Ассимиляция

Опрос показал «опасно малую» передачу чувашского языка младшему поколению

Как показало исследование, лишь 19 процентов детей из райцентров говорят со своими матерями только или преимущественно по-чувашски (17 процентов — с отцами), в то время как 75 процентов их матерей (и 71 процентов отцов) говорили только или преимущественно по-чувашски со своими родителями. «По нашему мнению, это показывает, что лишь один чувашеговорящий родитель из четырех передает родной язык детям», — отмечает Алос-и-Фонт.

Особенности этнических процессов в Чувашской Республике

По-видимому, в конце XX в. все этносы этого региона, исключая башкир, в своем этническом развитии перешли тот условный рубеж, после которого у них начался этап деэтнизации. Пока лишь данные по башкирам дают основание утверждать, что имеющийся у них этнодемографический потенциал (в 1989—2002 гг. их численность увеличивалась ежегодно на 1,9 %) позволит им поддерживать определенно положительные тенденции. Судя по всему, уже наметившиеся процессы деэтнизации будут иметь в будущем высокие темпы прежде всего у мордвы (в 1989—2002гг. её численность ежегодно сокращалась на 1,8 %), существенны будут они и у удмуртов (0,8 %), чувашей (0,6 %) и марийцев (0,5 %).

О концепции развития чувашской национальной культуры (тезисные наброски)

Другая проблема, которую надо иметь в виду при разработке концепции возрождения национальной культуры — это отсутствие у чувашей восприятия православной религии в качестве опоры и хранителя национального духа, выразителя национальных интересов. К примеру, именно так воспринимают татары ислам, эстонцы — католицизм, русские — православие, буряты — буддизм и т. д. Православное духовенство в Чувашии стоит в стороне от проблем национального возрождения, не оказывает поддержку социально-культурным устремлениям национальной элиты.

Развитие национальных отношений в Чувашской АССР в 1970—1980-х гг.

Отказ части чувашского этноса от традиционных атрибутов национальной принадлежности нельзя признать однозначно ассимиляторским процессом. В сознании некоренного, в том числе и русского, населения в условиях распространения русскоязычной культуры в республике происходит размывание этноцентрического начала. Русский язык и русскоязычная культура всё более широкими кругами общественности воспринимаются не как распространение национальных, а как развитие универсальных общенародных духовных ценностей и коммуникативных средств. Представители различных социально-профессиональных групп этноса ориентируются на такие культурные ценности, которые в большей мере соответствуют их материальным и духовным потребностям. В этих условиях нация не может рассматриваться как однородный культурный организм. Стремление определенных общественных сил к проведению политики приоритета одной нации в пределах республики входит в прямое противоречие с индивидуальными правами как представителей самой коренной нации, так и некоренных жителей.

Влияние миграции из села на демографические и этнические характеристики чувашских городских семей

...чуваши — коренные горожане — в повседневной жизни общаются чаще на русском, а на родном языке — лишь изредка. Не только вне семьи, а зачастую даже и в семье чуваш-горожанин находится в такой, уже привычной для него, языковой атмосфере, в которой почти полностью доминирует русская речь. Для этой категории чувашей-горожан телепередачи (пресса тоже) на чувашском языке бывают часто просто непривычны. Кроме того, следует учесть, что, в отличие от мигрантов, коренные горожане в большинстве своем не учили чувашский язык в школе, хотя и знают разговорную речь.

О некоторых этнографических аспектах изучения современной городской семьи Чувашской АССР

По мнению исследователей, чем выше частота межэтнического общения, чем интимнее основа, на которой складываются поля этнических контактов, тем интенсивнее процесс обмена этническими ценностями, тем сильнее сказывается ослабление традиционных элементов быта и культуры. Например, в чувашско-русских городских семьях только 2,2 % осознают себя чувашами, в то время как русскими — 97,8 %. Следовательно, в национально-смешанной семье существуют такие специфические условия, которые значительно ускоряют и облегчают трансформацию этнического самосознания ее членов.

Subscribe to RSS - Ассимиляция