс, описывая быт и верования чувашей Казанской губернии первой половины XIX века, отмечала, что «чувашенин не может иметь понятия о происхождении вещей, не придав своим божествам мать, т. е., по-нашему, природу»12. Отсюда у сувар (чувашей) сюльгам называется «ама» или «çеçтенкĕ». Ама относится к названию всего украшения из кожи, монеты, раковины каури и бисера13. По описанию М. А. Ивановой, кожа означала благополучие, монеты — успех, а раковины каури имели охранительное значение. Издавна считалось, что цвет несет смысловую нагрузку. Все это отразилось на украшениях ама: цветной бисер подшивался только определенного цвета. Белый цвет указывал на связь с верховным божеством неба14, также он означал чистоту, невинность. Красный цвет символизирует извечное стремление народа к свободе, сохранению традиций и самобытности15. Желтый — цвет славы, радости и Солнца, дарующего жизнь всему на Земле16. Зеленый — цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды и возрождения17. Синий, как цвет ясного неба и моря, представляет и высоту, и глубину, а также постоянство, преданность18. Розовый — цвет чувственности и нежности19.

Ил. 10. Бронзовая накладка. XIII-XIV вв. Бронзовая подвеска. XXII вв. Булгарская анонимная монета. XIII в. Головная повязка «масмак». Начало XX в. Родовой знак. Серебро. XIX в.

Сюльгам, как правило, устанавливался в центре украшения ама. Как считалось в древности, тот участок тела, на котором носят амулеты, нательные кресты, является средоточием души20. По мнению Н. И. Ашмарина, çеçтенкĕ — от «шуçтенкĕ», образовано от русского «жесть». Кроме того, так называли также «желтые монеты из бронзового сплава»21.

Ил. 11. Деталь женского нагрудного украшения. Медь, литье. XVII в.Д. Ф. Мадуров отмечает, что костяная подвеска с орнаментом, типичным для суварских (чувашских) ама, была найдена в Казахстане на городище X-XI веков Джигербент и теперь хранится в запасниках музея народов Востока в Москве.

Подобное украшение существовало в III тысячелетии до н. э. в Месопотамии22.

Эти украшения интересны тем, что так же, как и в суваро-булгарских ама, центр треугольника украшен тремя кругами.

У многих народов человек изображался как подобие Божье — в виде треугольника. Человек состоит из трех частей: тело (физический уровень), ум (ментальный уровень) и душа (астральный уровень). Такие символы треугольника часто изображали на анонимных монетах булгарского чекана XIII века и на украшениях сувар X-XIII веков. На суваро-булгарских налобных украшениях типа масмак XIX века изображен треугольник (см. ил. 10).

Украшение сюльгама чуваши унаследовали от своих суварских предков. А. А. Трофимов не исключает вероятность местных марийских подражаний, а также использования готовых суварских изделий в марийских украшениях. Находка литого бронзового украшения «ама» с рунической надписью из Мартыновского могильника XVII века в Козловском районе свидетельствует о суварском исполнении этого украшения23 (см. ил. 11). Видимо, такой сюльгам мог быть изготовлен в честь какого-либо праздника как «памятный». Согласно исследованиям М. С. Гаджиева, руническое письмо было широко распространено в среде гуннов Дагестана, в частности, эти надписи известны по Урцкескому городищу, отождествляемому со столицей белых гуннов хайлангур Варачаном, имевшим тесные контакты и с дагестанскими савирами-суварами24.

Серебряные двухлопастные сюльгамы, изготовленные в технике зерни и чернения, найдены также в южных районах Чувашской Республики. Центрами изготовления подобных украшений являлись суваро-булгарские поселения25. Таким образом, наряду с предками мордвы, такие украшения использовали и суваро-булгары. В этих украшениях изображали два треугольника, обозначая женское и мужское начало (см. ил. 12).

Ил. 12. Застежка «сюльгам» — нагрудное украшение женского костюма. Серебро, зернь, скань. X-XIII вв. Застежка «сюльгам». Бронза, литье, гравировка X-XIII вв. Застежка «сюльгам». Серебро, чернь, скань. X-XIII вв.

Параллельно с бытовавшими у мордвы сюльгамами с прорезью, встречаются экземпляры и без прорези. Как указывает Д. Ф. Мадуров, на этих украшениях можно встретить разные знаки, по смыслу совпадающие со знаками на суваро-булгарских сюльгамах26.

Суваро-булгарские украшения «ама» XVIII-XIX вв. изображали цветы, выражая красоту окружающей природы, а также для выражения чувств27. Различали сюльгамы девичьи и женские. В девичьих в основном изображали розу и лилию. Роза — символ невинности, чистоты, целомудрия28. А розовый бутон являлся символом девственности — нравственной чистоты, святости, т. е. служил символом этих духовных качеств. Созерцая розу, верующий человек переходил от зрительного образа цветка к понятию божественного. Лилия символизирует чистоту, величие и невинность29.

В женских украшениях частенько изображали подсолнух, ромашку. Эти цветы олицетворяли женское божество и были связаны с представлениями о плодовитости женщины, продолжением рода. С принятием христианства в украшениях «ама» начали появляться кресты, или изображения отсутствовали совсем.

Литература

1 Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. — М., 1996. С. 138.

2 Валеев Ф. Х, Валеева-Сулейманова Г. Ф. Древнее искусство Татарстана. — Казань, 2002. С. 27.

3 Фоли Дж. Указ. соч. С. 154.

4 Петухов Ю. Д. История руссов. Древнейшая эпоха. — М., 2005. С. 320.

5 Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. — Чебоксары, 1981. С. 78.

6 Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Том III. — Чебоксары, 2000.

7 Его же. Том 7, 8.

8 Записки бригадира Иосифа Копца // Исторический вестник, 1896. Том 66. С. 239.

9 Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. — Чебоксары, 1969. С. 76.

10 МадуровД. Ф. Генезис и семантика средневековых сюльгамов чувашей // Исследования по древней и средневековой археологии Поволжья. — Чебоксары, 2006. С. 335.

11 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. — Чебоксары, 2004. С. 102.

12 Фукс А. А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. — Казань, 1840. С. 56.

13 Мадуров Д. Ф. Генезис и семантика... С. 334.

14 Никитин В. В., Никитина Т. Б. К истокам марийского искусства. — Йошкар-Ола, 2004. С. 75.

15 Искендеров Ф. В. и др. Азбука чувашских орнаментов и эмблем. — Чебоксары, 2006. С. 15.

16 Там же. С. 15.

17 Фоли Дж. Указ. соч. С. 354.

18 Там же. С. 352.

19 Там же. С. 360.

20 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. С. 96.

21 Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Том XI-XII. — Чебоксары, 2000.

22 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. С. 97.

23 Трофимов А. А. Одежда и украшения // Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. — Чебоксары, 1993. С. 25 (табл. 4, 1).

24 См.: Мадуров Д. Ф. Генезис и семантика... С. 335.

25 Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм от древности до современности. — Москва-Чебоксары-Оренбург, 2002. С. 32.

26 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. С. 96-97.

27 Фоли Дж. Указ. соч. С. 332.

28 Там же. С. 329.

29 Там же. С. 323.

Агеев В. И. Защитники города Сувар. 2000 г. Б., тушь, 39х37.