Чебоксары

"Новруз"-2015 в Чебоксарах

Новруз-201521 марта в день весеннего равноденствия во многих странах отмечают праздник "Новруз" (Навруз).

Праздник символизирует возрождение природы и жизни после зимы, а также начало нового сельскохозяйственного года. Наши предки эту традицию завели ещё до нашей эры. В 2009 году ЮНЕСКО внесло "Новруз" в список нематериального культурного наследия человечества.

У суваро-булгаро-чувашей праздник называется Нарăс или Мăнкун (Мункун). В этот день было принято угощать друг друга крашеными куриными яйцами, сладостями и др. После присоединения Среднего Поволжья к Московскому государству этот праздник перенесли на православную Пасху. В Советское время праздник весеннего равноденствия официально не отмечали. В постсоветское время в Чебоксарах его стали возрождать в конце 1990-х годов по инициативе общественного объединения "Центр тюркской культуры".

В последние годы праздник помогает организовывать Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики. С 2013 года в праздновании участвует общественное объединение "Чебоксарский исследовательский фонд "Сувар", возглавляемый Владимиром Алмантаем.

Языковой сдвиг в Чебоксарах: результаты опроса старшеклассников

В то же время, исследование показывает рост использования английского языка. Наблюдается, что в отдельных сферах он используется больше, чем чувашский. Это происходит без отказа родителей от использования родного языка в пользу мощного международного, хотя, несомненно, часть из них могла бы это сделать. По мнению части населения, чувашский язык мешает владению русским, и поэтому нельзя использовать его с детьми, но русский не мешает владению английским, и родители не готовы отказаться от его бытового использования с детьми. Необходимо подробнее изучить стереотипы о чувашском и других языках, чтобы успешно противоречить отрицательному мнению о чувашском.

Старые Чебоксары

Старые Чебоксары: археология, история, топонимикаВ книге на основании проведенных археологических раскопок, сохранившихся разнообразных источников (письменные, картографические и др.), исторических преданий и другого фольклорного материала рассматривается развитие материальной культуры, ремесел (постройки, деревянные, глиняные, металлические, кожаные и другие изделия, находки и т.д.), ранняя история Чебоксар (по XVIII в.). Отдельные статьи посвящены краткой истории археологических исследований в городе и его округе, происхождению чувашского и русского названий города — Шупашкар и Чебоксары. Книга богато иллюстрирована, рассчитана на широкий круг читателей.

Город пока не «состарили»

Старые Чебоксары: археология, история, топонимикаК Году российской истории наше книжное издательство приурочило любопытную новинку – вышел в свет сборник под названием «Старые Чебоксары: археология, история, топонимика».
Книга подготовлена Чувашским государственным институтом гуманитарных наук и посвящена В. Каховскому, Ю. Краснову и всем исследователям, внесшим большой вклад в изучение истории столицы Чувашии. Составитель и научный редактор издания – старший научный сотрудник отдела археологии Е. Михайлов во вступительной статье отметил: «Интерес к истории Чебоксар, который мы видим и ощущаем у жителей города, Чувашской Республики, чувашей за ее пределами, и побудил нас подготовить издание этой книги».

Вăта Сувар

Суварские племена при вынужденных переселениях переносили на новые места древние названия своих городов. На Венецианской карте Франциско и Доминико Пицигано 1367 года на месте нынешних Чебоксар изображен город без указания названия. На карте Фра Мауро 1459 года (Португалия), составленной на основании карты 1436 года и более ранних карт (Tartarica. Атлас. Казань-Москва-СПб., 2005), на месте современных Чебоксар указан город «Веда Суар». На карте указывается суварское (чувашское) название реки Волга – Адыл. Археологический материал, найденный на территории г. Чебоксар во время раскопок под руководством В.Ф. Каховского в 1969 – 1973 годах, подтверждает, что город Веда Суар был основан в XIII веке.

Центр иностранных переводов «Барс»

Услуги в г. Чебоксары по устному и письменному переводу с/на следующие языки: английский, немецкий, французский, азербайджанский, арабский, армянский, белорусский, болгарский, грузинский, иврит, испанский, итальянский, казахский, киргизский, латинский, латышский, литовский, молдавский, персидский перевод, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, таджикский, татарский, турецкий, туркменский, узбекский, украинский, чешский, чувашский, эстонский и т. д.

Отношение молодых русскоязычных жителей Чебоксар к чувашскому языку: опыт квалитативного исследования

Алос и Фонт Э. Отношение молодых русскоязычных жителей Чебоксар к чувашскому языку: опыт квалитативного исследования // Чуваши и их соседи: этнокультурный диалог в пространственно-временном континууме / сост. и отв. ред. В. П. Иванов. — Чебоксары: ЧГИГН. — С. 82—97.

Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV веках

Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV веках. — М.:  Наука, 1985. — 248 с.Первое в советской историографии исследование, освещающее комплекс историко-географических проблем средневекового государства от его возникновения до упадка. В книге рассматриваются территория, границы и административное устройство Золотой Орды.
Приводятся данные о более 100 золотоордынских городах и прослеживаются маршруты военной экспансии Джучидов. Работа основана на русских и восточных летописных источниках, а также материалах археологии, нумизматики и средневековой картографии.

Чебоксары

Бычков В.П. Чуваши на базаре в ЧебоксарахГорода, как и люди, имеют своё лицо, свой облик и свой образ жизни, свою биографию, называемую историей, и даже судьбою.
На волжских берегах формировались народы, составляющие основу населения современной Российской Федерации. Здесь происходило множество исторических событий.
В начале на территории средне-волжского бассейна жили сувары-булгары. Арабским путешественникам было известно, что на берегах Волги жили сувары, и они чеканили свои монеты. Некоторые исследователи считают слово «чуваш» видоизменением — сувар.

Когда показалась конница Батыя, они ушли в Веда-Суар. Как оказалось, навсегда

В последние полстолетия прошлого века столица Чувашии дважды отмечала свой юбилей. И каждый раз точка отсчета со дня основания города была разной: вначале 1555 год, чуть позднее – 1469. В научных кругах Чувашии витает идея о новом пересмотре даты появления города на правом берегу Волги. Одним из его инициаторов считается известный профессор, доктор исторических наук Василий Димитриевич Димитриев. Корреспондент газеты «Республика» попросил ученого обосновать последнюю версию основания города Чебоксары.

Страницы

Subscribe to RSS - Чебоксары